Литовцы и латыши продукты экспериментов

Валерий Иванов-Виленский
Карта политических и имущественных притязаний на "Восточных окраинах" консервативных политиков современной Польской Республики

Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» представляет перевод статьи польского публициста Конрада Рекаса о потомках народов, которые жили на территории современной Прибалтики до литовцев и латышей. Статья вышла на польском портале-форуме http://chart.neon24.pl/post/126373,kiedy-gadzina-ukasi-zmudzina .

Я перевёл эту статью на русский и дал свой комментарий представленный здесь. Ниже сам текст переведённой статьи.

Комментарий статьи "Литовцы и латыши — продукты литературно-политических экспериментов"

С большим недоумением прочёл данную статью Конрада Ренкаса, известного польского журналиста и консервативного политического деятеля, обучавшегося в Люблинской католической Академии. Всё в ней подчинено одной постоянно муссируемой в Польше идеи, в основе которой жгучая ностальгия по былым временам Речи Посполитой - величия власти поляков на Востоке от территорий, где над Вислой исстари проживал этнос ляхов – предков нынешних националов - поляков.
Реанимации былой Речи Посполитой,  охватывающей во времена барокко огромные территории на Востоке от Балтийского до Чёрного морей, вплоть до Смоленска, где располагались огромные земельные латифундии польских магнатов, обретённые оружием в период продвинутого сюда воинствующего католицизма, подчинение былой собственности тамошних магнатов нынешним полякам, или получение материального возмещения за это имущество – вот та национальная политическая идея, которая будоражит умы определённой и весьма влиятельной консервативной части современного польского общества. Это подтверждает и объявление этого же автора, кстати, он же и председатель организации Опека над Окраинами, от том, что 16 октября т.г. состоится собрание организации, на котором будет непосредственно рассматриваться вопрос о материальных интересах нынешних поляков в отношение утраченных Польшей территорий на восточных Окраинах и возврат им тамошней «польской собственности».
Поясню, в данном случае Окраинами называются земли, прилегающие сегодня к территории Польши. Земли эти некогда входили в состав Великого княжества Литовского - стали составной частью образованного в 1569 году Речи Посполитой, на основе Люблинской унии, договора, объявившего это федеративное союзное государство народов, населявших Королевство Польское и Великое княжество Литовское. Кстати, само название Речь Посполитая, является аббревиатурой выражения – Rzecz POSp;lstwa POlski i LITwy -  Вещь народов Польши и Литвы. И ещё, В 1561 году в результате Ливонской войны территория Латгалии отошла к Великому княжеству Литовскому, и лишь через восемь лет стала частью Речи Посполитой, что обусловило внедрение католицизма среди определённой доли местного населения.
Пояснение это необходимо для того, чтобы современный читатель, неискушённый в тонкостях исторических польско-русских перипетий, понял главную мысль: поляки никогда не были местным населением Великого княжества Литовского (ВКЛ). На землях ВКЛ исстари проживали различные славянские племена: кривичи, дреговичи, поляне, древляне и т.д., - по утверждению автора «единокровные» предки нынешних поляков. Здесь автор в корне не прав: князья славянских племён ляхов – предков нынешних поляков, с незапамятных времён формировали своё государство на землях бассейна реки Вислы, в называемых и нынче регионах - Большой и Малой Польши.
После вторжения на земли ВКЛ воинствующего католицизма в конце 16 века, насаждаемого «Огнём и мечём» (так называется одна из книг трилогии Г.Сенкевича «Потоп»), уведённая из православных церквей в католические костёлы (православные церкви уничтожались или переиначивались в униацкие), часть здешнего славянского населения бывших территорий ВКЛ, в середине 19 века, в эпоху формирования национального сознания и образования национальных государств в Европе, будучи теперь католиками, записывали себя в ведомостях тогдашней царской администрации – поляками. Славяне, оставшиеся в православии, называли себя белорусами, малороссами - украинцами. Таков генезис и этимология «поляков» с «Polskich Kres;w» («польских окраин»).
Относительно противопоставления жмудинов и латгалов, нынешним литовцам, автор публикации допускает принципиальную ошибку – бесшабашно путает этническое и национальное. Кстати, литовцы, и вообще балты, автор этого видимо не знает, тоже из славян, ибо всем мы из санскрита – индоевропейской ойкумены общего индоевропейской  языка (советую автору прочесть эту мою статью: ).
Не вдаваясь слишком глубоко в философскую суть данного аспекта социального бытия народов, скажу просто – это не одно и то же. Как известно, национальное сознание и национальное самоопределение народов начало формироваться лишь после Великой французской революции, свершившейся в 1789 г. Тогда были уравнены все гражданские права людей перед Основным законом – Конституцией государства, невзирая на величие того или иного сословия, авторитет и могущество герба конкретного рода, его древность.
Издревле население континента Европа подразделялось на те, или иные этносы, но государства формировались родовыми вождями – гербовыми князьями, и лишь в 19 веке стали формироваться так, или иначе осведомлёнными гражданами, - как национальные. Приписывать современным представителям древних этносов жмудинов или латгалов, какие-то особые привилегии в современных национальных государствах, получивших то, или иное название, по одному из этносов входящих в его состав, это значит добиваться политической дезинтеграции такого государства по национальному принципу.
Учитывая то, что автор считает названные в статье этносы «кровными» с поляками, то из этого следует, что такая дезинтеграция, должна служит интересам только поляков. Любой политический или меркантильный приоритет одной нации - это и есть нацизм в чистом его политическом проявлении. А то, что предводитель «кресовцев» (не путать с «крестоносцами») узрел даже само «единокровие» - общую кровь между ними и поляками, то, извините, но это чистый расовый шовинизм, поскольку включает определённые антропологические характеристики в определение нации.
 Понятие нация – как политический продукт, принципиально культурогенна, поскольку опирается на этнические, духовные аспекты бытия того или иного социума. Напомню, смешивать две сущности: меркантильную - материальную и духовную - истинным христианам не дано Всевышним. Но автор данной статьи этого видимо не знает, и не удивительно – ведь он бросил обучение в духовной Академии…
С политической точки зрения такие амбиции на Востоке, оглашаемые нынче вслед за новым президентом Польши А.Дудой, весьма опасны, поскольку фальшивы в своей основе.
 
Литовцы и латыши — продукты литературно-политических экспериментов


Уже в 80-х годах я впервые приезжал в Литву с типичным национальным паломничеством: «Остра брама» («Восточные ворота» в городской стене г.Вильнюса, над которыми, в часовне, находится чудотворная икона Божьей матери, чтимая как католиками так и православными. – Здесь и далее примечания переводчика, историка Валерий Иванова.) — кладбище Расу (старинное кладбище в Вильнюсе, место захоронения сердца Ю.Пилсудского и матери польского маршала. – Пер.) – Друскининкай (любимое местом отдыха Ю.Пилсудского. – Пер.) – переживал чувства по географическим названиям из книги «Потоп» (лауреата Нобелевской премии Г.Сенкевича: польский романтический писатель конца 19-го века, в период становления национального сознания народов Европы воспевший борьбу поляков за сохранение разлагавшегося изнутри федеративного государства народов Польши и Литвы Речи Посполитой. – Пер.).

Местные поляки с грустью рассказывали одно и то же: когда выедешь на село, где местные дадут тебе крынку молока и кусок хлеба-калача, то это село, или польское, или русское. Но когда спускают собак – то литовское. Вдогонку со злостью иногда бросали: литовцы, это мы. А там – жмудины…! Сегодня признаются, что были неправы. И хотя сегодня настоящие жмудины всё делают немного медленнее – однако с упорной последовательностью, достойной морских приливов и тектонических движений. И глядя на северо-восточные рубежи, куда проник польский характер, должны с удовлетворением утверждать – коренные жмудины — не литовцы (т.е. потомки жителей региона Аукштайтии), коренные латгалы – это не латыши. Это сильно утешает поляков, проживающих в Прибалтике.

Кто здесь был первым?

Несколько месяцев назад литовская служба госбезопасности задержала автомобили, в которых ехали люди с исключительно радостных, важных и даже отважных Русских дней в Вильнюсе. Поводом стали свисавшие с антенн Георгиевские ленточки – запрещённые в Литовской Республике, как знак «российского сепаратизма». Санкции на задержание, однако, не было. Хранившиеся наготове фотоаппараты, которые должны были зафиксировать «российскую провокацию» не начали трещать съёмками. В первом автомобиле ехали поляки из Григишек (Григишкес. — Пер.) — предместье литовской столицы. В другой — их соседи, которые с певучим специфичным славянским акцентом, весьма не соответствующим гортанной речи – заявили, что ни русскими, и тем более литовцами не являются. Поскольку они жмудины, т.е. являются потомками того народа, который был здесь ещё до того, когда какой-нибудь «кунигас» (князь — на современном литовском языке. – Пер.) гонялся за Железными волками (автор имеет ввиду легенду о «Железном волке», приснившемся князю Эдмунду-Эдимантию-Гедимину, что привело к закладке города Кривов-Вильны-Вильнюса. – Пер.). И что с этими было делать?

Этот вопрос всё чаще задают себе, впрочем, не только журналисты или полицейские – но также вильнюсские власти, особенно от просвещения. Жмудины разговаривают на собственном языке, который, не зависимо от того, как классифицируется по политическим мотивам – более понимаем латышами, нежели владеющими «литературным литовским» (?) потомками Аукштайтов (Аукштайтия – срединный этнический район современной Литвы, столица региона Аникщяй. – Пер.). Явление записывания детей жмудинов в местные русские, белорусские, возможно, и русско-польские, где насильственно навязывается литовский язык и где «душат наречия», стало настолько возмущать спокойствие администрации, что она решилась приостанавливать инициативу слишком усердных педагогов.

Кстати, утешает наблюдение, что меньшие, по отношению к полякам, нации повторяют те же ошибки, которые были некогда у нас. «Литуанизация жмудинов» такое же абсурдное занятие, как оздоровление и коммунистическая «полонизация жителей Шлёнска». Жмудины имеют полное право ответит коллегам с Аукштайтии также, как жители Катовиц могли 80 или 60 лет тому назад ответить приехавшим с Кракова или Варшавы: мы вовсе не лишились национального сознания, не отдавали свою национальную элиту другим, не ездили мы печатать книги в Петербург или Кёнигсберг, отцепитесь от нашего наречия, и может ваше — названное литературным, не хуже нашего!

Мои зубастые жмудские знакомые добавляют (а местные поляки и русские хлопают в ладоши), что самая народная писательница Литвы – Юлия Бенюшевичюте-Жымантене — не случайно писавшая под псевдонимом Жямайте, предупреждала: «Там живёт тёмный, злой народ» — имея ввиду именно аукштайтов…

Украденное имя

Менее известный вопрос, почему меньшинством, таким же терпеливым как жмудины, также понемногу доведённым до окончательных политических решений, правда, в Латвии – являются латгалы. Есть что-то грустное в том, что как и государство, называемое Литовская Республика, обокрало с исторической территории Жмудь, так и Латвийская Республика присвоила себе в качестве названия государства и нации, название той этнической группы, которая трактуется как не желаемая, не признаваемая и только стыдливо констатируется как меньшинство.

Три независимых балтийских государства – фактически это несчастный случай на работе. Это особенно хорошо видно на примере Латвии. Этому крестьянскому народу, 700 лет управляемому немцами, русскими и евреями, после Октябрьской революции Запада признал «временную независимость» в надежде на возвращение на эти земли Белой России, которую там, в послереволюционный период ожидали – также для того, чтобы не допустить возвращения контроля балтийскими немцами. В их разгроме немалую роль сыграли польские военные соединения под командование Э.Ридза-Смиглого, за что позднее, в уже независимой Латвии отплатили во время проведения земельной реформы, уничтожая историческую польскую земельную собственность на территории Польских Инфлянтов (так поляки и сегодня называют Латгалию — регион Латвийской Республики, где большинство местного населения славяне. – Пер.).

Из-за того, что никаких латышей не было, чтобы обосновать принципом «самоопределения наций» создание этой временной республики, было введено, сильно отличающееся по языку и по религии от остальных, национальное меньшинство в искусственно образованное «национальное государство» — и одновременно образована латышская нация. Эти различия, кстати, до сих пор видны, особенно принимая во внимание стимулируемый государством латышский национализм, не гнушающийся духа нео-нацизма. С ним заигрывает протестантизм, и де-факто, нео-язычество, пропагандируемое, как национальный латышский элемент – сильно контрастирующий с латгальским католицизмом (который принесли сюда, борясь с православием, польские иезуиты вместе с захватчиком этих земель польским королём С.Баторием в 1579-1582 гг. – Пер.). Однако, похоже, что и как аукштайты жмудинов, так и потомки земгалов и куршей не хотят «выпустить» эмансипирующихся латгалов за границы государственной нации – вместе с их отходом окончился бы миф о латышском большинстве в Латвии.

История Польши смотрит на военные разборки крестьянских наций

Полякам, и тем, кто проживает в Литовской и Латвийской республиках вбивают в голову первенство признания, или просто подчинения, национальным интересам нации-хозяев. Однако, если даже без припоминания польского характера Вильны (Вильнюса. – Пер.) или Динебурга (Даугавпилса. – Пер.) – соседями наших соотечественников не являются, во всяком случае, литовцы и латыши, продукты литературно-политических экспериментов, постоянно поддерживаемые интересами империй и приграничных сил. Ими являются только, от деда и прадеда, единокровные (?- пер.) жмудины и латгалы — народы, старшие даже от польских городов на этих территориях?

Политическая Варшава (как и Вильно и Рига) хотели бы проигнорировать, как минимум, половину миллиона одних, и 200 тыс. других. Для поляков на юго-восточных окраинах языковые, культурные, просветительные и самоопределяющиеся движения, являются фактом и пунктом соотношения. Тем более важным, чем более агрессивной и давящей есть политика литовских и латышских националистов.

Как говорит старая поговорка, которую так любил Цат-Мацкевич (польский писатель, глава буржуазного польского правительства в изгнании 1954-55 гг. – Пер.): «когда змия укусит жмудина – от яда жмудина умирает сама гадина». И чтобы это постигло шовинистическую змию Прибалтики.