2015 г. Записи 46 Листву роняет город твой

Галина Ларская
2015 г. Записи 46 Новгород Великий 2

22 августа 2015 г. Из дневника Володи Поветкина: Леонид Усвяцов, увидев деревянные скульптуры Поветкина, спросил его: Володя, ты скоро умрёшь?» Текст дневника: «Это была такого рода похвала, дескать, для славы осталось только помереть. Я в шутку ответил: «Я бессмертен».

Мы с Элей пришли в Центр. Познакомились с Олей Недзведской, подругой Наташи, она приехала, узнав о моём приезде. Она живёт в Питере.

Мы с Наташей и Олей на такси съездили на кладбище, зашли в церковь, написали записки и живых и усопших, поставили свечи на канон. Могилу Володи легко найти. «Я иду к тебе!», - сказала я незримому Володе, идя по кладбищу. За оградой скромные два холмика, люди приносят искусственные цветы, (Володя не любил, когда срезают цветы, для него всё было живым и он не хотел лишать жизни цветы, несмотря на их увядание) над могилами деревянные кресты, на Володином кресте фотография Володи чёрнобелая. Рядом могила Марии Фёдоровны, она умерла за полгода до ухода Володи. Ей было 90 лет.

Я одна постояла, молясь о Володе и Марии, Наташа и Оля замедлили деликатно шаги. Потом мы поговорили об устройстве памятника. Кое-какие проекты есть.

Где его душа?

В день нашего с Элей приезда в Новгород, Наташа нам поставила диск, мы послушали, как Володя играет на гуслях и поёт свою песню.

Позже мы пришли на Ярославово дворище, где жил Володя и трудился всячески. Народ к нему валил. Нам выписали пропуск, мы всё осмотрели. Наташа мечтает восстановить ту обстановку, которая была при его жизни. Наташа рассказала нам, что где стояло. Теперь здесь выставка икон и церковной утвари, крестов разнообразных.

Был у нас чудесный ужин. На душе, когда я в Центре так, как будто я сто лет знаю Наташу, так мне хорошо. Удивительно тёплая здесь атмосфера.

Я пела свои песни-романсы и немного почитала стихи. Отзывов не было. Эля стала читать Володины дневники в журнале «Чело», пока я читала свои стихи. Но когда я пела, она слушала мою музыку. Она её любит, ценит.

23 августа. Спала маловато, не могла уснуть, я была взбудоражена своим вечером, я ошибалась, когда пела, но я всех предупредила, что я год не пела и извинилась ещё до начала вечера. Эля сказала, что вечер был неудачным. Не надо было этого говорить, так как у меня несколько месяцев связки не смыкались после драматичеких событий год назад. Я очень болела.

Я написала стихи о Володе:

Другу моему Владимиру Поветкину

1

Мой голубь тихо спит в земле.
Мой друже, вспомни обо мне
В краях небесных. Посмотри,
Как без тебя живём. Зари

Вечерней, утренней восторг -
Всё без тебя... Сияет Бог,
Внимает радостям, слезам.
И что теперь тебе отдам,

Когда ты ТАМ, а я всё здесь?
И о тебе тиха мне весть.

2

Листву роняет город твой
Пресветлый, тёплый, золотой,

Весь в куполах - тебя хранит.
А память о тебе томит -
Так редко виделись с тобой,
Что позабыт и голос твой,

Твои напевы, гуслей звон
И взор лучистый. Есть закон:
Всем на земле и жить, и петь,
А телу тленному истлеть.

Два холмика,* цветы, кресты.
Лишь в снах мерещишься мне ты.

Сегодня нам предстояло ехать на праздник. Автобус долго вёз нас до места Витославицы, похожее на Кижи. Была ярмарка. Многие женщины были в сарафанах. Раздавали кашу, мне досталось немного. Мы были вовлечены в хороводы, мы медленно переступали ногами, двигаясь по кругу, все пели народные чудесные песни.

Ещё было милое действо: мы кланялись друг другу и взявшись за руки, отступали в сторону Ильмень озера. По два человека мы кланялись и двигались, всё ниже шла к озеру поляна.

Два раза ходили мы слушать православные песнопения в деревянный храм. Дирижёр — родная сестра Наташи Марина Попова. Это было чудесное пение.

На празднике было много детей. Наши дети были в русских национальных нарядах.

Вечером прощальный ужин. Нам пора уезжать. Выходим во двор, обнимаемся с Наташей. Дивный она человек. Две сотрудницы нас провожают на вокзал.