В поисках доброты. Владимир Коньков

Екатерина Тюшина
       Владимир Коньков относится к писателям, про которых можно сказать, что он писал традиционно. А, для того, чтобы писать традиционно, невзирая на современные новации, нужна определенная смелость. Такая смелость, как раз,  и присуща повествовательным рассказам  Конькова.

       Родился Владимир Андреевич Коньков 11 ноября 1935 года в селе Талое Красноярского края. После службы в Армии  работал электрослесарем на шахте в городе Осинники, затем наборщиком в типографии, метранпажем, литсотрудником городской газеты, редактором многотиражки. Был избран секретарем Осинниковского горкома ВЛКСМ. С 1965 года Владимир  работал  корреспондентом и редактором Кемеровского областного радио, затем директором бюро пропаганды художественной литературы Кемеровской писательской организации. Окончил Литературный институт им. A.M.Горького. В 1983 году Владимир Андреевич Коньков был принят в члены союза писателей СССР.

       В 1989 году В. А. Коньков основал и редактировал газету «Сибирский родник», являлся директором одноименного издательства «Сибирский родник». Издательство специализировалось на выпуске книг сибирских авторов. С 1996 года Владимир Андреевич являлся заместителем председателя правления Кемеровского отделения Российского фонда культуры.

       Его первый рассказ «Мать» был напечатан в 1957 году в газете «Комсомолец Кузбасса». Затем произведения Конькова публиковались в газете «Кузбасс» и журналах: «Огни Кузбасса»,  «Сибирские огни». В 1979 году в Кемеровском книжном издательстве вышла его первая книга «Утренняя смена». Впоследствии были напечатаны сборники повестей и рассказов: «Уголок свиданий», «Летят утки и два гуся», «Разговор по душам», «Брошенки», «Мне послал тебя бог…», «Рябина у крыльца».

       В своих произведениях Владимир Андреевич Коньков рассказывает о рядовых тружениках: шахтерах, строителях, сельских механизаторах. Однако писатель сосредотачивает внимание не на профессиональных проблемах и особенностях людей. В центре его внимания находятся духовные  искания людей, их стремление к утверждению добра, человечности и справедливости. Его герои живут и в шахтерских поселках, и в селах. Но жизнь не стоит на месте.  Сельчане, в поисках лучшей доли,  уезжают в город, а в деревне, наоборот, селятся бывшие горняки. Герои рассказов Конькова – это, как правило, горожане первого поколения, которые  в молодости уехали из села. А, пожив в городе, начинают испытывать настоящую тоску по своей деревенской родине.

        Так, шахтер Григорий Иванович Шевцов из рассказа «Поехал он к Черному морю», поработав в шахте под землей, возвращается в родную деревню, чтобы поработать уже на земле. Ежегодно он убирает хлеб, встречается со своими односельчанами, слушает по ночам крики петухов и чувствует себя счастливым.
 
       Именно в родную деревню сбежал с гастролей и актер Игорь Шилов, когда его стали преследовать творческие неудачи. Здесь, в селе, где совсем неважны регалии, главное, чтобы человек хороший был, он обретает силу и веру в свое будущее.

        В прозе Конькова нет никаких изобразительных изысков. Писатель просто повествует. У него все подчинено действию, а через действие и раскрываются характеры людей. Нелегко порой  его героям принимать кардинальные решения, но жизнь заставляет их это делать. Непростая судьба досталась Дарье Саввичне из рассказа: «Письмо из Таловки». Ее муж Афанасий Сидорович, мастер на все руки, мотается по стройкам страны, а вместе с ним и семья. Устав от кочевой жизни,  Дарья в один из очередных переездов, отказывается сопровождать мужа. И тот  уезжает один. Первое время они еще переписывались, а потом связь прервалась. Женщина работала,  одна поднимала трех дочерей. Выдала их замуж, появились внуки, сама вышла на пенсию. И вот приходит письмо от мужа, в котором тот пишет, что остался один в доме и просит переехать жить к нему. Жалко Дарье Саввичне старика, но не может она простить его. И, поплакав, неожиданно предлагает ехать к бывшему своему мужу соседке Клавдии, одинокой женщине. Та соглашается, а вскоре присылает Дарье благодарственное письмо за устройство ее жизни. И Дарья Саввична довольна, что так поступила. Потому что не раз, глядя на одинокую Клавдию, думала: «Какие несчастные бывают люди!», забывая при этом о собственных невзгодах и горестях, которые не мешали ей сострадать другим людям.

        Женщины у Конькова даже в самых трудных ситуациях никогда не теряют своего душевного благородства. Это искренние, цельные натуры, которые, если полюбят, то навсегда. Так Наталья из рассказа «Рябина у крыльца», полюбившая человека намного старше себя, продолжает любить его и после смерти.
Красной нитью в творчестве Владимира Андреевича Конькова проходит тема нелегкого военного детства, когда приходилось восстанавливать не только разрушенные города и села, но и природу.

        Тревожит писателя Конькова и проблемы улучшения жизни общества. В статье «Казенный дом», он рассуждает о том, что же надо сделать, чтобы изменить нашу жизнь. «С чего начать? Может быть, с дома, подъезда, где живут и воспитываются наши дети, где они постигают те самые азы жизни? А ведь в наших казенных домах далеко не все так благополучно, как кажется на первый взгляд! - пишет автор. И приводя различные примеры нашей неустроенности и беспорядков в обществе, он, в конце концов, приходит к мысли, что: «Нравственное возрождение страны кроется в сохранении веками собранной народом мудрости и целесообразности человеческих взаимоотношений. Это и есть та сила, которая нас всех и соединяет в народ».

       Более тридцати лет Владимир Андреевич Коньков прожил в Кемерове. Ушел из жизни 19 января 1999 года.
       Главное, что остается после прочтения книг В. А. Конькова – это его уверенность в том, что во всех человеческих конфликтах, где бы и с кем они не происходили,  всегда остается правда за добрыми чувствами. И пусть доброта не всегда приносит счастье, но она всегда права, ибо за ней будущее!