Сибирь. былое... часть1

Елена Пытьева
Сибирь...
Я не собиралась ехать в Сибирь.Так получилось,что,прихватив с собою из Москвы "страждущих и обремененных",у меня просто не хватило денег доехать до Алтая,т.к. мне пришлось покупать им одежду,билеты и т.д.
И тут поступило предложение от одного из моих попутчиков-поехать в Сибирь,где жили его родители.,и пробыть там до "следующего поступления денег"(В то время я сдавала московскую квартиру в аренду),Со мной был мой маленький сын.Мы сменили ряд мест(по житейским обстоятельствам),пока не добрались до села Почекуево,Омской области,где и осели,т.к. сыну нужно было идти в школу.
В Сибири я прошла настоящую "Школу Жизни"...
Конечно,мое сердце отказывалось воспринимать красоты Сибири после той восторженной,дивной красоты Горного Алтая...Но могу сказать,что я никогда не видела так много ослепительно-белого снега,я никогда не ела такого количества сала и картошки..Мое путешествие в Сибирь я расцениваю,как добровольную "ссылку".Испытаний на жизнеспособность было очень много.С самого начала моего пребывания в тех краях.
Нам пришлось жить в доме,где раньше хозяйка хранила картошку,забив разбитые окна кусками толи и топя печь "гнилушками" при морозе-минус 50 градусов..Но, после Алтая, для нас с сыном эти испытания не были сложными.Жить в экстремальных условиях меня научили алтайцы.
Низко поклонюсь Матушке Сибири за великую школу трудолюбия и земледелия.Началась эта школа на Алтае,в полном же объеме я прошла ее на Сибирской земле.
Напротив нашего маленького теплого домика,который нам впоследствии удалось купить на краю деревни,жила бабушка Катя.Родом она была из "ссыльных кулаков".Впервые я встретила человека,который радовался революции 1917года.
-Ты не знаешь,Лена,что такое-кулаки!!!Труд это каторжный,скажу тебе!!!Меня мама поднимала в 4-5 утра в возрасте 6 лет и наказывала испечь 10-15 буханок хлеба.Печь была большая,я не доставала до духовки.Для этого сделали мне специальную скамеечку.Я на нее вставала и засовывала формы с тестом в печь.Трудно было,тяжело,а печь -надо!!!Вот плачу,а пеку...
Когда их раскулачили,то ее сослали в Сибирь.Здесь она и по сей день-"ссыльная".В Сибири она встретила своего мужа.Его родители брак не одобрили и невесткой ее не признали.Тем более,что у нее уже был ребенок-сын от другого брака.Поднимали они свое хозяйство трудно,очень трудно.Помощи никакой не было.С одного ведра..Со временем у них,благодаря ,в основном,трудолюбию бабы Кати ,хозяйство стало просто образцовым-гуси(100 штук),свиньи,корова и даже нутрии.Вот эта-то баба Катя и учила меня всему."Я сделаю из тебя добрую хозяйку",-говорила она.Учила земледелию.Как разбивать грядку,как копать "с перевертышем",как сажать,какое слово при этом говорить,в какой день и в какую погоду.
"Сажаешь лук",-говорила она,-вставай рано.Смотри,как пастухи погонят на поля скот пастись,начинай сажать,говоря при этом:"Пусть у меня будет столько лука,сколько голов в этом стаде".А огурцы пойдешь сажать,смотри,чтоб были тучки на небе.Прежде чем сеять,скажи:"Пусть у меня будет столько огурцов,сколько тучек на небе."Капусту высаживай на постоянное место в пятницу,женский день,когда бабы в бане моются,вечером.Сажай и говори:"Чтоб у меня была такая капуста,как самая большая жопа у бабы,что сегодня в бане моется."Капусту поливай три зори-вечернюю,утреннюю,вечернюю.Потом будешь поливать только вечером.А как закручиваться станет кочан,окучь ее и боле не поливай.
Лук сверху воды не любит.Гнить будет.Его поливай только между грядами."Помидоры баба Катя сеяла на рассаду 14 марта.На Августину-капустницу.Помидоры у нее были потрясающими-крупные,ранние,плоскоокруглые,сладкие.И красные,и желтые,и черные.Когда я вернулась в Москву и угощала всех своими помидорами,все спрашивали:"Что это за дивный сорт?"И я отвечала:"Это сорт сибирской бабушки Кати."(Продолжение следует),