Они студентами были

Наталья Скорнякова
Позади школа. Выпускной. Я с одноклассницей Женей Мамчич впервые без родителей еду в Ленинград — город моей мечты. Новороссийск — провинциальный южный город с уникальной бухтой. Море, набережная создают определенный колорит городу.
 
Поезд без пересадок, с попутчиками нам повезло, они взяли над нами опеку, угощали всю дорогу. В Ленинград поезд пришел поздно вечером. Попутчики и здесь нас не оставили, пристроили на ночлег. Ленинград встретил нас холодным дождем, к которому мы были не готовы. Пришлось сразу купить плащи и зонты.

Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта им. Академика Образцова. Институт, был первым высшим техническим заведением в области транспорта и строительства России, основан в 1809 году, существует свыше 200 лет. Мраморная лестница, зал с мраморными колоннами пугают нас своим величием. Пока не верится, что мы сможет уверенно сбегать по этой красивой лестнице уже студентками...

Женя окончила школу с золотой медалью, я с серебренной. Наличие медали позволяет сдать только математику письменно и устно на отлично. Жене это удалось и она уезжает домой в Новороссийск. Я по письменной математике получила четверку и вынуждена сдавать все пять экзаменов.

И вот я — студентка. Сразу нас посылают в колхоз на уборку картофеля. Там мы все перезнакомились.

В комнате общежития нас на первом курсе четверо: я, Лена Васильева из Устюжны Вологодской области, Вера Кулагина из Горьковской области и Люда Молодова из-под Ленинграда. Лена часто ходила в гости к родственникам, ее тетя — главврач поликлиники Метростроя, где мы подрабатывали, убирали кабинеты. В мою студенческую бытность мало кто не подрабатывал, кушать, одеться хочется, а стипендия маленькая. На втором курсе Люда Молодова отселилась от нас и мы втроем, а затем и вдвоем с Верой все пять лет учебы прожили вместе. Делились всем сокровенным друг с другом. Меня привлекала Верина начитанность. Я удивлялась ее знаниям, ведь родилась и в школьные годы жила она в деревне Горьковской области, где не было ни театров, ни телевизоров, один репродуктор, по которому Вера слушала постановки, романсы.

Вера небольшого роста, пухленькая и хорошенькая, такая вся мягкая и притягательная, забавно накручивала на ночь концы волос на бигуди, на утро прическа как у Мирей Матье. Вера с первых дней взяла надо мной шефство. Помогала распределять скудные наши денежные ресурсы, чтоб не ходить голодными и холодными.

Театры, Эрмитаж, филармония — хотелось все охватить, но ведь надо было еще и учиться. Но мы старались. Знакомились с Ленинградом. Прекрасные студенческие годы, о которых вспоминается с милой улыбкой, оставили множество интересных сюжетов для веселых историй и баек в кругу друзей; и жаль, что вспоминаются они только время от времени в обстановке, когда что-то намекнет памяти отдать их обратно, оживить в устах говорящего и в смехе слушающего.

У Веры хороший музыкальный слух и в студенческие годы она посещала хор.
Одна яркая вспышка воспоминаний. Учебный год подходит к концу. Все усиленно готовятся к экзаменам. Читаем лекции лежа в кроватях. Жарко. У нас открытое окно. Июнь месяц. Комната наша находится на третьем этаже. И вдруг в проеме окна появляется Певчий, это прозвище, имени я не запомнила. Он пел в хоре вместе с Верой и питал к ней определенные чувства. Но наша Вера все студенческие годы любила брата своего одноклассника Сбитнева, который учился в Ивановском медицинском институте и позднее женился на медсестре. Выражение лица у Певчего было радостным, сумел, мол, по стене забраться на третий этаж. А Вера глянула на него и сказала своим спокойным невозмутимым голосом, как, мол, забрался, так и вылезай, у нас  тебе делать нечего. Певчий исчез. Меня охватил ужас, ведь он мог разбиться. Хорошо, что все обошлось.

К приезду Сбитнева у нас появились хрустальные фужеры, которые никак не вписывались в интерьер нашей комнаты. У Веры от счастья светились глаза. Жизнь начинала приобретать в эти дни для Веры новые краски. Красивое, огромное чувство переполняло ее. Ее любовь к Сбитневу не позволяло ей разглядеть тех, кто рядом.
Завтракали и ужинали мы в комнате сообща, готовили по очереди. Я оказалась самой неприспособленной к готовке и часто в мое дежурство готовила Вера. Из дома ей присылали сырые куриные яйца в семечках, они выручали нас. Иногда мы яйца меняли на сало и хлеб.

Жизнь в общежитии — это особая тема. Мне в памяти отложилось, как варили свои макароны вьетнамцы. Высокая и узкая кастрюля, в которую вставлялся столб из макарон. Вареные макароны накручивались на палочку. Ели они, раскручивая и время от времени макая макароны в соус.

Комната наша была посреди длинного коридора, кухня в конце. Картошку жарили на сковородке, вместо масла и сала часто на воде, постоянно помешивая. Если во время готовки ушел в комнату, твою еду сразу пристроят, нужно было постоянно ее караулить. Нам это надоело, Елена от тетки принесла электроплиту и готовить мы стали в комнате. Плиту, утюг приходилось прятать — запрещенные в общежитие предметы.

В комнате напротив нашей появился грудничок, мама этого грудничка убегала в институт, на дверях оставляла записку, чтоб на плач ребенка поменяли пеленки и накормили. Я с удовольствием, когда позволяло время, возилась с ним.

На первом курсе нужно было чертеж моста изобразить с позиции лягушки и с птичьего полета, в этом мне помог Сережа Воронин. С этих самых пор у нас с ним завязались никому непонятные отношения. Сережа был человеком неординарным, неистощимым на выдумки, среднего роста с растительностью на лице. Природа наделила его художественным талантом. Изредка наши отношения дышали романтичным оптимизмом. Как то Сережа провожал меня и попытался даже поцеловать, получился пугливый, неумелый какой-то поцелуй. Вечер качал на волнах недосказанности и ожидания. Мы чувствовали себя озорными, счастливыми и бесшабашными. Прогуляв всю ночь, явились в общежитие с тем, что б взять паспорта и подать заявление в загс. На полученные талоны мы всей группой отоваривались в свадебных салонах (было время дефицита товаров), я купила себе ярко синий костюм с белой блузкой, необыкновенно красивый. Ума хватило не оформлять наши с Сергеем отношения, так как они носили стихийный разовый характер. Сережа пить не мог, быстро пьянел и меня, во время застольев, усаживали рядом, чтоб следила за ним.

Так было и на двойной свадьбе наших студенческих пар в ресторане. Я за столом рядом с Сережей. На сей раз я не рассчитала своих сил. Окончание свадьбы знаю по рассказам очевидцев.

Сергей вспоминал — проходим с Натальей мост, смотрю, она хромает. Одна туфля есть, вторая на ноге отсутствует. Прислонил Наталью к перилам моста, пошел искать. Нашел. Наталья в мое отсутствие умудрилась удариться в районе глаза о чугунные перила.
 
На утро, глаз заплыл и не хотел открываться. Второй день свадьбы я уже проводила в темных очках. Исчерпав потенциал взаимной интересности, мы расстались, как расстаются люди, которым не в чем упрекнуть друг друга, просто у каждого свой путь.

На пятом курсе Сергей, неожиданно и вдруг женился на Васильевой Валентине, о которой ходили на курсе разные толки, не всегда лестные. Мне лично очень нравилось слушать Валентину. Она казалась взрослее, опытнее нас, которые поступили сразу со школы. Среднего роста, черноволосая, обычной внешностью Валентина преображалась, когда начинала что-то рассказывать. Все в лицах, эмоции захватывали. Я слушала, открыв рот, затаив дыхание, хотя и знала, что в большинстве случаев она если не врала, то фантазировала. Диплом Валентине сделал Сергей и получилось, перестарался, уж больно красиво и профессионально. Защитить этот диплом Валентине не удалось, пришлось ей защищаться на следующий год после окончания института.

Наша встреча выпускников спустя двадцать лет. Девочки все узнаваемые, у мальчиков появились пивные брюшки. Ресторан. Я сижу, беседую с Леной Васильевой. Подходит Валентина и говорит Елене, чтоб та подвинулась, здесь, мол, сядет Сергей. Я внутренне улыбнулась, но согласилась и сразу мы превратились в студентов, стали вспоминать студенческие байки.

Дело было под первое апреля. Решили мальчики разыграть Андрея, он легко поддавался на всякие провокации, был постоянным объектом  розыгрышей. Решили под простынёй постелить змейкой нитку. И когда Андрей уляжется спать, эту нитку следует вытягивать. Якобы возникает ощущение, что под тобой ползают тараканы. Так они и сделали. Смотрят, Андрей вскочил, бегом к выключателю. Включив свет, наш герой подбегает к постели и встает как вкопанный.
Кое-как успокоившись от смеха, мальчики спрашивают у Андрея - что такое случилось? Ответ: "Да xpень какая-то подо мной ползала. Тараканы или клопы, xpен знает".

Вспомнился еще эпизод. Наша троица: Вера, Лена и я никак не могли сдать зачет по теоретической механике. Преподаватель молодой симпатичный мужчина. Мы поручили Ленке охмурить его. Дело было сделано и во время свидания Лена предоставила ему три наши зачетки. Зачет был получен. Лена могла увлечь мужчин, этим она пользовалась, когда нужна было выполнить очередной курсовой, всегда находились для нее добровольные помощники. Сейчас Лена живет на Севере в Коми республике. Даже не верится, ведь она и замуж выходила за ленинградца, чтоб жить в Ленинграде, но жизнь диктует свои правила.

Вера живет с мужем в Нижнем Новгороде, две дочери живут своими семьями отдельно. Контакта у Веры с членами семьи нет никакого. Ее мучает головокружение, боится выходить на улицу, так как несколько раз падала. Не верится, что все это происходит с Верой. Хочется верить, хотя и с трудом, что и это пройдет. Очень хочу чуда для Веры, которая хранила все мои тайны, нужно чтоб она опять захотела жить, творить и улыбаться и приезжать ко мне.