А давайте изучать лунные миры

Андрей Елизаров
- А давайте изучать лунные миры !
Это же надо было такое  придумать ! Не котлован на стройке по соседству с нашим  домом, не подвал в 6 подъезде, к входу в который никак не удавалось подобрать ключ, а «лунные миры». Почему   Луна ?  С  чего он взял, что на Луне есть «миры» ?  Как их изучать если тебе  11  лет и живешь ты хоть и в космической стране, и даже в космической республике, но где ты и где   космос ?  И самое главное – почему мы ухватились за эту идею ? 
Но маленькому и лопоухому Юрику мы верили. Если он говорил «а давайте …»  – значит, будет интересно. Вот все сидят, разморенные жарой  где-нибудь в теньке, перебрасываясь вяло пустыми фразами,  и вдруг – а давайте делать водяные бластеры ! Еще никто не понял, что такое бластеры, но что такое вода в такую жару поняли сразу все.  И вот находятся пустые пластиковые бутылки, трубки, изолента, выпиливаются приклады, и через пару часов, мы, вооруженные заряженными  водой бластерами, поливаем ей друг друга, визжа и крича и от внезапного  холода, который   в такую жару в самый раз, и от  удовольствия от игры и от того, что каникулы, и от того, что нам 11 лет…
Игры мы придумывали сами, и игры эти накрывали нас волнами. Вот волна  догонялок  на    великах :  и все носятся, как сумасшедшие, не разбирая, где дорога, а где тротуар, не обращая внимания на падения, ушибы и ссадины. Вот волна строительства четерехколесных самокатов-тачек на украденных на авторемонтном объединении подшипниках, от которых вечерами стонет весь двор, потому что мы катаемся на них с небольшой горки, а подшипники  гремят на асфальте  как камни в банке.  Вот волна делания хлопушек из отработанных ( а чаще всего из почти новых, но благодаря нашим  усилиям  быстро заканчивавшихся ) баллончиков из-под аэрозольных дезодорантов или лаков, карбида кальция, опять же украденного на соседской стройке, спичек и  и  имевшейся всегда в наличии слюны. Вот волна вооружения деревянными пистолетами и ружьями, стрелявшими пульками из алюминиевой проволоки, откушенной прямо  свитой  косой от бухты на той самой стройке, которая снабжала нас практически  всем необходимым для интересной  пацанской  жизни.      
И чаще всего интересные идеи приходили в голову Юрику. Но все-таки лунные миры это не бластеры, не тачки и не ружья, с которыми в общем-то все понятно.
- Айда в библиотеку, - говорит Юрик и мы,  как крысы за крысоловом, играющем на дудочке в известном мультфильме, быстро, пока не остыла идея, едем в детскую  библиотеку, потому что школьная на каникулах закрыта. 
В библиотеке нас встречают настороженно, потому что пятерых  пацанов летом там не видели, наверно, никогда. 
- А у вас есть книги про лунные миры ? – спрашивает Юрик у библиотекарши.
- Ты имеешь в виду про Луну ?  - удивленно уточняет она.
- Да нет, - отвечает он. – про спутники других планет.
- Конечно, есть. А вы записаны в нашей библиотеке ?
Мы отрицательно машем головами, и она дает нам бланки для заполнения.
-  Садитесь и заполняйте, а  я вам пока подберу книги про спутники.
Минут через десять  она приносит нам стопку книг. 
И тут мы понимаем, что попали в ловушку – с этой горой придется что-то  делать и оборачиваемся на Юрика. А он как ни в чем не бывало придвигает стопку к себе и открывает первую книгу сверху. Мы нехотя тоже разбираем по книжке и начинаем листать. В читальном зале кроме нас никого нет, тихо, пахнет книгами, библиотекарь что-то пишет, изредка поглядывая на нас поверх очков, а мы пытаемся понять, зачем нам нужны эти лунные миры. За большими окнами уже безумствует солнце, пассажиры троллейбусов, которые идут мимо нас на ВДНХ, прикрываются от него газетками, пешеходы стараются идти по теневой стороне улицы, и мы представляем как сейчас хорошо на центральной аллее выставки, где уже, наверно, включили каскады фонтанов, и уже, наверно, полно визжащей и плещущейся в воде ребятни.  Саня начинает ерзать на стуле – верный признак, что ему надоело это занятие, как часто с ним случается в школе;  Игорь смотрит в окно, забыв про книжку; Олег увлеченно изучает содержимое кармана шорт,  и только Юрик читает,  ни на что не отвлекаясь  и сосредоточенно глядя в книгу. 
Через некоторое время, когда наше терпение уже на исходе, и даже товарищеская солидарность вот-вот даст трещину, Юрик наконец закрывает книгу и вопросительно кивает нам, мол, вы закончили ? И указывает рукой на дверь. Мы радостно и облегченно киваем головами, сдаем книги и с грохотом скатываемся с третьего этажа на улицу.
- Айда на ВДНХ, - предлагает Юрик, и за это предложение мы готовы простить ему часовое сидение в библиотеке и ни у кого не возникает даже вопроса, зачем нам это было нужно.
На центральной аллее ВДНХ все именно так, как мы и представляли. Все бассейны каскада облеплены как муравьями  ребятней, и мы с трудом находим  свободное место на горячих бетонных плитах.    Лежать на них и даже ходить босиком по ним пока ты не искупался                невозможно, зато после барахтанья в холодной воде фонтанов – в самый раз.  Около часа дня, когда уже и фонтаны не спасают от жары и когда потрачена большая часть нашей почти неиссякаемой энергии на борьбу с водой и друг с другом,  кому-то приходит в голову мысль о мороженом.
Мороженое продается на соседней аллее и никто туда по собственной воле, конечно, не пойдет. Мы сбрасываемся,  и все решает, как часто бывает в таких случаях, «Царь-царевич, король-королевич». Игорь, натянув шорты на еще не высохшие плавки,  плетется за мороженым, а мы решаем залезть в воду еще раз, чтобы  соединить два удовольствия – высыхающую под горячим солнцем  на теле холодную воду и тающее во рту обжигающе сливочное мороженое. Проходит десять минут,  пятнадцать,  мы уже успели высохнуть, а Игоря все нет.   Наконец он появляется заплаканный, без денег и без мороженого.   
- Центровыыыые, - скулит он.
- Вот гады ! Пошли, найдем их,- Олег полон решимости посчитаться с пацанами из центра, которые частенько шманают чужих.
- Да они здоровыыыые, - продолжает Игорь. - И их четверо… Порежут еще…
Олег сплевывает.
- Ладно, не ной.  Встретимся с ними еще как-нибудь.
Настроение, конечно, испорчено, уже не до купания, и мы едем домой. Вечереет, по проспектам с гор начинает сползать холодный воздух, и жара нехотя отступает. Возвращаются с работы родители, открываются настежь окна и балконы, выползают бледные старушки и занимают все скамейки у подъездов, над  волейбольной  площадкой зажигают свет,  отцы вытягивают к ней шланг и начинают поливать ее перед игрой, вкусно пахнет смоченной пылью, прямо из кухонных окон  поливают палисадники на первом этаже, из них же стекают запахи варенья, домашних заготовок, которыми после работы занялись наши матери.  После наспех проглоченного ужина, которого никак не избежать, мы опять собираемся между гаражами.
- Может, в мослы ? – предлагает Саня.
- Да не, темно уже.
И правда, летом темнеет быстро.
- А давайте в догонялки в темноте, - предлагает  Юрик.
Ну и Юрик ! И как ему удается придумать что-то новое и всегда интересное !
Все подхватывают эту идею, представляя как будет смешно и необычно играть в догонялки в темноте. И мы носимся как  угорелые, не разбирая натоптанных дворовых тропинок, кустов,  площадок для сушки белья пока Игорь в этом потном азарте не подныривает под сушащуюся простыню и не встречается лбом с погнутой перекладиной  за ней. У Игоря вся голова в крови и это останавливает игру. Мы испуганно провожаем его до подъезда и,  немного остыв и обсудив произошедшее, тоже разбредаемся по своим  домам,  чтобы завтра, с раннего утра разбудить друг друга условным  свистом и продолжить увлекательную летнюю жизнь.