Модель создания социотехнических систем Часть 1

Олег Радикович Мусин
Часть№1 Алгоритм принятия решения на преобразования технократических систем в социотехнические

«Самая большая Ценность предприятия – это команда соратников и единомышленников, воодушевляемых  и направляемых Лидером, одержимым Идеей создания организационно - управленческой системы  разработки и производства инновационного Продукта с большой потребительской Ценностью, идеально удовлетворяющего потребительский Спрос покупателей».
Кто не мечтает работать в команде единомышленников, одержимых общей идеей Лидера для создания инновационного продукта, аналогов которому нет в мире, и который представляет большую Ценность для потребителя? Например, таких Лидеров как: Джобс, Бил Гейтс, Дж. Уэлч, Таити Оно…В команде, в которой человек имеет возможность получить не только достойное моральное и материальное вознаграждение за личный вклад в создание высоко конкурентного продукта, но и имеет возможность реализовать и развить все свои природные таланты и предпочтения. Если вы этого не хотите, то вы рядовой обыватель, который ежедневно делает свою работу, как умеет.
Кто – то сразу возразит: «Где взять такое предприятие и такую команду, ведь их практически нет на просторах СНГ!!!???
В этой статье, я предлагаю своим уважаемым читателям рассмотреть вопрос о возможности создания социотехнического предприятия Вашей мечты. Но прежде чем перейти к заявленной теме этой статьи, напомню, что такое социотехническое предприятие и чем оно отличается от вашего технократического предприятия или организации, на которых вы работаете или отбываете свой номер.
Технократическое предприятие – это, как правило, линейно – функциональная или дивизионная организационно – управленческая структура, соответствующая факторному уровню развития государства, которая соответствовала требования 18-19 века. Специалисты различного профиля в таких структурах объединены в независимые функциональные подразделения, которые подчиняются только своим вышестоящим начальникам. Такая структура держится на соблюдении жесткой иерархии начальников и подчиненных, в которой у подчиненных, как правило, есть только обязанности выполнять (не смотря ни на что, а зачастую и вопреки) не четкие и не всегда адекватные требования своих начальников. Совершенствование отдельных операций или процессов в таких предприятиях происходит под руководством местных «умников», прошедших модные курсы по изучению «суперсовременных» инструментов и методов повышения производительности труда или консультантов со стороны, но всегда «из –под  палки» для тех, кого непосредственно касается это обучение. Эффект от такой кампанейщины «0», а шуму как от «медных фанфар». Но что возьмешь с таких горе начальников и руководителей – организовывают и управляют, как умеют!!!
Социотехническое предприятие – это, как правило, «матричная» организационно -  управленческая система разработки и производства продукции, соответствующая технологическому или инновационному уровня развития государства 21 – века. Специалисты различного профиля в таких системах объединены в межфункциональные процессы, которые встроены в систему разработки и производства продукции, согласно логической последовательности выполнения операций и процессов (от получения заказа до продажи и получения денег, за разработанную и произведенную продукцию) в системе потоков создания ценности семейства продукции. Отличительной особенностью социотехнического предприятия является то, что все сотрудники обучены инструментам и методам теории бережливо – изобретательского менеджмента по выявлению и устранению Причин и Противоречий, способных вызвать Проблемы до момента их возникновения. Обучение методам: выполнения работ, совершенствования операций, процессов и систем происходит непрерывно составами внутренних команд совершенствования. Руководство социотехнических систем – это не судьи они, как тренеры хороших спортивных команд. Сотрудники – это команда достойных людей и единомышленников, нацеленных на создание большей потребительской Ценности в разрабатываемой и производимой ими продукции для людей.
Вы спросите, а возможно ли создать такую социотехническу систему в наших, СНГевских условиях? А то будет, как у В.С.Высоцкого: «И такое рассказал, ну до того ж красиво, что я чуть было не попал в лапы Телявива». Да, возможно. Но при одном условии. Личное желание и одержимость этой идеей собственника предприятия или организации. Ведь согласно алгоритму Э.Деминга 94\6, в не эффективности финансово хозяйственной деятельности предприятия или организации на 94% виноват руководитель, и лишь на 6% остальные сотрудники. А руководителя назначает Собственник. Допустим, у собственника есть желание. На основании чего он принимает решение? Собственник принимает Решение, на основании Предсказания  Результата принятого Решения. Предсказание строится на основании приобретенных Знаний и Опыта. Но у собственника нет таких знаний и опыта. Значит, нужна инновационная Программа теоретического и практического обоснования, необходимая для формирования Знаний и Понимания реальности создания социотехнической системы в масштабах одного предприятия. Такой программой может стать программа теории бережливо – изобретательского менеджмента ТРиСС (теория развития и совершенствования социотехнических систем). Программа ТРиСС позволяет сформулировать видение Образа будущего социотехнического предприятия (кому интересно http://www.slideshare.net/musa103/3-53315409). После формирования Образа будущего социотехнического предприятия, т.е. представление о том, каким станет ваше предприятие или организация после реализации по программе ТРиСС, нужна программа Мероприятий (дорожная карта), необходимая для практической реализации Решения собственника с целью достижения Образа будущего. Такой программой может стать «Дорожная карта» создания социотехнической организационно – управленческой системы разработки и производства продукции с высокой потребительской Ценностью инновационно – технологического уровня развития. В которой есть четкое описанный минимальный набор знаний и навыков, необходимых для практической реализации каждого этапа сотрудниками предприятия и количественно – качественные показатели, необходимые для оценки и контроля за достижением поставленных целей каждого этапа.
Вывод: Для создания высоко конкурентной социотехнической организационно – управленческой системы по разработке и производству высококачественной продукции инновационно – технологического уровня развития  всего – то требуется:
1. Желание и одержимость этой идеей Собственника
2. Программа инновационных Знаний и Навыков, позволяющая:
-  коренным образом изменить традиционный Образ мышления Собственника и сотрудников предприятия на бережливо – изобретательский Образ мышления,
- видеть и устранять 8 – мь видов Потерь и 15 – ть видов Резервов развития систем (социальных, технологических, технических),
- представить видение Образа будущего социотехнического, высоко конкурентного предприятия, состоящего из команды высококвалифицированных и высококомпетентных  соратников – единомышленников, обученных и имеющих помимо обязанностей, права и полномочия на совершенствование своих методов и операций.
3. «Дорожная карта» достижения будущего социотехнического предприятия с финансово – операционными показателями оценки эффективности Результата  каждого этапа.