М. Концевич о Западе

Валерий Протасов
"Многовековой холодный анализ разрушил те основы, на которых стояло европейское просвещение от самого начала своего развития, так что его собственные коренные начала, из которых оно выросло (т. е. христианство), сделались для него посторонними и чужими, а прямой его собственностью оказался этот самый, разрушивший его анализ, этот самодвижущийся нож разума, этот силлогизм, не признающий ничего, кроме себя и личного опыта, этот самовластный рассудок, эта логическая деятельность, отрешенная от всех познавательных сил человека". (Зеньковский В., там же, стр. 230).
Если следовать логике И. Киреевского, то и открытый И. С. Тургеневым "нигилизм" также есть следствие самовластного рассудка, не признающего ничего, кроме себя самого. Из обожествления разума, оторванного от чувства, рождается  рационализм и всё ему сопутствующее до самых крайних пределов.

––––––––

Нечто подобное говорил и Ф. И. Тютчев, видя в возвышении индивидуализма главный грех Запада. У И. В. Киреевского это разум, оторванный от духа. Всё это верно. Но, боюсь, в таком подходе есть свой рационализм, своя категоричность, своя претензия на последнее слово. Всё отвлечённо. И Запад не настолько рационален, и Восток не так внеразумен. Настоящую правду надо искать в творческом слове, в искусстве, "преодолевающем грубую телесную плоть мира", поднимающемся до удивления и благоговения перед красотой сознания, вырастающего из чувства.