28. 4 Песнь одинокого. Избранные комментарии

Виталий Иванов
Приложение к книге (расширенный вариант книги):
Песнь одинокого и Формула одиночества/ Виталий Иванов . – СПб. : Серебряная Нить, 2015. –168 с.
В книге собраны авторские стихи, афоризмы и тексты на тему одиночества.
Заказать печатную книгу за 260 руб:

Электронная книга:
http://russolit.ru/books/download/item/2812/

 «Могильщик»
--------------------

Стихотворение не сегодня написано. Это просто некая мистическая картинка.
Сочувствовать нужно нам всем.
Приезжаешь на кладбище, например, в Ковалёво под Питером, территория с надгробиями каждый раз увеличивается прилично. Посмотришь - до горизонта кресты, обелиски... Во все стороны.
Вокруг Питера несколько таких кладбищ...
Смотрят на тебя молодые лица.. из мира не этого. Множество лиц. И всё больше... Несколько не по себе.

Мы пока ещё на гребне волны. Или на краю бездны.
Но уже вот покатимся, заглянув в пропасть…

- «Будем жить, пока не умрём!»

Под Питером кладбища занимают колоссальные территории, уже чуть ли не сопоставимые с размерами города. Ужс...

- «С тех пор, как всех стали хоронить в отдельных могилах, картина просто зловещая...»

Вчера смотрел мюзикл «Бал вампиров». Под впечатлением.

- «Я туплю, а хотелось бы понять твою идею. В моём представлении кресты на кладбище повсюду, а не только позади. Я туда потому и ходить перестала, что гнетёт. Но чувствую, что у тебя какая-то другая мысль за этими словами, а понять не могу. Объяснишь?»
- Новые могилы роются на краю кладбища, который всё время отодвигается, кладбище расширяется. 10 лет назад похоронили тёщу на кладбище в Ковалёво, уже тогда огромного. А сейчас с места её могилы оно огромно во все стороны. Каждый раз, приезжая, мы с женой видели, как всё это растёт… Ужас. Не в самом кладбище, а колоссальном, непрерывном росте его. Обозначенных мёртвых чуть ли не больше живых.


«Мои одноклассники»
--------------------

Почему я привел стихи Гумилёва и Кузмина? Очевидно, что это родственные произведения, написанные в единой манере. Кто-нибудь обратил внимание на дату стихотворения - 1988-й год? «Мои предки» - Кузмин гордится за них, «Мои читатели» - Гумилёв радуется… И чему было радоваться мне и всем нам в России 1988-ого года? Полному развалу и мраку? «Мы дружили, пока пили вместе»?.. Увы, это правда, всё так и было. А сейчас? Хороша тенденция, да?..
Стихотворение отразило абсолютно реальные вещи, это наша история. Которую свойственно забывать или ею не интересоваться, делать вид, что ничего подобного нет и не было. Ни предков, ни читателей. Ни одноклассников…
Чуваки-чурилы-пользователи-совки-колорады-лохи и гоблины-троли-ящероидыспланетыНибиру… и прочее. Всего 666 имён.


«Муза»
--------------------

- «Если Муза Вас искала - Вы счастливый. Обычно бывает наоборот.»
- Счастье – когда находят друг друга… две половинки.
Что толку – искала? Может быть, не нашла!

- «Тебе повезло, Виталий, ОНА нашла тебя!»
- Может быть, и нашла. В общем, не буду скрывать, мы встречались. Однако встречи наши были недолгими. А вот любовь – сохранилась, по крайней мере, моя.


«Мы встретились случайно»
--------------------

Что же тут непонятного? Именно потому ЛГ и расстался с проклятой бисексуалкой, что сам однолюб. Вот забыть только почему-то не может. :)

ЛГ совесть замучила и навязанная мораль. Я так думаю.
А может быть, он лишь мечтал… А у автора написалось - что непонятно. Он-то, может, и понимает. Но это не дано всем читателям. Ничего удивительного. :) Ведь автор и читатели – разные люди. Тем более, здесь ещё и ЛГ. Нетрудно запутаться.
Тайна потому тайна и есть, что не для всех.)


«На дне сияющей реки»
--------------------

«На дне сияющей реки» нашей памяти есть драгоценные камни… Так неожиданно написалось… Сам не знаешь, почему вдруг что-то приходит откуда-то из глубин подсознания.
Воспоминания о счастье всегда немножко грустны.

Есть такие образы, которые были и остаются для нас – идеальными… на всю жизнь. Увы, иногда мы бежим от нашей любви, искренних чувств дружеских и кладём их как бы на дно сияющей реки… подсознания. И лучшие друзья уходят от нас в «тёмный лес»… Или мы сами уходим от них… Покидаем себя… уходящего.
Но, что же, только – грустить? Жизнь продолжается. Будем жить нынешним и радоваться сегодня, сейчас друзьям и любимым, не повторяя страшных ошибок юности. И не забывая о мгновениях счастья.

Почему вы всё «как» да «как»? «Каку Данте», каки Алёнушки… Будьте проще, воспринимайте как есть, как автор себе представляет. Попробуйте войти в образ и представить себя на дне сияющей реки моей памяти. Я вас положил когда-то туда, на дно и однажды, может, вернусь…
Хочу туда, где тёмный лес и светлая река. Где друг мой навсегда исчез… Исчезнет там тоска.
Что нужно для жизни? Друг и любимая девушка. Они далеко. Вот за ними когда-нибудь я и вернусь, уйду отсюда туда. Что же тут не понятного?..

Что есть наша душа мы не знаем. Но очевидно, что заключает она в себе всё самое для нас дорогое – друга, любимую…

Есть небольшая шероховатость… Однако, на самом деле, всё просто. Уйду туда, где течёт река… моей памяти. Течёт издалека… И шлёт нам привет. Конечно же, тогда, когда мы сами – там, у реки. То есть – я, мой друг и любимая… Все вместе.
Ну, в общем, согласен. Но ведь красиво, а?
Подумаю. Я часто возвращаюсь к стихам и правлю. Большое СПАСИБО за конкретное замечание. Проглядел!

Не всё так просто… Я специально положил девушку на самое дно своей памяти… «на дно сияющей реки». Почему? - Быть женою поэта, тем более юного – крайне опасно.
А друг? И дружить с поэтом опасно. Трудно. Невозможно - понять… Поэтому, иногда, от нас уходят друзья, лучшие. В тёмный-тёмный лес… От тоски – непонимания этого беспросветного одиночества…
Как же это всё так происходит? НЕ СПРАШИВАЙТЕ ! Мне трудно ответить, считайте, что это поэтическая интуиция, нечто подсознательное, лежащее глубоко-глубоко… «на дне сияющей реки»…

Своя жизнь… сияющая река… где-то в самой глубине сокровенного.
В одну и ту же воду её, кристальную, можно входить сколько угодно раз…

Да, эта река памяти, сияющая река, возможно, не только моя. Если посмотреть шире, где наши друзья? любимые?.. Друзья и любимые наших дедов, отцов… Где они сами?.. Хорошо, если на дне сияющей реки, а не в тёмной бездне ила забвения…

Спасибо за мнение. Сколько людей, столько мнений! Подумаю. Но, вроде, нет никакого особенного поэтического криминала. Последняя строфа о том, что не просто душа – там, но и моё «я», и всё, что с ним вместе, однажды уйдёт туда «где тёмный лес и светлая река»… Уйдёт навсегда!

Интуитивные ассоциации… Возможно, в последний час.. где-нибудь, на берегу бесконечной реки, поймёшь, ты или я, что всё было не совсем так.. и надо было.. познакомиться по-настоящему! И, более того, именно не разделять себя с.. землёю и небом.. и сделать то именно. что открылось однажды тебе, но ты отошёл.. несколько в сторону.. от того, для чего, собственно, призывали.

«Сильнее Света и Мрака» - это, конечно, более личное, при всём том, так сказать.
А вот «На дне сияющей реки» - я как-то пропустил. И не сказать что стихотворение это сильнО по смыслу, но очень важная вещь - та, что услышалась мне в высоком темпе стиха - лёгкость такая, бытия, светлость, любовь - солнечная, что освещала тёмный лес... ведь юность же это, правда, Вит? Наша радостная безмятежная юность. А потом - в последней кварте:
«Туда, где памяти река
Течёт издалека,
Уйду совсем. Наверняка…
Вернусь, наверняка!»
Вот там, в конце нашей жизни... где собирается из мозаики ошибок мудрость... которая становится и утешением созревшего сознания и утИшением маятника жизни, земного метронома судьбы, успокоителем цепи.
Я бы тоже хотел вернуться, Виталя. Сейчас, по крайней мере, так думаю.
Но ещё точно не решил. Потому что точно ещё не узнал. И не уверен вообще-то, что можно знать хоть что-нибудь точно.
Но чувствовать! Это ты меня, Виталя, подвигаешь. Своими строками.
Твой Володя»
Владимир Сачков

Очень верно сказал. Да... На дне сияющей реки нашей памяти - юность, наши первые друзья и любимые.
Любимая - может, всей жизни. Главная любовь. Первая!
И Друг. Такой дружбы... больше не было и не будет уже.
Не обязательно, что они умерли. Просто ушли. ТА дружба и ТА любовь остались - ТАМ, глубоко... Но! если ты не замутил воды свои, на дне сияющей реки видны лица... и всё-всё-всё - видно, как было!
И вот туда - уйти... Да! Именно что туда - к Любимой и Другу, тем лучшим, какими были они - таким, каким был ты сам в это счастливейшее из времён твоей жизни.
Спасибо, Володя. Ты понял.
Но это всё-таки не означает, что надо торопиться туда. Просто надо не замутнить воды и иногда заглядывать в них, на самое дно... сияющей вечной реки.


«Непогода души»
--------------------

Как «профессионал профессионалу» скажу… Я так всё буквально не воспринимаю - по словарю.)
В конце концов, ветер не совсем добровольно притащил за собой звуки.. они упирались.. или я их слушать не собирался. Но вот пришлось-таки. О чём не жалею. Пусть будет так.

Та Родина, та! Вот только иная – Мечта…

Эх!.. Не всё на Родине, как хотелось бы.
Набросок был сделан в 1978-ом году. Как со многими моими стихами, потом подрабатывал.
И сейчас… до Мечты далеко. Но ведь ещё страшней было, если бы Мечты не осталось…


«Осеннее отчаянное»
--------------------

- «Очень вразумительная концовка - понра...
«Я не сдамся... Но кто такой
Эти жуткие строки пишет?» - !
Удачи, Виталий. И, по возможности - всем нам равновесия...»
Наталья

- Ладно, когда мучаешь строчку за строчкой, бесконечно подбирая слова… Но кто водит нашей рукой, когда стихотворение выливается на одном дыхании, сразу? Причём ты даже не предполагал, о чём будет оно! :) И такие-то цельные стихи часто – лучшие. Которые, может быть, не ты сам написал… Но кто?
То тайное, другое какое-то «я», что в тебе прячется?
И ты это знаешь, Наталья.)
И, может быть, это другое.. нечто у нас даже общее? И у других тоже поэтов?
Бог? Муза? Муз? :)
Вот так мы подключаемся к чему-то, что выше нас. И иногда открываем.. для всех необыкновенные строки счастья. Или страдания. Целого мира!


«Осенний вечер грустно бродит в роще…»
--------------------

Что сказать? На пятки наступала не раз, но отставала потом… так и не схватила пока что.


«Почитатели искусства»
--------------------

Я различаю искусство и самовыражение. И это – очень важная для меня тема!
«Искусство», как мне представляется, - нечто искусственное, вторичное от самовыражения творческого человека. Третичное, десятеричное…
Искусство проецирует реальную жизнь или уже существующие произведения из многомерного – в меньшее количество измерений. Самовыражение же – это авторское, душа запечатленная, задержанная во времени. Живая душа.
Недаром, «искусство» и «искусственное» слова однокоренные. Язык, вырабатываемый народом, не ошибается.
Против почитателей такого «искусства», профанации творчества и обращено данное стихотворение.

- «Две хозяйки в кухне не уживутся, так и два гения на одной территории нашего внутреннего мира.»
- Даже несколько растерялся, «два гения»… Многовато, конечно. Вы правы, вполне достаточно одного!)))


«Поэма бессмертия»
--------------------

Стихотворение записалось 33 года назад. Потом переделывал, но первые строчки решил всё же оставить.
«Мне грустно потому, что скоро я умру…»
А вот – не умер ведь! До сих пор.
Будем жить!

- «Наверное, это вовсе не грусть, а радость ощущать себя частицей Целого.
Очень и очень хорошо, Виталий!»
- Да, это не грусть. Но и не радость… Наверное, что-то, чего лишён человек. По крайней мере, при жизни…
Что-то нечеловеческое, короче.)

- «Для верующих смерти нет, а для неверующих она есть? Или каждому воздаётся по делам его? Для кого-то ветер рванётся ввысь, для другого - затишье...»
- Не важно, религиозный ты человек или нет. Дело во внутреннем ощущении, исполнил ли ты предназначенное, оставил ли что-нибудь после себя. Чем больше ты оставляешь, чем полнее внутреннее ощущение, что ты сделал практически всё, что мог, - тем, может быть, уход легче.
И наоборот, цепляются за жизнь те, кто понимают или же чувствуют, они ничего ещё не исполнили, не выполнили предназначения, не оставили себя Самого миру и Богу.
Оставь – и останешься.
И ветер – или, может, душа?- что-то рванётся ввысь и… разнесёт по Вселенной живые семена твоих мыслей и дел. Или - лишь пепел…

В 1973-ем была написана заготовка поэмы. Типа предчувствия.) Ничего иного нежели как бессмертия. И вот потом, до самого последнего времени я заглублял понимание, редактировал строки.
Начало было положено в 19-ть. А потом некоторые знаковые места приходили в самые разные времена. Заключительные строки – не помню, может быть, в 40 или 50 лет. И еще очень много я поправил совсем недавно. И, наверное, буду править ещё.
Так что…предчувствие не обмануло! :)


«Поэт», 1974 г.
--------------------

Сейчас я не могу представить Поэта на месте Ульянова Ленина или среди декабристов. С теперешним пониманием. А было когда-то ведь по-другому,- молодость, романтика…
Вот теперь романтика для кого-то – Майдан. А потом с ужасом будут вспоминать ЧТО натворили! Как уничтожали страну…
Но наш Поэт тогда уже всё-таки предпочитал «жить в лесу и быть ключом.. где плавала Звезда».
Так и получилось впоследствии.) Практически так… По крайней мере, политикой никогда он не занимался.

Мне тоже представляется это четверостишие важным. И довольно глубоким. Или показывающим взгляд с другой стороны, от богатых.
Как богатые оправдывают себя?- Они заслужили деньги свои, собранные со всех. Чем заслужили? А именно тем, что оценивают труд других. Ну и что ж, что не высоко? Без них бы вообще никто не оценивал, и труда просто не было. Никто б не работал.) Как обезьяны. А так каждый трудится на своём месте и получает своё. Как они думают.
А Поэт думает о другом.)
На мой взгляд, обезьяны работают, птицы работают – строят гнёзда. И у них нет там такого. Живут дружно в стае, в родовой семье, племени. Есть, конечно, вожак. Но нет такого разрыва.


«Пришёл я к Богу на поклон»
--------------------

Когда писал стихотворение, казалось, что - поздно. Потом, действительно, думал, может быть, рано к Богу пошёл? Наконец выяснилось, и ходить никуда не нужно, надо Его просто увидеть…
Он с нами всегда.


«Пустой шум»
--------------------

Шум может быть наполнен содержанием и вызывать некоторые последствия, лучше разумные. А бывает совершенно пустой.

Дыхание здорового мира – прекрасно и гармонично. Больного – может стать ужасною какофонией, шумами хаотичными и бессмысленными!

Почему я решил, что пустой? - Негармоничный какой-то, непоэтический… А это я уже хорошо отличаю! Вот и пришлось обратно спрятаться в норку – к стихам, Поэзии… И вновь - на Олимп! В одиночку.. Без лишнего шума. Через дверку внутри.)

Не надо всех нас объединять. В Интернете, может быть, отчасти мы все и в среднем роде, но по жизни.. я ещё не чувствую этого! И с женой мы шумим тоже по-разному.)
Да, однажды наш шум уйдёт… Но, может, стихи – останутся.