Немного о Есенине и не только

Дина Немировская 2
Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.

И я сам, опустясь головою,
Заливаю глаза вином,
Чтоб не видеть в лицо роковое,
Чтоб подумать хоть миг об ином.

Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвячиной
Над пропащею этой гульбой.

Ах, сегодня так весело россам,
Самогонного спирта — река.
Гармонист с провалившимся носом
Им про Волгу поет и про Чека.

Что-то злое во взорах безумных,
Непокорное в громких речах.
Жалко им тех дурашливых, юных,
Что сгубили свою жизнь сгоряча.

Жалко им, что октябрь суровый
Обманул их в своей пурге.
И уж удалью точится новой
Крепко спрятанный нож в сапоге.

Где ж вы те, что ушли далече?
Ярко ль светят вам наши лучи?
Гармонист спиртом сифилис лечит,
Что в киргизских степях получил.

Нет! таких не подмять, не рассеять!
Бесшабашность им гнилью дана.
Ты, Рассея моя… Рас…сея…
Азиатская сторона!

(Сергей Есенин, 1922)

Собственную зрелость Сергей Есенин воспринимал весьма болезненно, думая, что лишается чего-то очень важного и дорогого. Это отчасти объяснимо тем, что юность поэта была неразрывно связана с селом Константиново, воспоминания о котором согревали его сердце в особо сложные периоды жизни. Поэт покинул малую родину в семнадцать лет.

Именно с этого времени он не только ощутил собственную взрослость, но и осознал, что возврата к прошлой жизни не будет. Безудержную тоску поэт пытался топить в вине. Но возникает резонный вопрос – если бы Сергей Есенин в действительности так много пьянствовал и буянил, как это показано, к примеру, в неудачном на мой взгляд фильме «Есенин» режиссёра Игоря Зайцева, после показа которого по стране пошёл анекдот о том, что страшно не умереть, страшно то, что после смерти тебя сыграет Безруков, то когда бы он успел написать столько воистину прекрасного?..

Приведённое выше стихотворение С.Есенина включено поэтом в цикл «Москва кабацкая» (1921 – 1924). Лирический герой, находясь в кабаке, пьянствуя вместе со всеми, наблюдает за разномастными посетителями. В основном это люди, проигравшие в войне, оставшиеся за бортом жизни. Безысходность порождает в человеке бахвальство, смешанное с удалью, нередко толкая его на самые непредсказуемые поступки. Именно по этой причине Есенин называет Россию «азиатской стороной», одновременно восхищаясь стойкостью славян и осуждая их душевные слабости, склонность к фатализму и нежелание отстаивать собственные интересы даже под страхом смерти.

Неправда, что сегодня изменилось отношение к поэзии. А вот отношение к жизни с есенинских времён у многих изменилось кардинально. Сейчас материальная составляющая для многих — важнейшая составляющая земного бытия. В наше время понятия «душа» и «духовный» что-то из области необъяснимого и непонятного явления для многих, а жаль. «Что-то всеми навек утрачено..." Эх...

«Снова пьют здесь, дерутся и плачут»…
Снова вслух об этом кричат.
Перессорились паны – значит
У холопов чубы трещат.
Но едва ли поймёт сторонний,
Что здесь – по лбу, а что тут – в лоб.
Кто тут – пан, а кто тут – холоп.
Визг собачий да крик вороний –
В рифму просится «остолоп»,
Да боюсь, опять «не догонят»…