Невесты из-за моря

Александр Владимирович Горбунов
В давние времена в одном государстве царствовал царь Иван. У него было три сына Владимир, Александр и Алексей. Молодцы красивые, статные на коня сядут, нет их быстрей, стрелу пустят точно в цель, к тому же царевичи были разумными и прилежными в учении. Обучал их старец Афанасий, многому научил царевичей, а главное старших уважать и Родину любить.
Как то собрал сыновей царь Иван и говорит им: « Выросли вы сыновья мои, пора вам и жен себе поискать. Слышал я, есть за горами высокими, за морем синим царство, правит там царь Константин, у него три дочери, Вера, Надежда и Любовь. По всей земле слухи идут о, их красоте и разуме. Отправляйтесь туда сыновья мои. Старший Владимир пусть сватается за старшую сестру Веру, средний Александр, за Надежду, а младший Алексей за младшую сестру Любовь. Возьмите каждый по подарку невестам, выберите их в сокровищнице моей. Попрощайтесь с матушкой царицей, садитесь на коней и отправляйтесь за невестами. Если сможете добиться их руки, обретете жен хороших. Ступайте сыновья мои с благословением отеческим, готовьтесь в дорогу»
Пошли сыновья царские в сокровищницу, старший Владимир, выбрал венец золотой украшенный самоцветами, средний Александр ожерелье жемчужное, младший Алексей выбрал колечко серебряное, которое носила матушка пока, не стала царицей, а еще выкопал в саду луковицу цветка, который сам вырастил.  Попрощались братья с матушкой и батюшкой, с учителем старцем Афанасием, и отправились в дорогу дальнюю.
Скачут они день, другой, неделю, стали перед ними горы высокие, как их одолеть не знают. Увидели пастуха пасущего стадо овец, подъехали к нему и спросили: «Не знаешь ли ты добрый человек дорогу через горы к морю синему?» Отвечает пастух: « Коль с добрым словом ко мне обратились, помогу вам проведу через горы». По горным дорогам и тропам, провел пастух царевичей к морю. Поблагодарили его от всей души, поклонились в пояс простому человеку. Прощаясь, пастух сказал: « За доброту вашу и уважение, подарю тебе Владимир, посох свой, Александру дудочку, а Алексею шапку овечью. Вещи эти вам еще пригодятся»
Попрощавшись с пастухом, пошли царевичи по берегу моря, коней в поводу ведут. Видят, у берега стоит рыбачье суденышко, а рыбаки на костре рыбу жарят. Подошли к ним братья спросили: « Здравствуйте мореходы, не знаете ли вы пути через море в царство Константина?» Рыбаки ответили: « Как не знать, туда и собираемся отправляться». Братья молвили: « Возьмите нас с собой, а мы вам поможем управляться с веслами и парусом». Рыбаки согласились взять с собой царевичей, прежде угостив их рыбой и хлебом.
Вскоре подняв паруса, отправились в путь. Посреди моря синего налетел ветер на корабль рыбацкий, как скорлупку бросало его с волны на волну. Тут то и пригодились, добры молодцы, взялись они за весла, гребли без устали, борясь с ветром. К утру море утихло, показался берег далекий, к нему и направились мореходы. Вскоре увидели они на берегу морском город большой, пристали к берегу. Сойдя с корабля, братья поблагодарили рыбаков. А они говорят: «Если бы не вы добры молодцы, погибли бы мы в пучине морской, благодаря вам корабль выстоял в шторм сильный. Подарим мы вам удочку, может она и пригодиться».
Попрощались братья с рыбаками и отправились в царский дворец. По-доброму встретили царь Константин царевичей, расспросил о родителях, позвал дочерей и сказал: « Дочери мои любимые, к вам женихи приехали свататься, привезли подарки из-за моря»
Владимир подошел к Вере и подарил ей венец золотой. Александр подойдя к Надежде, поднес ей ожерелье жемчужное. Алексей подал Любви матушкино колечко и луковицу цветка. Посмотрев на братьев, царь Константин промолвил: « Хороши ваши подарки царевичи, а все же мне больше понравился подарок младшего Алексея. Не ценой он дорог, а любовью к матушке, чье колечко привез в подарок и к красоте земной, в которой лучше цветов нет ни чего на свете. Понравились вы мне и дочерям моим добры молодцы. Если выполните задания каждой из них, то получите  в жены, много женихов приезжало свататься, да ни один не смог справиться. А теперь слушайте, что вам нужно сделать ».
Подошла к Владимиру Вера, и сказала: « Ты царевич, подарил мне венец золотой, это символ власти, но чтобы управлять царством, нужен разум. Добудь мне венец разума, он хранится у мудрого старца, который живет на высокой горе, в трех днях пути, если поедешь на восток. Если добудешь венец, стану твоей женой». Попрощался Владимир с Верой и поехал на восток.
Подошла к Александру Надежда и молвила: « Ты царевич подарил мне ожерелье жемчужное, добудь мне чудо жемчужину розового цвета, что храниться на дне морском, тогда выйду за тебя замуж». Поклонился царю и царевне Александр, и отправился на берег синего моря.
Подходит к Алексею царевна Любовь, и говорит ему: « Есть у меня теперь колечко, твоей матушки, найди мне браслет серебряный, подарок моей матери, который унес ворон, и я выйду за тебя замуж». Попрощался Алексей с царевной, поехал к лесу дремучему.
Тем временем Владимир скакал на восток, к концу третьего дня увидел гору высокую. Подошел к ней юноша, как подняться на вершину не знает. Где искать тропы тайные? Тут он вспомнил о посохе подарке пастуха, отвязал его от седла и взял в руки. Опять подошел к горе и увидел тропинку едва приметную, стал подниматься на гору. Так его посох путеводный довел до хижины сложенной из камней. Подойдя к ней, постучал в дверь, ее открыл старец, одетый в белые одежды, на голове его юноша увидел венец, сплетенный из ветвей терна и розы, это был венец разума и познаний.
Старец промолвил: « Здравствуй царевич, я знаю, зачем ты пришел ко мне. Я отдам тебе свой венец, если ты ответишь, что означают ветви терна и розы, из которых он сплетен».
Владимир задумался, он стал вспоминать все, чему его учил старец Афанасий. Подумав, ответил: « Человек, обладающий разумом и познаниями, может использовать их на дела добрые и злые. Ветки колючего терна обозначают скорбь и боль, которые приносят всем вокруг, разум и познания направленные на дела злые. Ветви розы обозначают радость и пользу от разума и знаний, когда они  направлены на дела добрые. Сам венец обозначает символ власти. Если имеющий ее добр и разумен, то все в его царстве  живут, с любовью и добром не зная нужды. Если он зол и разум направляет на злые дела, то жители царства, несут зло всем вокруг, воюя с соседями, забросив все свои дела, сеют разруху и горе. Каждый одевающий венец разума и познаний, должен помнить, к чему они могут привести к добру или злу. Об этом не дают забывать ветки терна и розы, из которых он сплетен».
Старец, улыбнувшись, сказал: «Я вижу, юноша у тебя хороший учитель, старец Афанасий, таких немного на земле. Ты многому у него научился, и я смело могу передать тебе венец, зная, что он послужит добру». Мудрый старец подал венец Владимиру. Царевич поклонился ему, попрощался, и поехал к своей невесте, во дворец царя Константина.
Тем временем Александр, думал, как добыть жемчужину, ни каких мыслей в голову ему не приходило. Юноша проголодался и решил наловить рыбы, у него была удочка, которую подарили рыбаки. Насадив на крючок кусочек хлеба, стал ловить, вскоре поплавок ушел под воду, царевич потянул и вытащил большую рыбину. Она была необычной, чешуя серебристая, а на голове золотая, как будто корона на нее одета. К удивлению Александра рыба заговорила: « Отпусти меня юноша, я любимица царевны морской. Если она узнает, что ты меня пожалел, отблагодарит тебя за доброту» Царевич пожалел дивную рыбу и отпустил ее в море, промолвив: « Плыви к своей хозяйке».
Вновь забросил удочку в море, леска натянулась, стал тянуть, а она не поддается. Тут показался из воды царь морской и говорит: «За доброту твою юноша, хочу наградить тебя, но прежде приглашаю в гости. Садись в повозку царскую, и отправимся во дворец к дочери моей, очень она хочет тебя увидеть и поблагодарить» Юноша сел в повозку и вскоре они оказались на дне морском, рядом с дворцом царским. Царевна, встречая Александра, спросила: « Чем отблагодарить тебя юноша за то, что отпустил мою рыбу любимицу?» Царевич ответил: « Нужна мне чудо жемчужина розового цвета, хочу подарить ее своей невесте». Подумала царевна и сказала: « Это самая любимая жемчужина моего отца, но он отдаст тебе ее, если сможешь развеселить его» Юноша, ответил: « Попробую царевна угодить твоему батюшке»
Они прошли в зал, там сидел на троне царь морской, он промолвил: « Ох, тоскливо мне юноша, может ты, разгонишь печаль мою, что хочешь тогда проси, все тебе отдам». Царевич достал дудочку подаренную пастухом и заиграл веселую мелодию. Он любил музыку и научился играть на многих музыкальных инструментах. Хорошо получалось у юноши, царь морской даже в пляс пустился. Сыграв одну мелодию, он начинал другую, весело стало  в подводном царстве. Когда закончил играть Александр, царь стал просить  дудочку: « Все тебе за нее отдам, любые богатства». Александр отвечает: « Не нужны мне богатства, а нужна чудо жемчужина розового цвета. Если отдашь ее мне, подарю дудочку и научу играть на ней». Царь морской улыбнулся и говорит: « Быть по твоему юноша, отдам тебе жемчужину» Александр быстро научил играть на дудочке морского владыку, уж больно он хотел научиться, а он отдал ему жемчужину и отвез к берегу, где юноша ловил рыбу. Оказавшись на берегу, царевич попрощался с царем морским и отправился во дворец.
Тем временем младший брат Алексей вошел в лес, он решил искать гнездо ворона, унесшего браслет царевны. Осматриваясь вокруг, заметил двух птичек, беспокойно летавших у подножия дерева, подойдя, увидел двух птенцов лежащих в траве. На дереве в гнезде сидел кукушонок, он и вытолкнул птенцов из гнезда. Юноша подумал: « Что же мне с вами делать?» Тут он вспомнил о шапке подаренной пастухом. Она мала мне, носить я ее не могу, а гнездо из нее получится хорошее. Царевич закрепил ее на дереве, положил сухой травы и посадил туда птенцов. Птички родители весело защебетали. Алексей, улыбаясь, сказал: « Берегите своих птенчиков. Может, знаете, птахи лесные, где ворон свил себе гнездо?»  Одна из птичек села на плечо юноши, а потом стала перелетать с дерева на дерево, как будто звала за собой. Царевич пошел за птичкой, она привела его к большому дереву, на ветвях которого он увидел гнездо ворона и услышал крик голодных воронят. Добраться до гнезда, ловкому юноше не составило труда. В гнезде он нашел серебряный браслет и еще много серебристых вещиц и разных монет. Взяв браслет,  накормил воронят хлебом и стал спускаться с дерева. Тут на него налетел ворон и стал клевать юношу, от неожиданности он выронил браслет,  отбиваясь, спустился на землю. В траве под деревом отыскал выпавший браслет и положил его в дорожную сумку.
И тут же увидел старуху, она была так страшна, что юноша задрожал, но тут же справился с собой. Старуха скрипучим голосом сказала: « Ты хотел разорить гнездо моего ворона. За это поплатишься!» Александр ответил: « Не гневайся добрая женщина, я искал в гнезде браслет царевны и ни кого не собирался обижать»
Тут прилетели родители птенцов, которых спас Алексей, и стали щебетать, сев на плечо старухи. Злобный огонь в ее глазах погас и она сказала: « Хорошие у тебя заступники юноша, из гнезда ворона ты взял только то, что искал, хотя там было много ценных вещей, и воронят не обидел. За твою честность и доброту я тебя отпущу и разрешу взять с собой браслет, если ты сможешь ответить на мой вопрос, если не ответишь, браслет останется у меня. А теперь слушай вопрос: « Что бы ты выбрал для себя и народа своего, копи золотые, серебряные или глиняные?»  Царевич подумав, ответил: « Если в пределах моего царства будут копи золотые и серебряные, в казне будет много богатства, его захотят захватить соседи, и придется постоянно воевать с ними. Народ мой будет, несчастным теряя своих сыновей в нескончаемых войнах. Золото и серебро не приносят счастья, они делают людей жадными, завистливыми, готовыми на предательство. Поэтому не нужны мне копи золотые и серебряные. Выбираю копи глиняные. Из глины люди мои сделают кирпичи и построят из них дома, дворцы, крепости. Сделают горшки, кувшины, тарелки и другую посуду, печки для обогрева зимой. Будут продавать плоды своего труда, другим народам и в казне появятся золото и серебро, заработанные честным трудом, а не вырытые из земли». Услышав этот ответ, злая старуха преобразилась и перед Алексеем предстала приятного вида женщина с ясными глазами и доброй улыбкой. Она сказала: « Ни когда еще в мой лес не заходил, такой добрый и умный юноша. Ступай царевич к своей невесте, и я верю, народ твой будет жить счастливо, под  твоим мудрым управлением» Александр попрощался и отправился во дворец. Недалеко от него он встретил братьев, которые его ожидали.
Узнав, что женихи вернулись, царь Константин пригласил их в тронный зал. Юноши войдя, поклонились царской семье. Владимир, подойдя к Вере, подал ей венец разума и познаний, Александр передал Надежде, жемчужину розового цвета, а Алексей отдал Любви, серебряный браслет ее матушки. Условия царских дочерей были выполнены. Константин, подойдя к братьям, обнял каждого из них, и сказал: « Лучших женихов и пожелать нельзя моим дочерям, и если вы любите друг друга, то пусть счастье сопутствует вам». По счастливым лицам и улыбкам, всем стало понятно, что женихи и невесты любят друг друга.
Свадьбы по традиции решили справить на родине женихов. Переплыв море и перейдя горы, благополучно добрались до царского города. Там их встретили родители женихов Царь Иван и царица Дарья. Веселая была свадьба, весь народ радовался за царевичей, которые привезли из-за моря невест красивых и умных. Цари Иван и Константин решили уйти на покой и отдали свои владения детям. Царь Иван разделил свое царство между старшими сыновьями, а младшему Алексею досталось царство Константина.
Во всех трех государствах народ жил дружно и счастливо. Бедных там не было. Разум и познания служили добру. Зло исчезло, и в их владениях, царствовали любовь и радость.