Учитель. Каким он должен быть

Светлана Дарящая Свет
Каждый год, в первое воскресенье октября, мы поздравляем наших учителей. Поздравляем тех, кто учит наших детей, кто учил нас, кого помним, кто нам дорог. Много ли найдётся таких, кто помнит свою первую учительницу, кто всегда вспоминает её с теплом, кто приносит до сих пор ей букет цветов в этот праздник, или хотя бы отсылает поздравительную открытку…  Наверняка есть такие благодарные ученики, и есть такие достойные учителя, те, для кого ученики были как родные дети, в кого они вкладывали всю душу свою и все знания, те, кто выбрал свою профессию по призванию. Как это почётно, и как это ответственно – быть Учителем…

Я не могу похвастаться, я всегда с содроганием вспоминала школу, особенно первые классы, даже по окончании школы – она снилась мне в страшных снах. Да, моя первая учительница была очень уважаемой в школе, у неё были сильные классы, сильные ученики. Я не могу сказать, что она была строгой, скорее она была деспотичной. Она била учеников линейкой по пальцам, тягала за уши и волосы, оскорбляла, даже «особо одарённых» била головой о доску, ломала об их головы метровые линейки. Не думаю, что от этого они становились умнее, точно не становились. Она вселяла в нас страх. Чтобы все боялись, чтобы уважали.

Я не буду называть её имени, думаю, что она не одна такая, возможно кто-то, читая мой рассказ, вспомнит свои школьные годы…

У нас был 1-Б, мы не были дружными, в нашем классе те, кто побойче, понахальнее, унижали тех, кто слабее, у нас собирались компаниями, по интересам, и такое разделение сохранилось до десятого класса. Как я завидовала тем классам, которые послабее нашего, но у которых были учителя, которые ходили  с ними в походы, где собирались вместе, дружно решали свои вопросы, которые были какими-то весёлыми, в которых сохранялось детство. Пусть у них не было много отличников и хорошистов как у нас, пусть не было столько победителей олимпиад – но их связывала дружба. А я после окончания школы ни разу не переступила её порог.

Задумываемся ли мы над тем, в чьи руки отдаём своих детей, когда первый раз ведём их в школу? Зачастую выбирают престижную школу, думая, что раз школа на хорошем счету – значит, даст ребёнку всё необходимое. Я знаю такие школы по-соседству, где учительницу для первого класса нашли чуть ли не перед самым  1 Сентября! Так много набрали классов, что не хватило учителей!

Как это важно – найти для своего ребёнка достойного учителя! Я дружила однажды с таким человеком, с такой Учительницей. И я хочу здесь рассказать о ней, ибо этот человек заслуживает, чтобы я о ней написала. Её звали Медведчук Людмила Васильевна. Она не была моей учительницей, я познакомилась с ней, когда уже работала после окончания школы в детской библиотеке, тогда она была уже на пенсии, работала гардеробщицей в нашей библиотеке. А учительствовала в одной из Киевских школ. Её отец был директором школы, на Западной Украине.

Будучи уже в возрасте, за 60 лет, она с содроганием вспоминала те времена, когда приехал к их дому «воронок», и отца увезли, навсегда. Как уважали этого человека до, и как изменилось отношение после… А человек же не изменился – человек остался таким же человеком – власть, идеология изменили умы людей настолько, что они боялись пользоваться этим своим умом. Люся тогда училась в пятом классе, была пионеркой. В школе срочным образом собрали линейку, вызвали её на круг, и при всех сорвали с неё пионерский галстук, сказав, что раз она дочь врага народа – не достойна быть в пионерах!

Возможно, сейчас кто-то и посмеётся над этим случаем, возможно, кто-то отнесётся с презрением к тому советскому прошлому. Но, ведь это было, это были живые люди, с такими же сердцами, как и у нас, с такими же чувствами. И она, уже в пожилом возрасте вспоминала этот случай из детства своего со слезами на глазах, как будто это было самым важным и значительным в её жизни.

Она была не просто хорошим учителем, она была человечной.  Учительница младших классов, всех своих учеников она называла на «Вы». Конечно же её любили, конечно же навещали и после окончания младшей школы, и старшей, дарили и цветы, и котят и собачат :) Приходили к человеку, который не жалел своего тепла, своей любви. Холод же не притягивает, правда, человек всегда тянется к теплу, к солнышку. Она закладывала в детях самое главное – науку нравственности и человечности.

Сейчас с каждым годом усложняется программа обучения в школе, только бы не говорить о главном, только бы по максимуму забить головы с детства всем, чем попало, что, может, и никогда не пригодится в жизни, только бы поменьше люди думали о самой жизни, поменьше общались, побольше читали того, что им навязывают, что тормозит мыслительный процесс, предлагая только лишь готовое, что нужно выучить, запомнить.

Много ли сейчас найдётся людей, которые пишут письма от руки? Много ли сейчас найдётся семей, которые вместо просмотра телепередач вечером собираются в семейном кругу и поют песни? Много ли сейчас таких семей, где просто собираются вместе, чтобы книжку почитать, просто поговорить друг с другом?! Большинство как роботы сидят за экранами моторов, общаются с мёртвым, в то время как жизнь проносится мимо.

Что я хочу сказать в этой статье? Зачем я пишу всё это? А затем, чтобы мы сами научились быть учителями для своих детей, не перекладывали ответственность на школу, на университет, чтобы сами показывали пример. А это значит, что самому нужно учиться всю жизнь, не просто накормить ребёнка и одеть, сводить в зоопарк или купить сладостей – находить время для него – для игры, для общения, для природы, учить его быть самим собой, находить и развивать в нём то, что ему самому нравится делать, что он делает с удовольствием, не навязывать своего. Делать с ним что-то вместе. Наши дети, особенно городские обделены. У них нет ни чистого воздуха, ни чистой воды, ни чистых продуктов. Им навязывают, что им кушать.

Как здоровы и счастливы были дети до существования супермаркетов, когда ели здоровую еду, приготовленную дома, мамиными руками! Еду, которая выросла на собственном огороде, ели яблоки, сорванные в своём саду.

Не все мы можем это дать нашим детям сейчас, давайте хотя бы стараться говорить правду, вспомнить своё детство и то, чем мы дорожили, к чему стремились, чего нам не хватало. Не нужно бежать вслед за бешенным ритмом жизни – рано или поздно можно и с моста слететь в пропасть, лучше остановиться, вынуть наушники из ушей, отключить мобильный телефон, выключить радио, телевизор и компьютер, просто сходить с ребёнком в лес и послушать пение птиц, просто посмотреть на небо, просто поиграть с ним в мяч или побегать по траве. Для этого не нужны большие деньги, но то, что даёт ребёнку общение с природой – не сравнится ни с какими техническими средствами, это бесценно. И такие минуты, такое общение с родителями запоминается на всю жизнь! Не дорогие подарки, не дорогая одежда и мобилки – запоминается внимание, время, которое вы отдали ребёнку от всего сердца. Просто показав тем самым, что он для вас дорог, и вы не жалеете для него самого ценного для вас  – своего времени. Поверьте, такое отношение окупиться сторицей, ваш ребёнок начнёт вас уважать.

Самое яркое воспоминание из моего детства – это когда мне было годика два-три, и мой дедушка сажал меня к себе на плечи, и ходил так со мной вокруг огорода, в поле, в сад колхозный. Ничего сейчас так не дорого для меня как те мгновения, когда мы были вместе. И сейчас, когда моя младшая дочка, когда мы идём по улице за руки, целует мне руку, я вспоминаю своего дедушку, и говорю ему «Спасибо», за то, что научил меня самому главному – научил отдавать себя, своё тепло, своё время тем, кто в этом нуждается. Самый большой подарок в жизни – это когда человек приходит к тебе со своей болью. Раз он пришёл к тебе – значит, ты можешь ему помочь. И это есть самая главная наука – наука исцеления души. Напрасно лечить тело, если больна душа, напрасно делать физические упражнения, садиться на диеты, если уходит энергия жизни. И для того, чтобы так исцелять – не нужно заканчивать медицинский университет, не нужно покупать дорогие лекарства – просто быть человечным, жить в мире с самим собой, в ладу. Счастливый человек никогда не станет обижать или оскорблять, никогда не поднимет руку. Так сделает лишь больной, у которого душа не на месте. Так зачем же ему делать ещё больнее? Он же таким образом просит о помощи, учит нас.

Сейчас, оглянувшись назад, я понимаю, что самыми ценными моими учителями были те, кто делал мне больно. Как дорого мне обошлись эти уроки. Ведь можно было учить по-другому. Давайте же хотя бы не делать больно друг другу, особенно своим детям, чтобы потом, когда они вырастут, не было больно нам, чтобы тот повзрослевший ребёнок всегда находил то, за что он нам благодарен.



07.10.2015
г. Киев