Представьте такую картину

Ульянов Виталий
Представьте такую картину: метро, всё забито пассажирами. Молодой пассажир, коих я сам вижу немало, из уважения и понимания уступает место пожилому человеку. Вставая и отходя в сторону, он нечаянно слегка толкает пассажира справа, чем вызывает его недовольство, пускай даже и молчаливое. Народу много, всего не увидишь и не поймёшь, но происходит необычная вещь. Часть пассажиров запомнит молодого человека как уступившего, а часть – как толкнувшего. Это всего лишь выдуманный пример реальной проблемы нашего восприятия и, как следствие, нашей памяти. Мало кто будет разбираться, что Вы намеревались сделать, многие же оценят Вас по самому Вашему действию и даже по последствиям Вашего действия, в том числе тем, о которых никто не мог и подумать. Вот так с лёгкой руки везде и всюду торопящегося общества формы нашей жизни: действия, слова, даже последствия – становятся выше содержания: эмоций, чувств, мыслей. Оба списка можно расширять, да и суть не в них. Ведь так уступившего человека некоторые запомнят как толкнувшего, сформируется восприятие, не соответствующее реальности. Будут думать, что он хотел толкнуть и толкнул, в то время как он хотел лишь уступить место и уступил его. А защищать правду и добрую память, увы, может быть некому, ибо не всех общество выделяет из своей общей массы как достойных такой защиты. Некоторые навечно остаются в воспоминаниях людей теми, кем никогда не были и не хотели быть. Только виной всему этому лишь наша лень. Нам лень спросить, узнать, подумать. Мы без проверки верим в чьё-то беспочвенное обвинение или возвышение. Мы мним себя способными судить об истории, но так часто не можем адекватно рассуждать о том, что прямо перед нами становится историей, пускай никем не записанной. Все мы склонны составлять первое впечатление, так мы устроены. У всех нас разные взгляды и разный опыт жизни, потому какой-то определённый взгляд на события и людей появится первым. Но важно то, сколько это первое впечатление продержится, пока его не сменит иное. Всю нашу жизнь нам надо учиться думать о других точках зрения, общаться, обмениваясь взглядами и развивая их, и, конечно же, анализировать весь спектр полученных впечатлений. Первых, вторых, третьих, десятых и так далее – до точки или до бесконечности.