Мону Лизу от Геринга защитил немецкий граф

Койфман Валерий
   Фото. Большая галерея Лувра. 16 сентября 1939 года.         


Главное дело жизни немецкого аристократа Франца фон Вольф-Меттерниха цур Грахта
   

                «Государства без музеев немыслимы... Созданное художниками
                есть главный трофей всех войн в истории и
                достояние государств любого общественного строя»
                Александр Сокуров «Франкофония»


В сентябре 2015 года решением жюри 72-го Венецианского кинофестиваля лучшим фильмом по версии Федерации европейских кинокритиков (FEDEORA) названа картина мэтра российского кино Александра Сокурова «Франкофония» (производство Франции, Германии и Голландии). Совмещая хронику Парижа военных времен с игровыми эпизодами, снятыми с эффектом старой кинопленки, режиссер рассказывает историю спасения коллекции Лувра в годы оккупации. Это глобальное размышление об искусстве и культуре, о тихом, но упорном противостоянии людей культуры разрушениям любого рода.
       В фильме разворачивается история отношений директора Лувра Жака Жожара и графа Франца фон Вольф-Меттерниха, представителя немецкого командования, ответственного за сохранение произведений искусства на западных оккупированных территориях рейха. Они были врагами, но стали союзниками, спасая сокровища мировой культуры. Немецкий офицер-аристократ предстает в фильме спасителем европейских ценностей. Кто этот таинственный граф, и было ли все так на самом деле?
      «Граф, который защитил Мону Лизу от Геринга» - под таким заголовком газета «Кельнише рундшау» в мае 1978 года удостоила большим некрологом память 84-летнего графа Франца фон Вольф-Метерниха. Опубликован был также перечень званий и наград покойного, говорящих о насыщенной жизни этого человека. Франц фон Вольф-Меттерних, сын графа Фердинанда фон Вольфа-Меттерниха цур Грахта и принцессы Фламинии Зальм-Зальм, родился 31 декабря 1893 года. Детство провел в родовом замке Грахт около Кельна. Франц довольно рано проявил интерес к культуре рейнского края, поэтому, в 1913 году начал изучать в Боннском университете историю искусств и проблемы охраны исторических памятников. В годы Первой мировой воевал в кавалерии, был тяжело ранен, награжден за храбрость. К занятиям в университете приступил лишь в 1919 году. Война окончательно определила выбор его профессии: «При виде страшных разрушений ценнейших памятников культуры я решил посвятить остаток жизни их охране». В ноябре 1925 года - женитьба на аристократке Аликс фон Фюрстенберг.
      После защиты докторской диссертации в 1923 году, потомственный аристократ приступил к  работе в системе охраны памятников культуры. За 30 лет службы Меттерних стал одним из авторитетнейших немецких специалистов в культуроохранной области. Свою работу Меттерних сочетал с преподаванием в Боннском университете. Неожиданно в 1933 году граф вступает в нацистскую партию,  где предполагает заняться сохранением объектов культуры. Позже Меттерних объяснял этот поступок тем, что хотел не допустить появления на таком важном поприще случайных людей.
    В 1939 году, когда началась Вторая мировая война, Вольф-Меттерних был освобожден от военной службы, но вскоре он объявился на Западноевропейском театре военных действий. Весной 1940 года граф-искусствовед становится рейхсуполномоченным по охране памятников культуры на оккупированных северных и западных территориях Франции, а вскоре - руководителем специального отдела охраны искусства „Kunstschutz“ при командовании вермахта во Франции. Сотрудников отдела он выбирал из среды единомышленников, в основном,  из университетов, музеев и учреждений защиты памятников нижне-рейнского региона.
     Сразу после поражения Франции в войне 10 июля 1940 года в курортном городе Виши в Южной Франции собралось Национальное собрание страны, постановившее передать власть маршалу Петену, это ознаменовало конец Третьей республики и создание коллаборационистского Режима Виши (официальное название - Французское государство). В то же время часть Франции с Парижем была оккупирована немецкими войсками. После того, как в ноябре 1942 года Германия оккупировала всю Францию, власть правительства Петена стала чисто номинальной.
Немецкие войска вступили в Париж 14 июня 1940 года, который еще ранее был объявлен «Открытым городом». Согласно IV Гаагской Конвенции от 1907, это означало, что город отказывается от любых защитных действий, а нападающая армия, войдя без боя, не должна его штурмовать или  бомбить.
Уже 1 августа в Париж прибыли офицеры Меттерниха с миссией обеспечить защиту произведений искусства в условиях военного времени. Штаб-квартира „Kunstschutz“ разместилась в роскошном отеле «Мажестик». Свой первый визит директору Лувра Жаку Жожару, ответственному за коллекции национальных музеев Франции, граф Меттерних нанес 5 августа. Дипломат от культуры, имевший опыт эвакуации коллекции музея Прадо в годы гражданской войны в Испании, Жужар еще в 1939 году обеспечил под предлогом ремонта помещений самый масштабный за всю историю музея тайный вывоз сокровищ из Лувра в центральное хранилище в замке Шамбор. Потом отдельные части коллекции были рассредоточены по другим замкам Луары. Главные шедевры (включая «Джоконду», заключенную в двойной деревянный ящик-кассету с красной бархатной обивкой) находились не на оккупированной части Франции и неоднократно меняли свое местоположение
    Граф Меттерних не был активным противником национал-социализма, однако действовал как «просвещенный европеец», к тому же он очень серьезно относился к своим обязанностям по защите памятников культуры. Отличный французский язык и личные связи Меттерниха с французскими аристократами и влиятельными католиками (он был членом Мальтийского ордена) создавали основу доверия для сотрудничества с ответственными лицами французских музеев. Меттерних рассматривал французские сокровища в качестве культурного наследия всего человечества. Постепенно Меттерних и Жужар стали если не друзьями, то добрыми коллегами, о чем говорит их обширная переписка.
     В июле 1940 года последовала директива Гитлера о необходимости возврата коллекции Лувра в Париж. Официальным поводом было беспокойство за сохранность коллекции. Этому намерению решительно воспротивился Меттерних. Он доказывал нецелесообразность подобных действий, засвидетельствовав отличные условия хранения эвакуированных произведений искусства.
По свидетельствам известного современного историка-исследователя Кристины Котт именно Меттерних «обеспечил логистику их дальнейшей сохранности, в частности, обеспечил доступ к хранилищам сотрудникам Лувра». Одним из первых важных официальных актов группы Вольф-Меттерниха была разработка реестра более чем 500 памятников культуры  Франции (замков, музеев  и других объектов). По крайней мере, в теории, они были освобождены от использования в военных целях. Хотя немцы получили доступ к точным данным локализации мест хранения вывезенных коллекций, их действия сильно сковывала деятельность команды Вольф-Меттерниха. 
    Необходимо отметить, что, к сожалению, миссия „Kunstschutz“ распространялась только на защиту национальных и общественных коллекций и памятников культуры, поэтому частные коллекции нелояльных граждан и, в первую очередь, лиц еврейской национальности  подвергались тотальному грабежу оккупантов. Шесть залов отдела восточных древностей опустевшего Лувра были выделены для временного размещения и последующего вывоза в Германию конфискованных произведений искусства. Доступ в этот «немецкий анклав Лувра» был запрещен даже для руководства музея. Что же касается судьбы коллекции Лувра, то, по мнению крупного специалиста по проблемам перемещенных культурных ценностей Гектора Фелисиано (Франция) Гитлер еще в начале войны надеялся на подписание мирного договора с Францией, чтобы, среди прочего, получать, в виде военных трофеев наилучшие произведения из Лувра.
     Отдел „Kunstschutz“ находился в оппозиции к таким структурам нацистского государства как СС, гестапо или Оперативный штаб рейхсляйтера Розенберга  (ERR), занимавшимся конфискацией и вывозом культурных ценностей с оккупированных территорий, в том числе и для будущего «супермузея фюрера» („F;hrermuseum“). Альфред Розенберг, Герман Геринг, Рудольф фон Риббентроп и другие «частные» коллекционеры из числа нацистской верхушки имели виды на шедевры Лувра и были опасными противниками Меттеринха. Рисковал ли при этом граф? Должностью и карьерой - безусловно. В результате интриг своих противников в октябре 1943 года он лишился своего места в Париже и возвратился в Рейнланд. По окончании войны Вольф-Меттерних, благодаря многочисленным свидетельствам, в том числе и директора Лувра, быстро прошел процесс «денацифицикации», доказав, что он не был соучастником преступлений нацистов. 
     Он активно помогал  находить вывезенные и спрятанные нацистами художественные сокровища. Потом преподавал историю искусств, возглавлял земельное ведомство по охране памятников Рейнской области. С 1950 по 1952 годы работал в отделе культуры министерства иностранных дел, был также культурным атташе в Риме. Здесь он принимал активное участие в возобновления деятельности зарубежных немецких культурных институтов. Так с 1953 года вплоть до ухода на пенсию в 1968 году Вольф-Меттерних был директором знаменитого еще с довоенных времен немецкого института истории искусств в Риме, т. н. Bibliotheca Hertziana. Ему блестяще удавалось обновлять научное значение этого учреждения. С уходом на пенсию граф вернулся к своим корням как искусствовед  и историк искусства. Он посвятил себя изучению истории архитектуры римской базилики Святого Петра.
   В 1973 году в связи с 80-ти летием графа Вольф-Меттерниха был издан юбилейный сборник, который отмечал его выдающуюся роль в защите европейского художественного наследия.
   В 1978 году граф Франц фон Вольф-Метерних цур Грахт скончался в Кельне на 84-м году жизни. Смерть его не прошла незамеченной. В упоминавшемся уже некрологе в газете «Кельнише рундшау» был указан длинный перечень его званий и наград: д-р философии и д-р технических наук, профессор Боннского университета; директор Института истории искусств в Риме; почетный президент Рейнского союза охраны исторических памятников; кавалер Большого креста справедливости Мальтийского ордена; обладатель Большого креста «За заслуги со звездой» ФРГ; старший офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»; рыцарь папского ордена Св. Григория Великого; офицер Французского ордена Почетного легиона; обладатель Железного креста I  и II класса 1914 года и так далее.
    В наши неспокойные времена, когда памятники культуры одни государства и организации в открытую взрывают, а другие доводят их преступным небрежением до руин, память об аристократе Франце фон Вольф-Метернихе, «просвещенном европейце», знаменитом ученом, совести нации видимо не скоро сотрется из памяти потомков.