Человек. Гегемон или один из

Николай Поречных
Человек: гегемон или один из...

Мы всё время говорим в отношении животных: «наши меньшие братья», младшие то есть. «О братьях наших меньших», как о слабых и неразумных, заботиться призываем. Но ведь на самом деле они все гораздо старше нас, а потому – из логики – совершеннее. Во всяком случае – некоторые, не простейшие. Должны быть совершеннее, коль прошли намного больший путь эволюции. Но и те, что не очень умны (в нашем понимании) требуют к себе, по меньшей мере, уважения. Как старшие. Ведь почитаем же мы безграмотного старца! (Во всяком случае, наша мораль призывает к этому).

То, что мы называем безусловными рефлексами у животных в их поведении, не является ли результатом долгого опыта миллиардов поколений на пути поисков, проб и ошибок, доведенного, в конце концов, до автоматизма. Например, строительство гнезда птицами. Мы отмечаем этот процесс как бессознательный. А, может быть, – это работа Мастера? Как работает, скажем, плотник, не глядя на материал и инструменты. Или сравните игру на фортепьяно новичка и маэстро.
 
Может быть, давным-давно когда-то, построить гнездо каждой конкретной ласточке стоило огромного труда и отнимало кучу времени. Гнёзда были несовершенны. У кого-то вовсе не получалось, и их потомство было обречено на смерть, прерывая таким образом неудачный опыт, положительный же отшлифовался и одновременно закреплялся в генетической памяти. И сегодня им нет необходимости «проходить курсы» по постройке гнезд, «брать уроки» вокала (у певчих птиц) и т.д. А мы, поражаясь их мастерству и восхищаясь, говорим: безусловный рефлекс. Но ведь  на какой-то стадии он всё же был условным и вырабатывался! А у человека?

Сорок, пятьдесят лет назад люди старшего поколения умилялись тому, как двухлетний ребёнок справлялся с телевизором, которого, как огня, боялась его бабушка. Сегодня мы отмечаем как «безусловный рефлекс» эти, невесть откуда взявшиеся у наших детей, навыки, позволяющие им, не умея ещё читать и толком разговаривать, управляться с компьютером.

 «Дед, что здесь написано, – спрашивает пятилетний внук, помогая тому разобраться в сложной алгоритмике.  –  А, ну тогда вот сюда нажимай».

Откуда что берётся…

Дельфины в своём развитии достигли того уровня совершенства своего организма, который футурологи предсказывают для человека будущего: телепатические, кибернетические способности личности, физическое совершенство, уровень морали, не требующий излишеств, в том числе в одежде (и потому, что организм не будет мёрзнуть), абсолютная свобода от орудий производства в процессе жизнедеятельности. Особо подчеркивается ненужность в будущем всевозможной электронно-вычислительной аппаратуры как сопутствующих человеку гаджетов,–  в первую очередь, коммуникативных, –  для связи на расстоянии и навигационных. Так как всё это в результате разовьется в человеке тем или иным путем в дополнительные органы чувств, наряду со зрением, слухом и т. д.

Всегда имевшая место терпимость (наряду с тиранией одновременно) человека по отношению к животным, выше нас (как мы выяснили) стоящих на эволюционной ступени развития, объясняется во многом свойственным разумному существу милосердием, в отношении к более слабому, непреложным исполнением способа решения конфликта и прихода к глобальному компромиссу по принципу: «подставь другую щеку». Ведь так же мы поступаем в отношениях с маленькими детьми, терпя их щипки, шлепки, а то и достаточно серьёзные удары; идём даже на откровенное самоубийство ради спасения жизни неразумного ребёнка. Это – в определенной степени благородный мазохизм сильного. Это – самопожертвование до зубов вооруженного солдата, которого в безумной ярости разрывает на куски толпа стариков, женщин и детей, «не ведающих, что творят». Это – восшествие на крест Сына Божьего. 
 
Но так ли они неразумны, наши «братья меньшие»? А как тогда про: «они чувствуют»? Встает перед глазами картинка с изображением Сергия Радонежского в окружении животных и зверей лесных, с птичками по плечам и на голове.

Может, это они проявляют к нам своё всеобщее милосердие, не солидизируясь все вместе против чересчур зарывающихся порой «хозяев жизни»? Вместе с растениями, как в «Аватаре», нашумевшем и заставившем задуматься о месте человека в природе фильме Джеймса Кэмерона?