История с историей

Петр Панасейко
           Июньские солнечные лучи  смело проникали в аудиторию, где шёл экзамен по истории Коммунистической партии Советского Союза. Преподаватель Семёнов внимательно слушал отвечающую по билету студентку первого курса. Временами он переключал своё внимание с комсомолки и красавицы  на студента Котова, сидящего  у окна и готовившего ответы на вопросы своего билета. Котов- студент- заочник. Как и вся группа.
          
           Когда голова преподавателя не поворачивалась в сторону студента, он улыбался, слушая ответы студентки, как будто пытался ей понравится, что приводило её в замешательство, поскольку в коридоре находился, дожидаясь своей очереди её муж-студент. Но когда преподаватель переводил свой взгляд на Котова, то это был, по сути, эпизод из фильма ужасов.
      
           - У Вас всё,- спросил преподаватель, когда Никифорова замолчала.
           - Всё, - последовал ответ.
           - Ставлю Вам «отлично», Вы согласны.
           - Серьёзно? Конечно, согласна.
           Больше чем на «удовлетворительно» она не ответила. Повезло, что её преподаватель прчти не слушал. В его голове крутилась мысль, как «отомстить» студенту Котову?
      
           На её место сел лейтенант милиции в новенькой форме.
           - Вы член партии?- услышал вопрос Семёнова  студент.
           - Так точно!
           - Тогда историю КПСС Вы должны знать на «хорошо»?
           - Логично.
           - Давайте свою «зачётную книжку». Кто следующий?
           Следующей оказалась студентка Денисова.
      
           Она молча положила на стол преподавателя свой билет, попросив при этом, взять другой билет. Преподаватель, разумеется не мог не поинтересоваться, что случилось. Оказалось, вчера она с подругами отмечала День своего рождения и у неё болит голова. Экзаменатор не разрешил ей брать другой билет, а поздравив её с прошедшим Днём рождения, вручил  "подарок": оценку «отлично» в зачётной книжке.
    
          Когда Котов оторвал глаза от листа бумаги, на котором излагал ответы к билету, перед преподавателем сидел уже капитан милиции  в возрасте лет сорока пяти.
          - Член партии? - поинтересовался любопытный Семёнов.
          - Увы, в этой организации не состою.
          - Вам сколько лет?
          - Сорок три.
          Преподаватель, услышав ответ, открыл рот, но ничего не сказал. Ему не было понятно, зачем студент в таком возрасте учится. В отличие от студента: до пенсии по выслуге лет ему оставалось два года. Но очень ему хотелось уйти на неё майором. А без высшего образования не получалось. Уговорила его на учёбу  дочь, студентка дневного отделения того же юридического факультета. Которая обещала папе писать за него все контрольные и курсовые работы.
    
         - Алла Демидова Ваша дочь? - наконец-то заговорил Семёнов.
         - Моя.
         - Она сдала мне, насколько я помню, историю КПСС на «хорошо». Вам я ставлю ту же оценку. Будем считать, что Алла сдала за Вас экзамен мне.
         Капитан  задумался. Он невольно вспомнил, как в своё время дочка на втором курсе жаловалась на «пристальное» внимание к ней со стороны преподавателя истории КПСС, но промолчал. То дело  прошлое, а тут под вопросом   большая звёздочка на погонах. Студент молча вышел из аудитории.
       
         Пятым сел к преподавателю восемнадцатилетний парень, в прошлом году окончивший среднюю школу и не прошедший по конкурсу на дневное отделение. Он очень волновался и забыл всё, что знал. Сидел и молчал.
        - Ну Вы хоть знаете, молодой человек, как расшифровывается  аббревиатура «КПСС»?- спросил Семёнов.
        - Командный пункт Советского Союза, - не моргнув глазом, произнёс студент.- Главный пост у нас в стране  - генсек ЦК КПСС. Без КПСС ни туды, и не сюды.
        Необычный юмор студента Семёнов оценил на «удовлетворительно». Тот довольный, вылетел из аудитории. Подошла очередь отвечать  Котову. Этого момента преподаватель ждал с нетерпением.
      
      … На вчерашней консультации перед экзаменом по истории КПСС преподаватель зачитывал вопросы экзаменационных билетов. Семёнов, сам закончивший недавно дневное отделение исторического факультета того же университета и не обладавший ораторским искусством, просто читал по бумажке билет за билетом. Все внимательно слушали его и записывали себе вопросы. История КПСС была разделена на два периода: до середины 1920-х годов и после них. На первом курсе все студенты сдавали её первую часть. Когда преподаватель зачитал очередной вопрос: «Речь Л.И.Брежнева перед избирателями Бауманского избирательного округа», все  студенты перестали записывать. Они думали, что тот ошибся: да, Леониду Ильичу в двадцатые годы было за двадцать, но его тогда никто в стране не знал, и никаких речей он перед избирателями не произносил. Все молчали. Не стал молчать только  Котов.
      
       -  Сергей Владимирович, это первоапрельская шутка? Да вроде сегодня не первое апреля?- обратился к преподавателю студент. – Какое отношение к рассматриваемому нами периоду истории имеет нынешний генсек?
       Вопрос Котова поставил Семёнова в неловкое положение. Ему бы, как преподавателю, продолжать зачитывать экзаменационные вопросы, не вступая со студентом в дискуссию. Но он не выдержал.
       - Да, Вы, правы. Но наша кафедра посчитала целесообразным включить этот вопрос в экзаменационные билеты.
       - А не кажется ли Вам, уважаемый Сергей Владимирович, что Ваша кафедра создаёт Леониду Ильичу «культ личности»?
       - Я так не думаю.
        На том и порешили. …
      
        Преподаватель долго рассматривал Котова, сидящего перед ним с экзаменационным билетом номер 13. При этом смотрел на него, как на пришельца с Марса или с другой какой-нибудь далёкой планеты. Затем, взяв у него «зачётную книжку», велел отвечать на первый вопрос билета. Им оказался вопрос о первой русской революции 1905-1907-х годов. Придраться здесь Семёнов не мог: тот чётко «нарисовал»  роль партии большевиков в революции. Зато он неожиданно стал «гонять»  по работам Ленина. Имея дома на книжной полке все 55  томов Полного собрания сочинений В.И.Ленина, Котов «атаку» преподавателя отразил.
        - Вы что, все тома выучили?- последовал вопрос.
        - Зачем, достаточно знать работу «Государство и революция», а все остальные работы Ленина «крутятся» вокруг неё.
      
        Ответа Котов не получил и перешёл ко второму вопросу: «Речь Брежнева перед избирателями …». Тут лицо Семёнова засияло, он взял ручку, взял экзаменационную ведомость и что-то туда записал. Как потом оказалось, он там поставил Котову «неуд». И вернул владельцу «Зачётную книжку».
        - Не понял юмора, Сергей Владимирович,- удивлённо спросил с тудент.
        - Какой юмор, Вы же не читали речь Брежнева, как я Вас вчера понял?
        - Извините, я этого не говорил. Я только говорил о том, что ваша кафедра подхалимским способом включила эту речь к нам в билеты. Это не одно и тоже. Мне продолжать?
        - Продолжайте.
      
        Обладая отличной зрительной памятью, Котов чуть ли не дословно начал излагать преподавателю речь генсека. Тот слушал, слушал. Затем взял свой портфель, достал из него газету «Правда» и стал сравнивать речь Брежнева с "речью"  Котова. Придраться не получалось.
       - Да,- прервал ответ Семёнов, - как же Вы умудрились за ночь выучить такую большую речь? Что же мне теперь делать с экзаменационной ведомостью?
       - Это Ваши, Сергей Владимирович, проблемы. Вы мне поставьте оценку  в мою «зачётку», и я пошёл.
      
         Развернув в коридоре «Зачётную книжку», Котов увидел там «удовлетворительно»  и ушёл готовиться к следующему экзамену по «Политической экономии». Котов, таким образом, начиная со школьных уроков по истории, получил впервые «тройку». Меньше «пятёрки» он по этому предмету не получал. Никогда и нигде.
    
        А преподаватель Семёнов по окончании экзамена у студентов первого курса  пошёл смотреть личное дело студента Котова. Когда узнал, что тот является членом областного комитета партии,  на следующий день написал заявление ректору на увольнение по собственному желанию, не дожидаясь вызова в обком.

10.10.2015 г.

Фото из Интернета