Йол

Павлова Наталья Ивановна
      Девяностые годы. Массовый "исход" людей из Казахстана. На остановке автобуса пес ждет своих хозяев - картина горестная, но ставшая уже привычной. В нашем маленьком городке большинство таких собак находили себе новых хозяев. Этого красавца не запомнить было нельзя. Хаски у нас редкость. Он никого к себе не подпускал, ничего не ел, но и к "подношениям" никому притрагиваться не давал: предупредительно скалился. Делился только с бездомной кошкой. Автобусы ходили редко. Пес лежал, горестно положив голову на лапы, ожидая каждый автобус. Как-то один мужчина угостил его вяленой рыбой - любимым лакомством хаски. Он отнес рыбу на свое место под деревом, лег, положил на нее лапы, на лапы - голову и виновато повилял хвостом: прости, мол, потом съем.

      Иду вечером с работы. холод, ветер, снег с дождем, а пес все так же печально ждет хозяина. Исхудал, шерсть потускнела, стала сваливаться в колтуны. Но вдруг он оживился: к остановке подошел мальчик лет семи - худющий, неухоженный, грязный, одетый в рванье с чужого плеча - и прямиком к собаке. Хотелось предупредить: смотри, мол, опасно. Но хаски уже шел навстречу ребенку с куском хлеба в зубах. Мальчик сел на скамеечку, съел хлеб, пошел за добавкой. Он гладил пса, ласково приговаривая:
          - Йол, красавчик, дядя Сережа тебя МНЕ оставил. Пойдем домой.
Но Йол - теперь я знала его кличку - при слове "домой" опустил голову и улегся на свое, ставшее привычным место под кленом.

      Степа - так зовут мальчика - рассказал:
          - Дядя Сережа поехал на Север. Насовсем. Он оставил Йола мне. Сказал, как устроится, заберет, но Йол сбежал. Я его цЕлую неделю искал.
          - А чем бы ты его кормил? Сам, смотрю, голодный.
          - Не знаю. У меня мамка пьет. Вот я и в школу не хожу. Стою около церкви. Люди деньги дают. А зачем? Мамка все равно на водку отнимет. Лучше бы едУ.
          - Ты давно знаешь, что Йол здесь?
          - Нет, вчера я его нашел. Он меня накормил.

      С трудом проглотив подкативший к горлу ком, спросила:
          - У тебя есть какая-нибудь вещь дяди Сережи?
          - Конечно. Он нам много чего оставил. Только мамка уже половину пропила.
          - Иди, Стёпик, домой, принеси что-нибудь из этих вещей. И ошейник возьми.
          - Не, тетя, он ошейник надеть не дастся. Если пойдет, то просто так, - и Стёпик убежал.

      Вскоре мальчик вернулся с кожаными перчатками. Дала Йолу понюхать, и с собакой случился взрыв: Йол бегал вокруг меня, лаял, вырвал из рук перчатку, положил ее на землю, стал тереться об нее щеками, а потом валяться на ней. Дав ему выплеснуть эмоции, я позвала:
          - Йол, пойдем со мной, - и поманила второй перчаткой. И пес пошел.
          - И ты Стёпик, пойдем.

      Дома я обоих накормила, отмыла. Стёпе сказала:
          Ты теперь знаешь, где искать Йола. Приедет дядя Сережа, покажешь ему. А сам приходи каждый день, вечерком, когда я дома. Тарелка супа здесь для тебя всегда найдется.

      За Йолом хозяин действительно вернулся через полгода. Бедный пес разрывался надвое: и Сергею был рад и верен, и ко мне уже привык.

      Только мы не дали ему разорваться. Я теперь тоже живу на Севере. У нас с Сергеем уже большой сын Степа. Его родная мать вскоре после нашей с ним встречи умерла - отравилась паленой водкой. Он прибежал ко мне, и я его больше не отпустила. А месяц назад у нас с Сережей родилась дочечка. Степа очень трогательно за ней ухаживает. И Йол тоже.