Борис Гребенщиков. Губернатор. Альбом Соль 2014

Андрей Зотов 2
«Губернатор».
Слова, которые, в песнях БГ обычно интригуют нагромождением образов, витиеватостью, недосказанностью и парадоксальностью употребления – здесь уступают место относительной прямоте, вернее абсолютной прямолинейности --- «проплата в Дойче-банке, рубашки от Бриони, квартира в Ницце, мертвые журналисты» --- все это настолько вошло в обиход новейшей русской истории, что все понятно без обиняков, намеков и объяснений: сегодняшний губернатор – это есть ранее невообразимое сочетание денег, власти и неподотчетной вседозволенности.

Музыкально, песня исскуссно обращается вокруг многократно повторящихся нот рифа, с которого она начинается и словно по кругу, вновь и вновь возвращается к этим нотам, как к стержню, на которм покоится эта власть. Слова и музыка здесь создают воедино полотно восприятия, которое с поразительной сочностью озвучивает гитарное соло Томпсона* - рваное, местами аритмичное, пронзительно-точно передающее внутреннюю борьбу добра и зла, вседозволенности и страха, безнаказанности и неизбежность наказания, лязгающее неверными нотами и атональностью - оно настолько идеально вторит тексту, что в какой-то момент ты будто чувствуешь себя этим губернатором. Знаешь, что нельзя, но если хочется, то можно – не есть ли это квинтэсенция (древне) русской тоски, теперь под аккомпанимент электро-гитары.

Остается лишь догадываться каким образом БГ довел до Томпсона смысл слов, вернее смысл того, что такое «губернатор» в условиях текущего исторического периода развития России. В финале композиции гитарный аритмизм будто вторит хаосу в умах этих губернаторов, а то что в их умах царит хаос, не для кого больше не секрет. После этой композиции мы понимаем, что БГ глубоко озабочен происходящим и болен этим, и как настоящий artiste не может больше быть в стороне. Песня эта, ее не свойственная БГ прямота,  означает одно: он решил сказать и теперь просто говорит о том, что не так в этом королевстве. В отличии от Гамлета, однако, у него нет сомнений в том «быть или не быть». Данная композиция ставит все на свои места - «кровь моя теперь крепче, чем сталь». Власть губернаторов, пусть и всеобъемлющая, но "нет в ней правды и не будет". По иронии судьбы и будто прислушиваясь к словам БГ, Госдума сегодня (на момент написания этих строк) приняла закон об ограничении сроков пребывания на государственных должностях. Воистину, к кому и следовало бы прислушиваться Госдуме, так это к БГ. Если вдруг в (не) далеком будущем, раннею весной на Первомае, люди понесут транспорант на котором «золотом на голубом» будет написано: «БГ – честь и совесть нашей эпохи», я буду абсолютно уверен в истине этих слов и ухмылка прошлых лет никогда не тронет моих губ.  В отличии от губернаторов в песне, а зачастую и в реальной жизни, там, где их моральный выбор оказывается «задушен золотой пылью», выбор БГ верен в своей непоколебимости: «Если бы я мог выбирать себя, я снова бы стал собой». 
 
*Ричард Томпсон (Fairport Convention - Richard Thompson) – музыкант, гитарист, знаменит своим стилем игры на гитаре, где к зажатому между большим и указательным пальцем медиатору, играющему басовые и ритмические ноты, добавляетются ноты нижних струн, которые играются остальными пальцами руки. Обрел знаменитость в США, в большей степени своими песнями-зарисовками черт характера человека и повествовательными композициями, в категорию которых (теперь) можно смело отнести и «Губернатора».