23. Грамматика

Анатолий Шуклецов
Основа большинства смут в мире – грамматическая.
Мишель Монтень.

23.1 – 23.12: Начал читать и обнаружил. – Писал с ошибками. – Выше всякой грамматики. – Быть жалостливым к стихотворцам. – Верное неправописание. – Грубая орфографическая ошибка. – Есть хорошие буквы. – Каждый звук на учёте. – Решение о записи числа. – Великолепные неправильности. – Единственный критерий. – Даёт таланту силу.


23.1. Начал читать и обнаружил…

По виду ей дашь не больше тридцати, по орфографии – не больше четырнадцати. Моисей Сафир. // Шесть ошибок в пяти словах?! Одна лишняя. Михаил Генин. // …и здесь не перепутанные клавиши, а элементарная неграмотность – духовное несовершеннолетие. Есть вещи, которые лучше не знать. Судя по всему, большинство считает, что это грамматика и пунктуация. // У нас тут прогремел некий М.Веллер из Таллина, бывший ленинградец. Начал читать и на первых трёх страницах обнаружил: «Он пах духами» (вместо «пахнул»), «продляет» (вместо «продлевает»), «Трубка, коя в лавке стоит 30 рублей», и так далее (вместо «коия», а ещё лучше – «которая»), «снизошёл со своего Олимпа» (вместо «снизошёл до»). Что делается с советской литературой?.. Сергей Довлатов. // Мы с трудом припоминаем правописание, когда пишем сами, но когда читаем чужое – легко находим все ошибки. Хомуций. // И о слово споткнёшься, если оно неграмотно. Казахская пословица. // Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мёрзлой дороге! Лев Щерба. // Грамматические ошибки при красивом почерке – как вши в нейлоновой рубашке. Василий Шукшин. // Делать орфографические ошибки – это нечистоплотность. То же самое, что сморкаться пальцами. Иван Тургенев. // Безграмотность писателей неприятна и видна, как раздавленный клоп на белой бумаге! Фаина Раневская. // Ужасно, когда человек говорит хорошо и при этом ошибается. Софокл. // Как увижу всякие разные «вообщем» да «она одела платье» или кто «учавствовал» в чём-нибудь. Ну, не могу читать дальше!.. Может, так мимо чего интересного прошёл. Юрий Боянович.


23.2. Писал с ошибками…

При работе с подлинниками  Максима Горького  я был несколько смущён, когда впервые  читал письмо знаменитого писателя с ошибками и тем, что 30-летний Горький писал полуграмотно, а его собственноручно написанная  «Биография» (1893 год) позволяла считать, что он вообще  не принимает во внимание запятые как знаки препинания в русской грамматике. Павел Басинский. // Грамматик может быть весьма плохим автором; хороший автор – плохим грамматиком. Пьер Буаст. // Грамотно писать Поплавский ни на одном языке так и не выучился, и рукописи его пестрели просто чудовищными ошибками. Но отсутствие грамотности, как известно, не помеха таланту. Гумилёв был почти так же безграмотен, как и Поплавский. Ирина Одоевцева. // Правописание не создаёт гениев. Стендаль. // Ханс Андерсен страдал дислексией и до конца своих дней писал с ошибками. Из периодики. // Современники сетовали, что Байрон в каждой строчке делал по три ошибки. Юрий Никитин. // После выхода «По направлению к Свану» критики, во всяком случае большинство из них, сокрушались, что автор не знает грамматики, и упрекали Марселя Пруста в неумении писать. То же самое говорили о Бальзаке и о многих других писателях. Жорж Сименон. // Подумать только: грамоту выдумали неграмотные! Лешек Кумор.


23.3. Выше всякой грамматики…

Об ирландском писателе Джордже Муре: Он писал на блестящем английском языке, пока не открыл для себя грамматику. Оскар Уайльд. // С грамматикой я искони был в каком-то разладе, не умея применять её к нашему языку и чуждаясь её не столько по рассудку, сколько по какому-то тёмному чувству. Владимир Даль. // Шевырёв исправлял, при издании сочинений Гоголя, даже самый слог своего приятеля, как известно, не особенно заботившегося о грамматике. Однако, исправив, должен был всё-таки показать Гоголю, что и как исправил, разумеется, если автор был в Москве. При этом случалось, что Гоголь скажет: «Нет, уж оставь по-прежнему!» Красота и сила выражения иного живого оборота для него всегда стояли выше всякой грамматики. Н.В.Берг. // …в грамматике два отрицания дают одно утверждение. Шарль Фурье. // Недоверие к грамматике есть первое требование к философствованию. Людвиг Витгенштейн. // Перечитай все грамматики, какие у нас вышли, перечитай, для того, чтобы увидать, какие страшные необработанные поля и пространства вокруг тебя. Николай Гоголь. // Разве не мечтал Виктор Гюго отменить традиционную орфографию и писать слова так, как они произносятся? Ведь из века в век орфография меняется. Жорж Сименон. // Вы знаете, у Вольтера всегда очень много орфографических ошибок! – Тем хуже для орфографии. Хрестоматийный анекдот. // Конечно, здесь немало бравады и перехлёста, всё-таки Байрон и Вольтер знали орфографию. Без этого больших писателей не бывает, она приходит автоматически в процессе длительной работы. Юрий Никитин. // Наилучшая из всех грамматик – это хорошая привычка. Пьер Буаст.


23.4. Быть жалостливым к стихотворцам…

Бог не так уж возражает против плохой грамматики, Он просто не находит в ней большого удовольствия. Эразм Роттердамский. // «Я не отважусь изменить, что свыше мне дано», – ответил британский поэт Альфред Остин, когда его спросили, почему он нарушает правила грамматики в своих стихах. // Грамматик должен быть добродушен и особенно жалостливым к стихотворцам. Николай Карамзин. // В плохом стихотворении всё плохо, в хорошем стихотворении всё хорошо. То, что в плохом режет слух и взгляд, в талантливом стихотворении, исполненном большой внутренней силы, не нарушит гармонии произведения. Валентин Сидоров. // Русский язык необыкновенно приспособлен к поэзии. Потому, что педанты не успели ввести в него свои правила и свои фантазии. Проспер Мериме. // Часто рамки привычных грамматических конструкций становятся тесны чувствам и мыслям самобытного таланта, и трудно спорить с Достоевским, заметившим, что у каждого автора своя собственная грамматика. Но прежде чем вольно обращаться с грамматикой, нужно эту грамматику хорошенько усвоить. Сергей Антонов. // Уваров, министр народного просвещения, писал Гёте письмо и в нём выразил сожаление, что забыл немецкую грамматику. Гёте ответил ему, что, напротив, сожалеет, что он грамматику не может забыть. Иван Наживин. // Его словесные конструкции отличались почти угнетающей правильностью. Профессор Житков – о Столетове. // Я чётко усвоил, где «А» и «Б», и русской грамматикой скован. Варлам Шаламов.


23.5. Верное неправописание…

Есенин жил в стихии языка, как ласточки живут в стихии воздуха, и то, что учёным воронам могло казаться нарушением правил языка, было виртуозным владением им. Чтобы так «нарушать» правила языка, надо в совершенстве им владеть. Из мемуаров. // Язык – не только правила, но и множество исключений. Есть такой троп солецизм – заведомо неграмотное употребление (анаколуф и прочее). Есть такая фигура constructio ad sensum (синезис, «понятливость» по-гречески). Когда фраза, построенная грамматически неверно, понятнее, нежели то же самое сказать грамматически верно. // Не выглянет до время седина… Из пламя и света рождённое слово. Михаил Лермонтов. // Нельзя сказать: «Из пламя и света», – надо: из пламени. Но мне нравилась эта грамматическая ошибка: она приближала ко мне Лермонтова. Дмитрий Мережковский. // У одного бывает неверное правописание, у другого верное неправописание. Георг Лихтенберг. // Когда вы себе уже уясните, что автор пишет так, а не иначе, не потому, что не знает правил орфографии?! Если я пишу “phantasy” вместо “fantasy” (кстати, в словаре есть оба варианта написания), я хочу, чтобы осталось так, как я написала. Не надо мне на полях сентенций о грамматике! Люди разговаривают, а разговор каждого звучит по-своему. Он не может быть одинаковым у всех, как нет одинаковых человеческих существ. Агата Кристи. // Давно подмечено, что лучшие писатели подчас пренебрегают правилами риторики. Если писатель не уверен твёрдо, что пишет хорошо, лучше всё же следовать правилам. Уильям Странк. // Надёжней конь без узды, чем речь без связи. Теофраст.
 

23.6. Грубая орфографическая ошибка…

Недавно модная писательница, участвуя в телевизионной игре, не смогла ответить, сколько же букв в русском алфавите! Из периодики. // В русском алфавите – азбуке, состоящей из 33 букв, последние 85 лет прочно утвердилась народившаяся 220 лет назад, 18 ноября 1783 года, под рукой княгини Е.Р.Дашковой литера-буква «ё». Научное обоснование необходимости присутствия её в системе графики русского языка сделано рядом выдающихся лингвистов: Ушаковым, Щербой, Ожеговым, Реформатским, Шведовой, Солженицыным и другими. Виктор Чумаков. 2003. // Приказом наркома просвещения РСФСР в декабре 1942 года во всех школах было введено обязательное употребление буквы «ё». Через несколько лет от нововведения отказались, а напрасно. Буква «ё» необходима, чтобы избежать путаницы со словами. Для примера, как прочесть рекламный слоган: «Все для всех» – все или всё, что правильно? // Вместо буквы «ё» печатать «е» – грубая ошибка. Ошибка орфографическая, политическая, духовная и нравственная! Против буквы «ё» был могущественный клан полиграфистов. Изготовление металлических литер «ё» и другие процессы были дороги. Компьютерные технологии всё переиначили, ныне это в прошлом. Полиграфическая промышленность в части литерного набора и вёрстки в металле полностью исчезли, вместе с наборными кассами, линотипами, метранпажами и многим другим. Зачастую типографским наборщиком, но на компьютере, сейчас выступает сам автор текста. Ныне в русском орфографическом словаре зафиксировано 36 слов, начинающихся на «Ё». В нём же содержится 90 слов, начинающихся на «Й» и четыре слова, начинающихся на «Ы». Виктор Чумаков. // Без «ё» нет словесной культуры России. Сигурд Шмидт. // Нынешний словарь-справочник содержит около 20 тысяч слов, содержащих «ё». Из них – 2870 фамилий и 1300 имён, употребляемых гражданами России и бывшего СССР. В Ульяновске есть памятник букве «Ё», которую два века назад ввёл в алфавитный оборот и русское письмо уроженец этого города (тогда Симбирска) знаменитый историк Николай Карамзин. Гигантский, высотою более шести метров, памятник букве «Ё» поставлен на Смоленской-Сенной улице в Москве. Из периодики.


23.7. Есть хорошие буквы…

Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими всё: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Всё в этом. Виктор Гюго. // Чем меньше букв – тем доходчивее слово. Безымянный автор. // Открою тебе тайну – я умею читать слова из одной буквы! Льюис Кэрролл. // «У» – название романа Всеволода Иванова. «О» – название произведения Андрея Вознесенского. // В русском языке чаще всего употребляется буква «О», а в английском и большинстве европейских языков – буква «Е». Императрикс Екатерина, о! Поехала в Царское Село. Пародия на  экзальтированное «о» в стихах Василия Тредиаковского. // Зарывшись в букву «К» – так шутники злословили о Владимире Дале. Чрезвычайно часто используются слова на букву «П». В 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» слова на эту букву занимают три полных тома, то есть составляют почти пятую часть всех вошедших в словарь слов. Приставка «про» – лидер приставок в профессиональной речи. // Велимир Хлебников видел звуки окрашенными. Вот (частично) его цветоряд: Б – красный, рдяный, П – чёрный с красным оттенком, Г – жёлтый, Л – жёлтый, слоновая кость. Артюр Рембо писал о разной окраске гласных: «А» – черно, «Е» – бело и так далее. Для Хлебникова же окрашены согласные, ускользающая женственность гласных мешала ему поймать их цвет. Юрий Нагибин. // «Ф» – буква весёлая. Имеет два больших уха, тонкий стан. Головы не обнаружено, рук нет, через уши проходит шея. Она очень гордится собой и считает себя фантастической буквой. «Ф» стоит подбоченясь, расфуфыренная, самодовольная, напыщенная, занимая много места. Ей кажется, что она красивая, но она неудобная и её не очень любят, редко используют. Зная это, она стремится войти в состав слова, подменив букву «В». Бесконечно довольна, когда её употребляют дважды – диффузия, эффект, буффонада. Цвет её фиолетовый, дружит с буквой «Я». Если ей разогнуть руки, превращается в скромную работящую «Т». Не следует этого делать, иначе исчезнут факиры, феи и даже кофе. Из книжки «Технология творческого мышления». // Буква «д» пишется хвостом вниз или вверх. Буква «ъ» даёт дебелый, «ь» – мягкий выговор. Дебелая буква, дебелое произношенье – твёрдое, густое, толстое. Из словарей. // Есть ещё хорошие буквы: Р, Ш, Щ. Владимир Маяковский. // Где бы я ни был, всегда захожу в публичную библиотеку, пусть это не покажется картинным, как в храм. И по узкому проходу иду к букве «Ш». Там ядрёные русские писатели: Шмелёв, Шишков, Шергин, Шолохов, Шукшин, Шаламов…


23.8. Каждый звук на учёте…

Писатели наши слишком часто употребляют слово «смогу» там, где нужно говорить «могу». Одно дело сказать: «Я могу подняться на гору». Но стоит прибавить впереди только одну букву – и слово становится менее сильным. Если ты просмотришь всего Пушкина, Толстого или Бунина, не найдёшь ни одного «смогу». Иван Соколов-Микитов. // Нельзя говорить «зелёный большой дракон», надо говорить «большой зелёный дракон». Джон Толкин. // Какая расстановка слов даёт фразе наибольшую эмоциональную силу? Предположим, что скупость и точность уже соблюдены. Ближайшее слово (считаю слева направо), поставленное под главное ритмическое ударение фразы, должно быть именно тем понятием, во имя которого ты создаёшь данную фразу. Оно должно дать первый рефлекс. Например: «Искажённое лицо было покрыто бледностью». Здесь существенно то, что искажённое лицо. «Бледностью покрыто было искажённое лицо». Здесь существенно – бледность. Существительное в этой фразе не несёт никакого рефлекса, так как само собой подразумевается. Алексей Н.Толстой. // Частенько я раздумываю по четверть часа, поставить ли прилагательное до или после существительного. Стендаль. // «…извозчик извлёк из кармана кисет» – эти три «из» рядом текст не украшают. Максим Горький. // Для русского языка невыносимо сочетание стоящих рядом «р» и «л», как например, в названии сигарет “Marlboro”. Русские не умеют такое произносить. Нам эти буквы непременно нужно разделить гласной: «роль», «рыло», «рельс» и тому подобное. В очень редких случаях, когда эти буквы стоят рядом, слово чётко распадается на два слога: «мурло». Именно рулада “RL” является одной из причин «каши во рту», в чём упрекают английский язык. Ярослав Голованов. // Все слова русского языка, начинающиеся на букву «а», являются заимствованными. Начальное «а» противоречило фонетическим законам русского языка. Из периодики. // Очень трудно выговаривать, не украшают язык наши причастные обороты на «щиеся», «щаяся», «щуюся». И я намеренно изгнал их, в «Архипелаге» почти нет таких слов. Их все можно заменять прилагательными великолепными, которые не употребляют ежедневно, но которые так и ложатся, – лёгкие, хорошие прилагательные. Александр Солженицын. // Шипящих слов надо избегать. Не надо употреблять таких слов и выражений, как: «посочувствовав» – длинно и четыре раза «в»; «под подмётку» – два раза «под», лучше сказать «под каблук»; «нетерпеливо ожидали» – надо «ждали», чтобы избежать двух «о» рядом. В прозе, как и в поэзии, каждый звук на учёте. Вячеслав Шишков.


23.9. Решение о записи числа…

Не ленись писать числительные прописью. Первый признак графомана, когда художественный текст пестрит цифрами: «3 бутылки», «деревня в 40 дворов», «3 ложки и 2 тарелки». Особенно неуместны они в прямой речи персонажей. // Как правило, маленькие целые числа – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 прописываются в длинной форме: ноль, один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и десять. Однако двузначные числа предпочтительнее записывать цифрами, например, 42. Когда ты оперируешь данными, касающимися очень большой территории и приводишь числа 10000000, предпочтительнее использовать словесную форму «десять миллионов». В любом случае должно применяться чувство разумного, когда принимаешь решение о записи числа. Там, где числа возможно передать словами, следует это делать, но не в случае «ста сорока двух», например. 142 лучше. В случае округления следует отдавать предпочтение словесной форме. Например, «свыше девяти тысяч» предпочтительнее, чем «свыше 9000». Замечание: Двадцать третий пишется как «23-ий» – не «23-й».
Для представления больших чисел могут использоваться десятичные дроби.
Например, полтора миллиона можно записать как «1,5 миллиона» вместо «1 500 000». В русском языке принято разделять десятичные триады пробелом, а целую от дробной части запятой. Джордж Оруэлл.


23.10. Великолепные неправильности…

Простой грамматик есть работник, который только полирует инструменты, но никогда ими не пользуется. Пьер Буаст. // Ни грамматика, ни какое бы то ни было что-то другое из семи свободных искусств не достойны того, чтобы благородный ум состарился в занятиях ими: они путь, не цель. Франческо Петрарка. // Если бы римляне изучали все исключения из правил своей грамматики, то им не было бы времени покорить мир. Генрих Гейне. // Два дела особенно трудны: это писать словарь и грамматику. Готфрид Герман. // Писатель должен чувствовать себя не рабом грамматических законов, а хозяином их и, говоря словами Тургенева, бить грамматику и синтаксис по носу. Сергей Антонов. // Зачем я буду служить русскому языку; пускай он лучше служит мне. Владимир Маяковский. // Гоголь был удивительно смел в обращении с русским языком. Позволял себе такие «фиоритуры», которые самые смелые стилисты нашего времени не решались бы употреблять. Николай Гоголь был абсолютно свободен в языковом плане. Нарушая привычные грамматические сочетания, позволяя себе великолепные неправильности в авторской речи, он щеголял ими в своих стилистических целях, в конечном итоге в целях смысловых. Евгений Винокуров. // Пуристы, грамматоеды и корректоры нападают на язык Гоголя и, если хотите, не совсем безосновательно. Его язык точно неправилен, нередко грешит против грамматики, но со всем тем так живописен, ярок и рельефен, так определителен и точен, что его недостатки скорее составляют его прелесть, нежели порок. Возьмите самый неуклюжий период Гоголя. Его легко поправить, и это сумеет сделать всякий грамотей десятого разряда. Но покуситься на это значило бы испортить период, лишить его оригинальности и жизни. Виссарион Белинский. // Нам не нужны поэты с хорошей грамматикой. На хорошую грамматику терпения нет. Нам нужны поэты, чтобы писали жарко и хрипло, навзрыд. Чтоб называли дерево деревом, бабу бабой, чтоб говорили «да», говорили «нет»; громко и внятно, дважды и трижды, и без сослагательных форм. Вольфганг Борхерт.


23.11. Единственный критерий…

Писать хорошо – значит постоянно подтачивать общепринятую грамматику. Ортега-и-Гассет. // Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи. Александр Пушкин. // Не дело грамматики, как некоторые критики ошибочно полагают, устанавливать правила для привычек, которые господствуют в речи. Как раз наоборот, из подчинения этим привычкам, и только на этом основании, правила получают свою силу и значение. Джордж Кэмпбелл. // Грамматика не даёт правил языку, но извлекает правила из языка. Виссарион Белинский. // Ни одно грамматическое правило не бывает настолько всеобъемлющим, чтобы управлять сложившимися нормами языка. Многолетняя традиция устной и письменной речи является тем стандартом, к которому, как к последней инстанции, мы должны обращаться для решения спорных вопросов языка и стиля. Хью Блэйр. // В политике, как и в грамматике, ошибка, которую совершают все, провозглашается правилом. Андре Мальро. // Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю. Александр Пушкин. // Правила письменности необходимы: но правило  вторично – отражает правильность, а не первично – не диктует правильность. Хотя для малограмотных – именно диктует! Михаил Веллер. // Английская грамматика очень трудна, лишь немногие авторы пишут совсем без грамматических ошибок. Даже Генри Джеймс, писатель на редкость осмотрительный, подчас так пренебрегал грамматикой, что любой школьный учитель, найди он такие ошибки в сочинении школьника, преисполнился бы справедливого негодования. Знать грамматику нужно, и лучше писать без ошибок, чем с ошибками, но следует помнить, что грамматика – лишь повседневная речь, сведённая к правилам. Единственный критерий – это живой язык. Сомерсет Моэм. // Наняли тридцать корректоров, держали двадцать корректур, чтобы не допустить ни одной ошибки и всё равно на титульном листе издания было напечатано: «Британская энциклопудия». Илья Ильф.


23.12. Даёт таланту силу…

Без грамматики никому нельзя обойтись. Николай Чернышевский. // О том, какого рода объектом является нечто, даёт знать грамматика. Людвиг Витгенштейн. // Грамотность – первый шаг к истине. Рефат Шакир-Алиев. // …и Цезарь не выше грамматиков. Латинское. // Цезарь может дать права гражданства людям, но не словам. Русское. // Грамматика повелевает даже царями. Жан Мольер. // Замечу, что лишь тот, кто хорошо знаком с грамматической нормой, способен оценить достоинства оправданных отступлений от неё. Михаил Веллер. // Среди писателей я, кажется, считаюсь одним из наиболее грамотных, то есть не делаю грубых орфографических ошибок. Александр Твардовский. // Твой слог отменно чист, грамматика тебя угодником считает. Жуковский – Василию Львовичу Пушкину. // Твардовский гордился тем, что в его журнале лучшие корректоры, что тут никогда не встретишь ошибку, описку, неточность. Он и сам был грамотен, хотя этим качеством наделены далеко не все люди, имеющие высшее образование. Качество это в русском языке, я бы сказал, сродни чувству слова. Григорий Бакланов. // Самые грамотные люди России – корректоры. Эльмира Пасько. // Какое это счастье – быть грамотным! Максим Горький. // Мысль, изложенная безграмотно, теряет половину содержания. Рефат Шакир-Алиев. // Крестьянскую речь можно передать и не прибегая к орфографическим ошибкам. Жюль Ренар. // Грамматика не даёт таланта, но даёт таланту большую силу. Виссарион Белинский. // Пушкин отметил однажды: за шестнадцать лет его литературного труда критики указали всего на пять (!) грамматических ошибок в его стихах. // Обряды и формы должны ли суеверно порабощать литературную совесть? Зачем писателю не повиноваться принятым обычаям в словесности своего народа, как он повинуется законам своего языка? Он должен владеть своим предметом, несмотря на затруднительность правил, как он обязан владеть языком, несмотря на грамматические оковы. Александр Пушкин. // Word считывает грамматические ошибки. Программа «Свежий взгляд» подчёркивает стилистические погрешности и фонетическую неблагозвучность слов. Электронный редактор позволяет выполоть любой сорняк из всего текста. // Я не помню себя неграмотным. Денис Фонвизин. // Автор обязан не делать грамматических ошибок. Марк Твен. ///