28. 3 Песнь одинокого. Избранные комментарии

Виталий Иванов
Приложение к книге (расширенный вариант книги):
Песнь одинокого и Формула одиночества/ Виталий Иванов . – СПб. : Серебряная Нить, 2015. –168 с.
В книге собраны авторские стихи, афоризмы и тексты на тему одиночества.
Заказать печатную книгу за 260 руб:

Электронная книга:
http://russolit.ru/books/download/item/2812/

 «Золотой дождь»
--------------------

Ну… Я решил себе это позволить. Для разнообразия аранжировки. Подумал, а почему, в конце концов, нет? Смена ритма в длинном стихе его несколько оживляет… и дополнительно заставляет задуматься.
Стихотворение посвящено моей матери. Оно о самом дорогом для меня – Поэзии. И вот это волшебное сочетание – чуть грустной золотой осени бабьего лета и букета юношеских стихов, который я принесу домой, где ждёт меня мама… эта сказка до сих пор в моём сердце живёт светом!

Все мы, простые поэты, имеем право ошибиться когда-нибудь.
Однако я, действительно, не нахожу криминала в данной довольно-таки заметной смене ритмического рисунка.
На мой взгляд, главный критерий в таких вот неожиданных поворотах – можно ли прочитать, делая в словах правильные ударения? Можно? – Да, можно. Один ритм, потом другой ритм… Ну, и что? Слова не коверкаются, на строчках не спотыкаешься…
Просто надо прочесть стихотворение хотя бы два раза и попробовать понять замысел автора. На это требуется чуть больше усилий и времени, чем обычно.
Если вы любите этого автора… или, хотя бы, он вам интересен, вы хотите понять его творческий опыт… всё это не сложно.
Ну, вот так я вижу это стихотворение. Можете меня расстрелять!

Нет, я не оправдываю и не защищаю подряд всё, что натворил за многие годы.

В этом стихотворении, записанном, как и многие другие, в первоначальном виде довольно давно, над которым я много работал, особенно, последние годы, есть-таки ещё… действительно серьёзные недостатки, не отмеченные здесь критиками, которые мне не удалось преодолеть, не разрушая волшебство сочетания звуков и смыслов.

Первое четверостишие меня не удовлетворяет.
«уж» - «ужей» вообще не люблю.
«Дома мама ждёт меня давно, Загрустив за долгою работой…» - Присутствует едва уловимая, однако же, мне неприятная несогласованность глагольных форм: «ждёт… загрустив».

Эту шероховатость и слишком спокойное для стиха в целом начало и пытается сгладить, оживить второе четверостишие – сменою ритма!
Но!
«зови – листвы» - рифма не очень.
«ясно – прекрасно» - отстой.
«Тихо – притихла» - не надо никому объяснять, что так делать нельзя…

Можно разбирать стихотворенье и далее.
Например, слишком много «золота», которое, несмотря на полное пониманье вопроса, я не решился, не захотел до конца выбрать из стихотворения.

Но всё это совершенно бессмысленно, если не понять и не иметь в виду главное – о чём, собственно, текст. А он – о юном шестнадцатилетнем поэте, бродящем поздно вечером по осеннему городу, собирающем букет листьев, звёзд, строчек… чтобы принести их домой и подарить… нет, даже не маме – ученическим тетрадкам своим, которые ещё много лет не увидит никто.
И здесь единственный вопрос, очень простой: записывать ли это состояние профессионально с вершины выхолощенного мастерства или сохранить юношеский строй и неровности первого вдохновения?.. Или же привести его в тот порядок - на грани, по сути, возможного – где сочетается первое и второе: неопытность с опытностью, рассудочность с волшебством.

На мой взгляд, написанное в 16 – 17 лет стихотворение не имеет права быть классически правильным. Ему это не нужно.
Часть читателей, вроде, смогла уловить замысел автора. Это даёт мне надежду на понимание, может быть, и не сразу – других.

Все ошибаются… Но, не экспериментируя, не поддаваясь велениям сердца, можно навсегда заскорузнуть в классических формах, размерах, ритмах и рифмах. Никто этого не хочет, наверное.

Да, правлю я, правлю!.. Но осторожно, возвращаясь к исходному снова и снова.
Представлен далеко не тот текст, что был изначально. Если сказать, что из исходного варианта осталось 10 процентов, это – неправда! По строчкам – меньше! А вот по духу – 110 процентов!
А может быть, - 210! и 310!..
Потому что я восстанавливаю то, что не смог тогда сформулировать! Дописываю сегодня! Но возвращаясь в ТО время, к ТОМУ СЕБЕ, юному!
Ей богу, это не просто. Но, кажется, иногда - удаётся…

Конкретная критика говорит о неформальном прочтении, интересе и уважении к автору.
Без проблем. Я реально благодарен. Спасибо!
Год?.. На других сайтах, в подборках и отдельно я ставил. Здесь мне часто говорят, год написания не имеет значения. И, действительно, какой ставить год?
Записано стихотворение в 1970-ом. Первый раз опубликовано в 1999-ом. И после этого я его ещё много раз переделывал, очень серьёзно.
Из самого стиха ясен возраст ЛГ. Это очень молодой человек, юный поэт. И по содержанию («мама ждет») и по форме (вы заметили), по всему строю стиха - всё это ясно, на мой взгляд, с полною очевидностью.
Как говаривает частенько Леонид К. – «Прекрасное вневременное стихотворение!»
В данном случае - юного поэта о юном поэте.

Мы все прекрасно знаем, что дублирование образа, тем более многократное, является – штампом. Однако частенько остаётся не первый, впервые открытый образ, а усложняющийся, усовершенствованный, тот, который эстетически, творчески оптимален… создаёт картинку наилучшим образом отражающую реальность, украшающую её, дающую ей развитие.
В этом стихотворении как бы, действительно, полно штампов. Но каждый из них – на своём месте и кстати.
А в сумме они создают нечто новое.
В конце концов, так же примерно, как известные всем слова в некотором сочетании создают новый смысл. Так и известные всем образы в некотором сочетании могут создать новый образ, по уровню сложности и красоты - выше исходных, используемых.

Вы правы, метрика здесь гуляет. Но я могу повторить в своё оправдание опять лишь одно.
Очевидно, что это юношеское стихотворение. У меня есть другие об осени…
- Свидание с пушкинской осенью
- Купола
- Она говорила, на улице - осень…
Там с размером порядок. А здесь я… тоже много раз переделывал и, на мой взгляд, нашёл таки компромисс между достаточным уровнем техники и юношеской порывистостью, может быть, даже и неумелостью.. однако же – неподдельною искренностью.
Поверьте, это не просто. И именно этого хотелось достичь.
А переводить этот стих в идеальный классический ритм и размер – лишь испортить его.


«Изгнанник из времени»
--------------------

Стих из давних. Во время постепенно вживаюсь… Иногда пускает обратно. Потом снова выталкивает. Надо всё-таки в нём оставить свой след.)

- «А сколько тебе было лет, Вит, когда ты написал это?
И как ты помнишь? Ясно? Как это было?»
Владимир Сачков

- Стих написался в 1971-ом году, мне было 17 лет. Но уже ощущалось некоторое отсутствие перспектив… для человека живого. :) В государстве, управляемом мертвяками. :)
Ведь я специально ничего не пишу, не придумываю. Написалось и написалось. Значит, были такие вот ощущения, мысли. Да и ведь верно, творчество наше действительно как бы подвешено, конечно, оно имеет с временем некоторую соотносительность, но и с вечностью – тоже. И чего больше – вечного или временного, совершенно не ясно.)
Ясно одно с достаточной определённостью – от временного никакого удовлетворения нет. Или, как минимум, недостаточно.
Конкретно как написал – конечно, не помню. Скорее всего, сидя за своим секретером, в одной комнате с матерью (у нас была однокомнатная квартира). Вместо работы над домашним заданием, институтскими лекциями, подготовки к экзаменам…


«Колокола»
--------------------

- «ЗвОнят», а не «звенят».
- Можно, конечно, и так сказать, как вы предлагаете. И так будет правильнее во всех смыслах… за исключением, на мой взгляд, одного - поэтического. Ну, это мое только личное мнение автора. Мне как есть больше нравится. Трудно объяснить… загадочнее так, что ли. Иногда в стихах полезно напустить некоторый туман.
Конкретно тут могут звонить в разные колокола – церковные материальные колокола и как бы в духовные, что ли… внутренние колокола. Не проговаривая конкретно, я оставляю читателю - простор для додумывания. И даже гадания, во что же это – звонят? Ну, а название, на всякий случай снимает вопросы у критиков, слишком дотошных.
Так что, можно считать, сделано так специально.
Мне нравится Ваш внимательный и принципиальный подход. Очень хорошо чувствуете язык, нюансы. Спасибо огромное за конкретные замечания! Вы уже убедились, думаю, что я вовсе не всю критику отрицаю огульно – прислушиваюсь и проверяю себя по таким замечаниям. Открываю иногда для себя – самого же себя. И исправляю что-то частенько…

Я понимаю, что звОны.) Но в просторечии все-таки, в разговорном частенько говорят таки «звонЯт», а не «звОнят». И так как-то выговаривается легче.)
Не знаю, может, это и не оправдание… но править не хочется.)


«Кресты и пустыня»
(Стихи «Могильщик» и «Голос»)
--------------------

- «И впереди, увы, кресты, Виталь....»
- Да, кресты… Но отчего же в пустыне?
- «Утро:)))»
- Да… а потом снова - ночь! :(
Правда, сегодня в Питере солнышко. Хорошо. Спасибо.
Сам не знаю, что захотелось это вот выставить…

- «Прекрасный Вневременной диптих, брат. Пустыня и крест - Великие символы!»
- Да… страшно даже представить себя.. в пустыне среди крестов.
А вот что-то в голове крутится. :(
Впрочем, и у тебя есть стихи очень страшные! Если вдумываться…

- «Проникновенно, Виталий.»
- Спасибо. Страшные проникновения!

- «Библейской мощи текст. Пророческий.»
- Приятно слышать. Спасибо.

- «Мощно, Вит! Нет слов...»
- Спасибо! В пустыне слова не нужны. Или… особенно драгоценны. :) Я голос услышал…

- «Виталий, сильно сказано! Май на дворе, а может, рискнём забыть ждущую нас пустыню - на время?.... :)) Лучше не думать...»
- С хорошим человеком.. можно забыть обо всём! :)
Но… может быть она нас и не так ждёт, эта пустыня. Впрочем, лет 40…наверное, не плохо бы по ней походить. Хотя бы без телевизоров. :)))

- «Всех ждёт одна судьба: могилы, да кресты...
Но почему о том сегодня пишешь ты?»
- Не знаю.. что-то навеяло. Впрочем, эти стихи написаны несколько лет назад. Подработал и выставил.
Нет, не к 9-ому мая.

- «В пустыне и креста поставить-то негде - засыплет песком...»

- «С Днём Победы, Виталий!
И чтобы не превратить нашу Землю в пустыню, поставив на ней один большой крест! Мира, добра и счастья!»
- С Днём Победы!!!
У каждого поколения есть свой бой. И мы должны победить в собственной жизни.


«Ледяное пламя любви»
--------------------

Это я в юности был таким ледяным. Потом отогрелся, стал очень горячим. Теперь пар идёт и дым валит. Из всех отверстий.)


«Летающая моя женщина»
--------------------

Случаются женщины, которые влетают в нашу жизнь, и тут же нас с собой забирают. Улетаешь куда-то, потеряв голову… Куда – соображаешь не сразу, а может быть, и никогда. В страну счастья? В иную какую-то страну совершенно…
А бывает так, что покружит, покружит по комнате, даже немного потаскает тебя и бросит, улетит… Словно её и не было вовсе.

Рядом с женщиной немного сходишь с ума. Видимо, это ощущение случайно попало в стихотворение. Рад, что оно оказалось типа «изюминки».


«Мне в этом мире места нет»
--------------------

- «Поражает краткость и глубина!!!! Успехов Вам и Божьих благословений!!!»
- Одно из мимолётных благословений… кто знает, зачем? Отчего? В каком мире мы должны жить?
А может быть, Он призвал нас именно в этот мир? И зачем-то?
А что в другом будет - мы узнаем потом… когда-нибудь, не торопясь. Обязательно!
И Вам всего самого доброго!