Рецензия на сборник рассказов Улица гобеленов

Василий Макаров
Рецензия на сборник рассказов «Улица гобеленов»
http://www.directmedia.ru/book_307548_ulitsa_gobelenov/

О сборнике

Сборник рассказов Галины Щекиной «Улица гобеленов» содержит 26 рассказов. Часть рассказов автобиографична. По прочтении создаётся впечатление, что почти все эти рассказы основаны на реальных историях реальных людей. Сколь бы замысловатым и извилистым не был сюжет, я охотно верю, что главный автор этих текстов сама Жизнь. А Галина Щекина, благодаря литературному таланту и недюжинному трудолюбию, перенесла эти сюжеты в крепкую литературную форму.
Во всех рассказах женщины - главные героини повествования. Их судьбы, мечты, страхи и желания наполняют эту книгу яркими, даже в чём то противоречивыми эмоциями. Автор разделил книгу условно на три части, скомпоновав рассказы по главным действующим лицам. Дальше мы рассмотрим подробно эти три части сборника.

Граня

Первая часть сборника связана главной героиней рассказов - девушкой Граней. Мы наблюдаем историю её жизни от маленькой девочки, до взрослой женщины пережившей войну, расставания и разочарования.
Рассказы наполнены экзотическим для современного читателя малоросским языком. Сверчали сверчки, оглоед, взадых, вытребеньки, эти слова создают насыщенный деревенский колорит. Персонажи старшего поколения нередко полностью говорят на малоросском украинском диалекте. Граня же и другие взрослеющие вместе с ней персонажи говорит по-русски, лишь изредка употребляя непривычные для нас слова. Тем самым нам легко воспринимать Граню как почти свою современницу, близкого для нас человека.
Автор ведёт повествование рассказов как бы чуть сверху, иногда раскрывая перед читателем перспективу будущего для того или иного героя. От обилия фактологического материала, автор не задерживается долго на каком либо эпизоде. Сцены сменяют друг друга как кадры кинохроники. Рассказы выстроены в хронологическом порядке и создают у читателя масштабную картину жизни главной героини.
Рассказы данного цикла слишком сильно сцеплены между собой. Будучи оторванными от других рассказов цикла, они потеряют половину своей понятности и интересности. Но и до целостного произведения цикл рассказов не дотягивает. В жизни главной героини множество крупных пропусков, как будто автор рассказывает только о тех моментах, которые ему самому интересны или чем-то запомнились. Нельзя утверждать, что такая компоновка материала является ошибкой или недостатком. Автор решился на эксперимент и его можно считать удачным или, по крайней мере, оправданным.
Сюжеты рассказов насыщены глубокими противопоставлениями. Отец главной героини Борис, горячий коммунист, верит в справедливость государства. На его глазах соседа Корягина посадили по доносу, дочь другого соседа Злату насильно отправили в интернат. Да и сам он скоро станет жертвой системы, получит тюремный срок несправедливо осуждённый.
Злата, подруга Грани, сильный пример искалеченной судьбы. С детства она отличалась яркой внешностью и избалованностью, как будто «имела право на лёгкую жизнь». Противопоставление судеб Грани и Златы происходит на протяжении всего цикла рассказов. Если уж сильные характером люди не всегда достигают своей мечты, то слабые характеры, такие как Злата, вообще не управляют своей судьбой. С ними жизнь случается, и часто не такая, какую они хотят.
Слова Грани «В жизни надо было героем быть, как и на войне» в полной мере отражают её отношение к жизни. Она была достаточно сильна, чтобы мечтать о небе, о лётном училище, надрывая спину в огороде. Она оказалась ещё сильнее, когда пережила крушение мечты и нашла себе достойное применение на земле, в сельско-хозяйственном институте. Как мелко и глупо выглядит на её фоне Люська, которая от обиды за пропавший чемодан бросает всё и возвращается домой.
Союз Егора и Грани весьма символичен. Егор земной, мечтал быть танкистом, стал механизатором. Во многом они противоположны, но схожи в одном. Сила характера Егора позволила ему удержать рядом эту тонкую но острую Граню.

Нила

Вторая часть сборника посвящена литератору Ниле. Язык рассказов концентрированный, насыщенный. Каждый из рассказов можно было бы раскрыть в полноценную повесть. Но автор как будто торопит нас, не даёт задерживаться в одном сюжете и уже начинает следующий.
Первый рассказ цикла «Сынуля» представляет нам Нилу как персонаж второго плана, причём не вполне положительный персонаж. В этом рассказе у читателя возникает множество вопросов: кто такая Нила, зачем она «пристаёт» к другим людям, пытаясь донести высокое искусство. Не лучше ли ей будет просто заниматься своими делами и своим личным творчеством? Дальнейшие рассказы цикла вполне отвечают на все эти вопросы. Нила предстаёт перед нами целостным характерным героем, посвятившем себя всецело литературе.
Нужно отметить, что рассказ «Сынуля» написанный от первого лица имеет более живое и захватывающее повествование, в отличии от других рассказов серии. На мой взгляд, было бы интересно во всей серии рассказов  раскрывать главного героя Нилу взглядом со стороны, от лица того или иного участника событий. Такой приём позволил бы глубже раскрыть многогранную личность Нилы и придал бы дополнительного шарму главной «второстепенной» героине.
Рассказы этой серии раскрывают нам литературу как страсть, как наваждение, от которого невозможно проснуться. «С виду поэты не отличались от алкашей. Они тоже быстро принимали свою дозу и падали навзничь. Просто алкаши потом трезвели, а поэты так и оставались пьяны всю жизнь.»
Жажда писать приводит Нилу в среду «марсиан», странных для других и для себя, людей. Наполнившись их марсианской инаковостью, Нила открывает в себе тягу к особому служению - выращивать в простых земных людях сверхъестественность писателя. Служение это на грани подвига, ибо плоды такого роста всегда достаются другим.
Писатель или поэт - это часто «человек без кожи», чувствующий и видящий всё необычайно ярко, и всё хорошее, и всё плохое. Нила почти в каждом рассказе сталкивается с жёсткостью и грубостью, люди ранят друг друга случайно и намеренно. Но истинное служение - это всегда жертва, даже если её не оценят.
Безотказный характер героини также прибавляет ей забот. Частые стрессы выливаются в проблемы со здоровьем.
Цикл рассказов даёт нам хорошую перспективу жизни главной героини. С такого ракурса отчётливо видны её мотивы, её цели и стремления. Однажды «заражённая» инаковостью литературы, однажды проникшая за грань суетного бытия, она не может оставаться прежней. Нила не может смотреть спокойно на людей, которые не замечают цветной сказочной подкладки серого и грязного плаща под названием жизнь.

Другие

Рассказы, собранные в конце книги, не имеют одного главного героя и не представляют целостной картины. Эти рассказы представляют собой яркие зарисовки о жизни, сложной, тяжёлой, непредсказуемой. Они повествуют нам о милосердии (Беретик), о жадности и доброте (Варварин брат), о надежде и чуде (хороший знак), о смерти и жизни (узел), о любви и предательстве (Лисёнок), о пронзительной утрате (дуновение рождества).
Женские образы этих рассказов просты и жизненны, а с другой стороны удивительны и многообразны.
Рассказ «Улица гобеленов» задаёт тон не только третьей части сборника, но  и всей книге. Это рассказ о милости и сострадании. Главная героиня рассказа Дружанна столкнувшись с Фёдором, инвалидом с редкой болезнью, не знает что ей нужно сделать. Но при этом она точно знает, что нельзя игнорировать нужду и страдания.
Необычное имя главной героини как бы намекает нам на дружбу. Смысл дружбы в современном обществе во многом потерян. Даже нередки утверждения, что её не бывает. Но именно настоящая дружба не ищет корысти и не может оставаться в стороне, когда нужна помощь.
Схожими чувствами наполнены рассказы не только третьей части книги. Рассказ «Мимо Дафны» из серии про Нилу описывает человека, который не может оставаться в стороне видя чужое горе. «Душа милосердная», так называет её Нила и благодарит судьбу за встречу с этим человеком. В Дафне полностью раскрыт тот призыв к помощи и состраданию, который виден в Дружанне.
Автор, ставя названием сборника «Улицу гобеленов», хочет показать читателю все рассказы именно в ключе милосердия. Так Граня милосердна к Богдану, Злате и Лешику. Так же Нила ценит сострадание и ставит целью своей жизни помощь другим людям. Так же и героини остальных рассказов в той или иной форме сталкиваясь с жестокостью и страданиями ищут в жизни милосердия.
Тема эта всегда будет актуальна. Ещё две тысячи лет назад сказаны слова Христа: «Если бы вы знали, что значит „милости хочу, а не жертвы“, то не осудили бы невиновных». И сейчас этот сборник рассказов можно было бы охарактеризовать как призыв к милосердию.
Резюмируя вышеизложенное скажу, что книга «Улица гобеленов» безусловно заслуживает внимательного, а возможно что и неоднократного, прочтения.