Эпилог Вологодская бывальщина

Татьяна Александровна Андреева
В заключение хочу сказать, что эта книга ожила с того момента, как началась, и, как человек, повела меня за собой. Я путешествовала вместе с ней по родной области наяву и в рассказах своих героев, переживала их радости и горести, заглядывала в их души, искала и находила в них ответы на многие вопросы, которые до сих пор оставались без ответа.
С каждой новой главой, с каждой новой встречей с респондентами менялось моё отношение к деревне, к крестьянам, вообще к жизни. Два последних года я параллельно с написанием книги выступала перед читателями в Вологде, в районных центрах и в отдалённых деревнях и рассказывала им свои бывальщины. Мы обсуждали их, и я проверяла, верно ли они написаны, нужны ли, греют ли душу, тот ли временной пласт я пытаюсь сохранить и отправить в национальную память своей страны. Два года слушатели радостно принимали мои рассказы и говорили, что с нетерпением будут ждать их появления в печати. В беседах с ними я отдавала всё хорошее, что есть в моей душе и получала взамен любовь, внимание, искренность и доверие.
Ко многому, казалось бы, привычному и известному пришлось вернуться и в наших нынешних исторических обстоятельствах осознать вновь. Например, утвердиться в том, что наша жизнь — непреходящая ценность, и её нельзя бездумно перекраивать и изменять; человека нельзя унижать, его надо любить и верить в него; нельзя ломать исторически сложившийся уклад жизни; нельзя забывать прошлое и просто охаивать его, а лучше разобраться в его хороших и плохих сторонах. Не нова мысль о том, что без прошлого нет настоящего и невозможно будущее. Но это так, это подтверждается всеми моими респондентами и слушателями. Для того чтобы у нас и у наших детей было настоящее и будущее, написана эта книга.
Работа над ней спасала меня весь тяжёлый и страшный для меня 2013 год, когда я пыталась привыкнуть к мысли, что моей любимой сестры больше нет. Мне помогали жить герои бывальщин, друзья и родные, чужие люди, посланные судьбой, которые шли за мной и со мной по первому зову.
Книга «Вологодская бывальщина» получилась объёмной, несмотря на то, что в неё вошли истории лишь из нескольких районов области. Каждая глава посвящена какому-нибудь одному району. И лишь в восьмую главу попали те немногие рассказы о жителях Череповца и Череповецкого района, Кириллова и Белозерска, Сямжи, Великого Устюга, Тотьмы и Шексны, которые мне удалось собрать среди вологжан. Мне просто не хватило сил и средств, чтобы добраться в эти места.
Зато я мечтаю когда-нибудь всё же попасть туда и написать ещё одну книгу о своей любимой Вологодчине.