Нетленность

Александр Захваткин
Нетленность – явление, при котором тело, или отдельные его части, после смерти человека сохраняются длительное время в естественном состоянии, без мумифицирования. Сюда же относятся случаи высохших тел, сохраняющих длительное время свою целостность без разрушения, без использования специальных технологий мумифицирования и хранения мумий, на подобия мавзолея Ленина.


КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Из жития княгини Ольги:
«Почувствовав, что приближается ее смертный час, она причастилась Святых Таин и стала молиться Богу и Пресвятой Богородице. И когда молитва была еще на устах ее, душа оставила тело и отошла к Господу. Случилось это 11 июля 969 года.
Вскоре (около 1000 г.) Владимир повелел перенести останки святой княгини в церковь, чтобы люди могли поклониться ей.
Ее мощи извлекли из земли, и — о, чудо! — они оказались целыми и невредимыми: время не тронуло их. С великой честью и при стечении множества народа святые мощи были положены в каменный гроб и установлены в незадолго до этого построенной церкви Пресвятой Богородицы, называемой Десятинной. Так произошло первое в нашей истории обретение нетленных мощей и торжественное перенесение их для всеобщего поклонения в новопостроенный храм.
Рассказывают еще о таком дивном чуде. На верху каменного саркофага, в котором лежали мощи святой княгини, было устроено оконце. Когда кто-нибудь с твердой верой приходил к гробнице, оконце само собой открывалось, и было видно нетленное тело блаженной княгини, светящееся, словно солнце. И, как говорят, многие люди получали возле гробницы исцеление от разных болезней. Если же кто без веры приходил к честным мощам, оконце не отворялось, и был виден один только каменный гроб.»


АНДРЕЙ СМОЛЕНСКИЙ

Андрей Смоленский (? - 1390) - переславский князь. Для умерщвления своей плоти он постоянно носил на себе тяжелые железные вериги, претерпевая в то же время всякое оскорбление и нужду.

В 1540 году в царствование Ивана Грозного был в Москве преподобный старец Даниил, устроитель Данилова монастыря в Переславле просил дозволить ему с местным духовенством осмотреть гроб святого князя Андрея. Царь и первосвятитель дозволили ему это сделать.
После вскрытия захоронения обнаружили мощи Андрея Смоленского целыми и нетленными, положенные не в гробу, но обвитые берестовыми скалами и издававшие благоухание: волосы на главе его были длинные и русые, как цвет цветяхуся; одежда его с медными пуговицами скутана была на одну сторону и оказалась целою с головы до ног.


МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ

Еписком Воронежский Митрофан (1623 – 1703) оказывал поддержку Петру I в строительстве первого русского флота.
Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора мощи святителя переносили дважды в 1718 и 1735 гг. Каждый раз было засвидетельствовано нетление тела Митрофана.
3 февраля 1919 года в Митрофановском монастыре особая комиссия, составленная из представителей губисполкома, горисполкома, представителей съезда (по два от каждого уезда), городского отдела здравоохранения, редакции «Известий» и других учреждений, под председательством секретаря губернской чрезвычайной комиссии Бессмертного, произвела вскрытие раки Митрофана Воронежского.
Согласно заключению комиссии мощи состояли из рассыпающегося черепа с приделанными к нему чужими волосами, нескольких костей другого происхождения, а основную массу составляли покрывала и тряпичная кукла, набитая истлевшим материалом. При вскрытии мощей присутствовал и подписал акт вскрытия архиепископ Воронежский и Задонский Тихон (Никаноров).


ДАШИ-ДОРЖО ИТИГИЛОВ

В 1927 году хамбо-лама Даши-Доржо Итигилов (1852-1927) призвал учеников и объявил им, что проживет еще 1000 лет, после чего сел в позу лотоса и попросил прочесть молитву, которую обычно читают умирающим: «Благопожелание уходящему».
Ученики отказались читать ее живому учителю, тогда Итигилов прочел ее сам, после чего умер и был похоронен в позе лотоса.
Согласно завещанию ламы его последователи достали тело через три десятилетия в 1955 году, и оно оказалось нетленным. Затем эксгумация происходила дважды: в 1973 и 2002 годах. Ученые и свидетели отмечали, что тело продолжает жить, а лицо покрывается потом.
В 2002 году в присутствии родственников Итигилова и судмедэкспертов состоялась официальная эксгумация Хамбо-ламы. Скептически настроенные ученые просили подождать несколько часов: известны случаи, когда труп, сохранявшийся в гробу невредимым, рассыпается в прах на свежем воздухе. Однако с телом ламы ничего подобного не произошло.
Более того: на лице Итигилова первоначально были полосы от перетягивающей его шелковой ткани. Через несколько часов эти полосы полностью исчезли: кожа его была упруга, как у живого человека.
С тех пор тело святого содержится в сакральном помещении в буддийском храме Улан-Удэ. Шесть раз в год его выносят на обозрение паломникам. Состояние тела не ухудшается, несмотря на мрачные прогнозы ученых, считающих, что для него вредны перепады температур и прикосновения рук.
В 2004 году этой проблемой нетленности тела Итигилова занялись сотрудники Российского центра судебно-медицинской экспертизы.
Естественно, ученые подозревали некую фальсификацию. Однако результаты спектрального анализа волос, ногтей и кусочка кожи Итигилова никаких разрушительных изменений не выявили. Белковый состав тканей Хамбо-ламы соответствует белковому составу тканей, взятых от живого мужчины. Произошли некоторые изменения в фосфатных соединениях тканей, однако их природу ученые не поняли. Внутренние органы ламы, похоже, так же целы, кровь в ранках находится в желеобразном состоянии. Обследовать тело с помощью рентгена или другой аппаратуры ученые боятся: как бы не нарушить хрупкое равновесие, неизвестным способом достигнутое ламой.
Заведующий отделом идентификации личности Центра судмедэкспертизы Виктор Звягин, возглавлявший исследование, — отнюдь не новичок в своем деле. Он занимался идентификацией останков царской семьи, Православная церковь привлекала его для изучения мощей святых. Однако в этом случае авторитетный ученый вынужден был констатировать, что подобных случаев наука до сих пор не знала. Согласно двум актам судмедэкспертизы никаких следов бальзамирования на теле ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления. Состояние летаргического сна ученые также исключают.


АВТОНОМ СОРЕОСКИЙ

Мощи Автонома Сореоского (ум. 313 г.) были найдены нетленными под грудой камней. Один писатель VI века так говорит об этих мощах:
«Проникая иногда очами в гроб мученика, я видел св. мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в три дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волосы сего славного мужа; волосы его густы, лицо его бело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты...
Во всем теле находятся в целости все составы его, так что ни от головы его ничего не отпало, ни от прочих частей тела ничего не отделилось.»
В Стихотворном Прологе, написанном в XII веке, также говорится о неповрежденном состоянии тела этого мученика в то время, т.е. спустя 8 веков после смерти.


СВЯТАЯ ЗИТА

Когда Зита (1212–1272) скончалась в возрасте 60 лет, семейство Фатинелли, у которого она была служанкой с 12 лет, стало почитать ее как святую за её безропотность.
Тело святой Зиты было обнаружено в 1580 году, по прошествии более 300 лет после ее смерти, и, по свидетельству очевидцев, издавало запах жасмина и роз. С тех пор мощи хранятся в итальянском городе Лукка, в базилике Святого Фридиана. В 1696 году Зита была причислена к лику святых.


МАРИЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

В гроте неподалеку от Лурда Марии Бернедетти Субиру (1844 – 1879) 17 раз являлась Дева Мария. Многие считали ее святой, но власти и священники долгое время сомневались, терзали девушку допросами и даже грозили тюрьмой. В 24 года она ушла в монастырь и ухаживала за больными. 16 апреля 1879 года Мария Бернарда умерла от туберкулеза, прожив всего 35 лет. 19 апреля ее погребли в дубовом оцинкованном гробу.
22 сентября 1909 года была произведена эксгумация. Подробный официальный отчет об этом находится в архиве монастыря Сен-Жильдар. В нем говорится, что в 8:30 утра гроб был открыт в присутствии монсеньора Готье, епископа Неверского, а также членов епархиального трибунала.
По снятии крышки гроба было найдено идеально сохранившееся тело Бернадетты. Ее лицо лучилось девичьей красой, очи были сомкнуты, словно она была погружена в спокойный сон, а уста приоткрыты. Голова слегка клонилась влево, руки были сложены на груди и обвиты сильно заржавевшими четками; ее кожа, из-под которой просвечивали прожилки, в идеальном состоянии прилегала к тканям; равно и ногти на руках и ногах находились в превосходном состоянии.
Подробный осмотр тела производили двое врачей. По снятии облачений все тело Бернадетты выглядело как живое, было эластичным и неповрежденным в каждой своей части. После исследования был составлен протокол с подписями врачей и свидетелей. Сестры-монахини обмыли и одели тело в новые облачения, а затем положили его в новый, двойной гроб, который был закрыт, запечатан и вновь помещен в прежнюю гробницу.
Второе обследование тела Бернадетты состоялось 3 апреля 1919 г. в присутствии епископа Неверского, комиссара полиции, представителей местного совета и членов епархиального трибунала. Обследование производилось с той же тщательностью, что и десятью годами ранее, с той только разницей, что каждый из двоих врачей, Талон и Конт, составляли свои рапорты каждый в отдельности и без взаимных консультаций. Оба их отчета полностью согласуются между собой, а также с предыдущим медицинским заключением, составленным за 10 лет до того врачами Давидом и Жорданом.
В 1923 г. Папа Римский Пий XI вынес заключение о «героической степени добродетелей» Бернадетты Субиру, открывая тем самым путь к ее беатификации. Было необходимо осуществить третье и последнее обследование тела, которое было произведено 18 апреля 1925 г., т. е. через 46 лет и два дня после смерти Бернадетты. При этом присутствовали: епископ Невера, комиссар полиции, мэр города и врачебная комиссия. После принятия требуемой присяги, гроб перенесли в часовню св. Елены и открыли. К изумлению всех присутствующих, тело Бернадетты сохранилось в идеальном состоянии!
 Из заключительного отчета, составленного главой врачебной комиссии, д-ром Контом:
«…Тело Бернадетты было нетленным (неповрежденным), … совершенно не подверглось процессам гниения и разложения, вполне естествен-ным после столь долгого нахождения в гробе, извлеченном из земли…».
В дальнейшем доктор Конт опубликовал статью в научном журнале, где привел еще больше медицинских подробностей:
«При обследовании тела меня удивили превосходно сохранившиеся скелет, все связки, кожа, а также эластичность и упругость мышечных тканей… Но более всего мое изумление вызвало состояние печени через 46 лет после смерти. Этот орган, столь хрупкий и нежный, должен был очень скоро подвергнуться разложению либо кальцинироваться и затвердеть. Между тем, извлекши ее с целью получения реликвий, я обнаружил, что она имеет эластичную, нормальную консистенцию. Я тут же показал ее своим ассистентам, сказав им, что этот факт выходит за пределы естественного порядка вещей».
Ряд исследователей считает, что тело Бернадетты выставленное для обозрения в реликварии капеллы св. Бернадетты в Невере является восковым мулежом, при этом никаких доказательств этому не приводится, кроме того, что,  после третьей эксгумации для обеспечения сохранности тело Бернадетты было покрыто тонким слоем воска.


МАХЛУФ ШАРБЕЛЬ

После смерти ливанского монаха-отшельника Махлуфа Шарбеля (1828–1898) над его могилой наблюдалось свечение.
О чуде Шарбеля заговорили почти через полтора года после его кончины.
Началось с того, что 15 апреля 1898 года в горы на поиски преступника выехал полицейский наряд. Увидев свет над монастырем св. Маруна, сыщики поспешили туда и потребовали открыть склеп, думая, что там скрывается преступник. Монахи распахнули металлическую дверь, и полицейские приступили к тщательному осмотру склепа. Убийцу они там не нашли.
Но обнаружили, что склеп затоплен, а останки всех монахов уничтожены. И только тело монаха Шарбеля не было тронуто разложением. Правда, его лицо и руки покрывала грибковая плесень, похожая на вату. Но, когда ее удалили, увидели лицо не умершего, а спящего человека. На нем даже выступила «испарина» в виде сукровицы розового цвета. Все члены тела были гибки и эластичны, и от него не исходил трупный запах. Монахи переодели покойника в сухую одежду и перенесли в монастырскую кладовую, где его осмотрели вызванные врачи: полицейские решили удостовериться, что покойник не спит летаргическим сном. Оказалось, нет, он был мертв.
Между тем его тело продолжало так сильно «потеть» сукровицей, что приходилось каждый день менять на нем одежду. Один из монахов как-то решил «посушить» тело на солнышке. Это просушивание и проветривание продолжалось четыре месяца, но не дало результата. Врачи предложили удалить все внутренние органы из его тела. Усопшему Шарбелю очистили брюшную полость. Но это тоже ничего не дало: труп не разлагался, продолжал выделять розоватую жидкость, а мышечные ткани оставались мягкими и эластичными.
В 1909 году его тело положили в короб со стеклянной крышкой и оставили в монастыре для всеобщего обозрения. В это время тело не переставало «потеть» сукровицей, не высыхало и не превращалось в мумию. Кожа оставалась светлой, не чувствовалось трупного запаха.
В 1927 году Шарбеля переложили в цинковый гроб, который поместили в деревянный.
В 1950 году было замечено, что по стенам склепа, где находился гроб, стекает студенистая жидкость розового цвета. Гробы вскрыли – никаких изменений.
В настоящий момент тело Махлуфа находится в монастыре Святого Маруна, где служил Шарбель.


СЕН ЖАН БАТИСТ МАРИ ВИАННЕЙ

Малообразованный настоятель, служивший во французской деревушке Арс, известный как Иоанн-Мари Вианней (1786–1859) при жизни стал настолько популярен, что властям пришлось построить специальную железнодорожную ветку Лион - Арс для паломников.
Его нетленное тело, покрытое тонким слоем воска, хранится в часовне в Арсе в хрустальном реликварии.
Нетленное сердце святого хранится отдельно от тела и время от времени вывозится в разные страны для поклонения.



ПИО ИЗ ПЬЕТРЕЛЬЧИНЫ

Пио из Пьетрельчины (1887–1968) прославился при жизни благодаря стигматам - кровоточащим ранам в местах расположения ран распятого Христа. Они появились у священника сами собой в 1918 году и не зарастали до конца жизни - причину этого явления не мог определить ни один врач.
Пио обладал сверхспособностями: умел предсказывать будущее, ви-деть всю жизнь исповедующегося, переноситься в пространстве и находиться в двух местах одновременно.
В 2008 году тело Пио было эксгумировано – оно оказались совершенно целым.
В настоящее время оно экспонируется в церкви Божией благодати, в Сан-Джованни-Ротондо (Италия).


АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ

Антоний Падуанский (ок. 1195 – 1231) был одним из наиболее известных представителей первых францисканских поколений и незаурядным проповедником XIII в.
8 апреля 1263 г, во время перенесения его останков в специально по-строенную Базилику в г. Падуе, тогдашний генеральный министр Ордена, Бонавентура, при открывании гроба обнаружил, что язык Антония остался нетленным.
Ввиду того, что речь идет об анатомически хрупкой части человеческого тела, которая после смерти одна из первых подвержена разложению, феномен нетленности языка Святого Антония по сегодняшний день является необъяснимым наукой явлением.


НАЗАРИЙ

Бенедиктинский монах, пресвитер Павел Диакон (720 – 799), автор «Истории лангобардов», в житии св. Амвросия (340 – 397), епископа Медиоланского, так говорит о мощах Назария (ум. 64 г.):
«Мощи его, найденные за городом (Милан) в вертограде (сад), Амвросий перенес в церковь Святых апостолов.
И видели они в гробе, в котором лежали мощи мученика, кровь, как бы сегодня вытекшую; голова же с волосами и бородою так нетленны, что как бы сегодня положены во гроб; лицо его светло, как бы сейчас омыто; и такого они исполнились благоухания, которое превосходит всякие ароматы.»