Колизей-архитектурный шедевр и символ Рима

Алина Алексеева-Маркезин
             Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев памятник архитектуры Древнего Рима.
          
     "Хлеба и зрелищ», - народ этого хотел всегда. Что касается зрелищ, хотели этого не только простые люди, но и знать. В дни Римской империи правители находили способы удовлетворить подобные желания. В частности, строились амфитеатры, театры, бани и другие места, где человек мог получить то, чего он жаждал. Амфитеатры давали возможность удовлетворить жажду зрелищ.
         
    Амфитеатр Флавиев  или Колизей  — самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквиллинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где некогда был пруд, принадлежавший к «Золотому Дому» Нерона.
          
     Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее.  Началом строительных работ считается конец 71 — начало 72 г. н.э.
Об этом сообщает Светоний:
    "Предпринял он и новые постройки: ... амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, ещё Августом.
   
    Строительство было завершено в 80 году сыном последнего — императором Титом. Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу:
   "При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он (Тит) показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей."

      Внешние стены Колизея состоят из четырех горизонтальных галерей, друг над другом. Из них два нижних яруса имеют цилиндрические своды, третий крестовые. Отличаются ордера колонн, украшающих уровни: коринфский на третьем, ионический на среднем, тосканский в нижнем.

       Согласно Хронографу 354 года, амфитеатр вмещал в себя около 87 000 человек, однако по современным подсчётам, Колизей может вместить лишь 50 000 человек. Сиденья были разделены на уровни, каждый из которых был предназначен для определённого сословия или группы людей.

      На севере и юге располагались места для императора и весталок, эти места обеспечивали хороший вид на арену. На этом же уровне находились места для сенаторов, которым разрешалось приносить с собой свои стулья. На некоторых местах для сената можно найти высеченные имена сенаторов пятого века, которые, по-видимому, служили для резервации мест.
 
      Выше уровня для сената находились места для сословия всадников, а выше всадников располагались граждане Рима, разделённые на две категории: для состоятельных граждан, находившихся сразу выше всадников, и малоимущих граждан, которые располагались ещё выше римской знати.

      Позже, во времена правления императора Домициана, был пристроен высочайший уровень, предназначавшийся для бедных граждан, рабов и женщин. В большинстве случаев это были стоячие места. Кроме того, некоторым группам людей был запрещён вход в Колизей, в частности могильщикам, актёрам и бывшим гладиаторам.      

     Народ заходил на мероприятие довольно быстро благодаря 76 входам.  Строительство продолжалось 8 лет.
Предположительно в амфитеатре было 50 фонтанчиков с питьевой водой для народа.Были там и общественные туалеты с проточной водой.
 
     Оказывается, слово «помпа»  пошло с тех времен и означало торжественное шествие перед спектаклем организаторов, музыкантов, гладиаторов и прочее.Тренеры прививали гладиаторам правило: не просить пощады и улыбаться в момент смерти. Мол, «жить умеют все, но умирать – это искусство».

    Среди идущих на смерть были не только осужденные и рабы, но и представители обедневших аристократических семей, надеющихся таким способам вернуть себе имя и деньги.

     Одно время существовали и женские гладиаторские бои, но их прикрыли в 200 г. н.э.Животных для игр содержать было дорого, так что им скармливали преступников, осужденных на смертную казнь. Экономные, в общем были…В Колизее даже проводились морские сражения – вся площадь арены заливалась водой, строились специальные корабли. Мероприятие было не из дешёвых, устраивалось в исключительных случаях и неизменно имело ошеломляющий успех у народа.
   
      После распространения христианства кровавые зрелища проводились все реже и реже и окончательно прекратились в VI в. н.э. Колизей начали растаскивать на возведение других построек.С X века Колизей превращается в доходный дом – в нем сдают и продают комнаты бедным слоям населения.
    
      В 1231 году часть Колизея разрушается в результате сильного землетрясения, район начинает пустеть и оказывается постепенно за пределами города. В XIV веке аристократия пытается оживить развлекательное прошлое амфитеатра и устраивает там бои быков.
   
     Но в 1349 году город снова происходит землетрасение и обваливается еще одна часть Колизея. Из обломков было построено немало церквей, базилик и зданий.


    Колизей пережил еще много чего: там было стойло, сенохранилище,  крепость, религиозное братство, больница, варили клей, хранили навоз,  освещали  как место паломничества христиан,  собирались полностью разобрать  и даже разбить там кладбище.
   
     Начиная с 16 столетия церковь получила большое влияние над Колизеем. Папа Сикст V планировал построить на территории древнего памятника завод по переработке шерсти. А в 17 веке в амфитеатре появилось новое развлечение — бои быков.

     В середине 18 века папа Бенедикт XIV провозгласил Колизей священным местом для католической церкви, раннехристианской святыней. Впоследствии понтификат предпринимал неоднократные попытки отреставрировать исторический памятник.
На протяжении XIX века велись масштабные работы по раскопкам арены амфитеатра и укреплению пострадавшего фасада. Сооружения приобрели современный вид во время правления дуче Муссолини

     Сделано несколько реконструкций Колизея,мы можем представить,как он выглядел когда-то.Колизей сегодня- это прекрасный памятник древнеримской эпохи, символ Рима и место паломничества для огромного числа туристов всего мира.