Потемкин приводит нового фаворита

Олег Самсонов 3
               



                Екатерина одна. Потемкин входит.

Екатерина. Ну как?
Потемкин.  Сейчас будет.

                Входит  Ланской.

Екатерина.  Вы кто?
Ланской. Сын мелкопоместного смоленского дворянина Александр Дмитриевич Ланской, ваше величество!
Екатерина. А служите кем?
Ланской. Кавалергард Измайловского полка в чине армейского п о р у ч и к а, ваше величество! Взят Светлейшим князем Потемкиным в адъютанты!
Екатерина (с улыбкой). Зачем же так громко...  А не хотели бы вы стать моим флигель-адъютантом  с чином, ну, скажем,  г е н е р а л – п о р у ч- и к а?
Ланской. Как Светлейший изволит, ваше величество.
Екатерина. Я думаю, со Светлейшим мне удастся договориться.
Ланской. В таком случае, со всею душою, матушка!
Екатерина. Хорошо. Ступайте, я вас потом позову.

                Ланской уходит.

Сколько ему лет?
Потемкин. Двадцать один.
Екатерина. Да, молод... А характер мягкий, покладистый. – Я все думаю,  мысли от себя отогнать не могу, как приступить нам к установлению союза с Австрией.
Потемкин. Ты будто провидица, матушка. Только что получена депеша от нашего посла в Австрии князя Голицына о том, что император Иосиф под именем графа Фалькинштейна собирается приехать к нам для встречи с тобой в белорусском городке Могилеве.
Екатерина. Сама судьба толкает  его в наши объятия. Вот и не верь после этого  в предназначенье… А знаешь ли ты, князь, почему я не люблю визитов монархов? Потому что все они скучные и несносные люди, с которыми надо держаться чинно и строго. Но император Иосиф другое дело. Я рада буду встретиться с ним. В моей голове уже забродили мысли о наших совместных действиях. Вместе с австрийцами мы одолеем турков, и бесчисленное множество христиан освободится из-под мусульманской опеки. Заботу о странах Балканских мы Австрии предоставим. А вот Греция… Недаром же внук мой наречен греческим именем Константин. Значит, сидеть ему в Константинополе, царем греческим быть!
Потемкин. А мою голову мысли о Персидской экспедиции одолели для проторения торговых путей через Персию на Восток.
Екатерина. Завтра же жду тебя, князь, обсудить это. А сейчас – в Эрмитаж, время отдыха приспело.

                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а