Замечания к работе А. Кураева О вере и знании

Михаил Попов 3
               
1. Посыл: «Человеческая душа нетехнологична…», «Наша духовная природа должна быть ограждена от наших попыток овладеть ею – как и внешняя природа: нужна экология души, экология сознания.»
       Как человек, сознательно эксплуатирующий человеческие предрассудки, господин  А.Кураев, интуитивно и остро чувствует, что сам процесс познания мира, бытия и, конечно же,  «Души» и технологии Сознания,  покушается на святая святых, - само существование господ Кураевых,  на кость  той «тайны», которую  святая Церковь гложет две тысячи лет.  «Спасители мира«  так же пытались запретить исследования тайн тела.
И, если бы человечество  всегда  следовало церковным канонам,  не видать бы нам ни современной науки, ни современной деятельности человека. Благо, что  даже в лоне  самой церкви находится немало пытливых умов,  которые продолжают движение по пути Познания мира.  Господа Кураевы забывают, что экологию Души и Природы  можно построить только на точном Знании и того, и другого.
2. Посыл: »Удивительно - ли, что в мире конструируемости одной из центральных тем философских рефлексий стало осмысление нарастающего чувства бессмысленности человеческого бытия. Технологическая мысль разрушает самое главное в человеке – твердую уверенность в своей нужности и необходимости, в своей уникальности и незаменимости».
       Вот, оказывается, чего боится  г. Кураев!  Даже помыслить о том,  что и он и иже с ним могут  «осмыслить бессмысленность Бытия». Накроется тогда медным тазом главная идея Христианства  о Спасении человечества. Ну, так эта философская рефлексия «о бессмысленности бытия» существовала за тысячелетия до Христианства, а человечество как плодилось,  так и плодится, до сей поры, ибо осознают и понимают бессмысленность Бытия лишь единицы действительно пытливых умов, для которых на запреты  г. Кураевых начхать и растереть.  Вспомним Эклезиаста; «И я все видел, и все познал, и все есть суета сует, мирская суета». Мало того именно  понимание  бессмысленности Бытия и стало основой учения Будды  о Спасении Мира. А уж какая сложная технология разработана буддистами  для достижения Нирваны ( не-рваного  состояния), т.е. Освобождения от бессмысленного бытия!   
3. Посыл: «Всерьез человек нуждается не в тех истинах, которые служат ему, а в тех истинах,  которым он сам мог бы служить». 
  Совершенно справедливо г. Кураев, если под  этими вашими словами следует понимать, что, не подчиняясь Разуму, Разумом пользоваться нельзя. Но формирование ума, интеллекта это сугубо индивидуальная работа  опять же  на Пути познания Мира и Бытия. Как тут быть? Туда нельзя…,  сюда нельзя…!  Что же мы сформируем…?  Как же мы приобщимся к Мировому Разуму…?  Если не обладаем  технологией познания…, технологией приобщения…? Уж кто -  кто, а Церковь- то  христианская  за тысячи лет создала такую технологию по приобщению (оболваниванию)  прихожан,  которая даже самым смелым философам и не снилась. Мышление, как и любая деятельность человека, может быть так же технологична и рациональна. Не понимать этого, значит обрекать себя на беспомощность. «Управляющий мыслью, держит все силы в руке!» - говорил Патанджали.
4. Посыл: «Вся современная философия выросла как бы из одного семени – из страха перед ошибками, перед боязнью быть обманутыми». 
      Это какая же  такая трусливая  «философия»?  Где же и у кого г. Кураев ее нашел.  И философия ли это?  И не церковь - ли  главный обманщик?  Две тысячи лет обещает Спасение, активно торгует им …, но не может спасти и себя. Истинная философия – это наука о познании Мира, наука о средствах и методах познания,  наука об организации сознания и самого процесса мышления. Без этой активной настойчивой работы  по формированию  и развитию  Общественного Сознания (как функции всеобщего движения), а вместе с ним и всего Социума,  вряд-ли г. Кураев смог написать свой опус. Не о чем было бы и писать.
 «О вере и знании». Проблему Истины философы ставят не из страха быть обманутыми, а из совершенно трезвого соображения найти критерии истины. Истинность, полученного в процессе исследования,  знания или научного результата,  его трактовка, соотнесение с реальностью…, - все это сложнейшие процессы и аспекты творческой деятельности человека, развития и приобщения его индивидуального Сознания  к Социуму, общечеловеческой…, а может быть и даже Космической ментальности ( от Субъекта зависит). Субъектно-Объектные отношения в процессе познания в свою очередь зависят прежде всего от активности и того и другого.
5. Посыл: »Вообще же  величайшее отличие богослова от философа в том, что он знает,  у Кого спрашивать. Образцом богословского исследования в этом смысле оказывается «Исповедь» Блаженного Августина с ее дерзновенными расспросами Бога. И напротив, бросается в глаза страшная дистанция между Августином и Кузанцем. Это дистанция между:  «Сейчас время не спрашивать, а исповедоваться Тебе» - и изучающе-математическим взглядом Николая Кузанского. Всматривание в Бога не с молитвой, а с изучающим взглядом, подмена «Ты» молитвы на «Он» философии, - это есть  духовный исток,  как грехов, так и ересей.»
   Диалог человека и Бога?  Позвольте спросить, как в той шутке, «Вы с кем разговариваете?»  От кого приходят к Вам откровения? Почему откровения Жанны Д.  Арк церковь признала дьявольскими и сожгла ее на костре, а затем, когда ей стало выгодно,  превратила ее в национальную героиню и святую. Почему откровения могут быть только у верующих?  А поэты, а художники, а ученые…, в т. ч. и философы – все…, активно вопрошающие, по вере своей и по знанию получают  свои откровения. И это говорит лишь о том, что механизм, именно механизм, нашего мышления  работает одинаково как у верующих так и не верующих. И не потому-ли и Церковь, и спецслужбы стараются утвердить в нашем сознании табу на изучение этого диалога, технологии мышления...,  чтобы  с выгодой для себя использовать наше невежество. И с чего Вы г. Кураев взяли, что именно  Вы знаете,   с кем разговариваете?  Кто назвал Вам имя Вашего Бога?  Если бы Церковь, в лице своих служителей,  была скромнее и менее алчной,  она бы признала, что есть высшие формы Сознания,  именно Сознания,  – как всеобщей Функции Движения, обладающие  и силой, и  знанием….  Но,  это ей не по силам, ибо она присвоила себе права Пастуха, а всех остальных в душе считает неграмотным скотом,  который ей поручено (кем?)  пасти.  «Смотрящие» от Бога»!  Марк Твен совершенно справедливо заметил: «Когда кто-то начинает заботиться о Вас, держите крепче карманы!» 
     Религиозный опыт сам по себе не плох и не хорош. Он, как и всякий другой,  может привести человека непредвзятого к Истине,  но и с не меньшим успехом к заблуждению и предрассудкам.  К Дому, как и к Истине, можно подойти с разных сторон, с разной скоростью,  а можно не дойти совсем. Заблудиться…!
    Интеллектуальный Блуд  естественное состояние тех, кто не освоил азы философии, теорию и методологию  познания.  Самоорганизация мышления, самоорганизация Разума…, а это и технология и конструктивизм  Субъектно-объектных отношений.

6.Посыл:»Итак, вера противоположна знанию не потому, что не аргументирована или не уверена в своем предмете….   …Это совершенно иная форма установления отношений с истиной….        … Вера – личностное самоопределение человека к имеющемуся у него знанию…»   
       Ну, вот мы и договорились!  С одной стороны Вера противоположна знанию, а с другой в ее основании ничего кроме знания и нет. Есть знание, есть вера. Нет знаний и верить не во что!   Это скудоумие  и побуждает автора  и ему подобных,   оформить свое предощущение  того,  что  в Мире есть что-то такое, чего они не понимают,   верою в Бога.... Да, в мире есть многое, чего мы не понимаем и не знаем,  Это не вина  автора, это беда,  в основе которой незнание механизма мышления и процессов, формирующих Сознание. Вина в другом! Вина в том, что некоторые особи и от науки, и от религии сделали из нашего незнания себе кормушки и всеми средствами эти свои кормушки охраняют, пытаясь и далее держать нас в неведении, навязывая нам свою веру  или свои «знания».
    Но даже и  те,  кто  верует,  и продвинут в Вере,    имеет серьезный духовный опыт…,  именно, благодаря этому духовному опыту,  не облекая в слова…,  действует естественно,   отдаваясь полностью Инерции Движения,  т.е. « Богу», ( Не осознавая,  сознает!   «И уже не я живу, но живет во мне Христос!»),  духовное созерцание Бога, остановка мышления приводят к тому,  что «Я» индивидуума замолкает и он начинает слышать (ведать) других .  Это тоже технология,  к которой во все времена прибегали все Искатели Истины, и философы, и представители вер. Но только буддизм относился к этим процессам  основательно и изобрел технологию постижения, как  в рамках подготовки физического тела, так и духовного опыта, сказав всем нам:  «Управляющий мыслью, держит все силы в руке». И делает он это не из страха быть обманутым или перед Богом, а из естественного любопытства, присущего любой живой сущности. Ибо вся наша жизнь и "Я" и Мира самим бытием обречена на это творческое сотрудничество во всеобщем познавательном процессе.  Хотя обманщиков всех мастей всегда было полно и в науке, и в религии…. И только истинное знание дает нам возможность избежать, как принято говорить у церковных служителей, этих бесовских сетей!

P. S.  Недавно Компромат. ру.   Опубликовал материал «Прогулка на воде», в котором поведал, что наш предстоятель Российской православной церкви, построивший себе на деньги верующих в геленджикском заповеднике рядом с морем дворец, купил еще и яхту (серия Magellano 43)
  за $ 600 млн.  Поздравим и порадуемся за господина Гундяева, личное состояние которого сегодня некоторыми экспертами оценивается в $ 4 миллиарда.   Этими цифрами все сказано: и о экологии Души, и о служении и Богу, и Истине, и Родине.  Не одно тысячелетие,  присвоившие себе право  быть посредниками  между нами и Богом, продают нам рай небесный, а себе за наш счет успешно строят его на земле.