Срубная культурно-историческая общность

Виктор Бабушкин
По данным Википедии. Срубная культурно-историческая общность  — этнокультурное объединение эпохи поздней бронзы (XVIII—XII века до нашей эры (3800 - 3200 лет т.н.) , по другим оценкам — XVI—XII века до н. э.), распространённое в  степной и  лесостепной  полосе Восточной Европы между Днепром и Уралом, с отдельными памятниками в Западной Сибири и на Северном Кавказе. Проникновение её носителей в Азию фиксируется в верхней и нижней течения р. Урал и вдоль восточного побережья Каспийского моря до предгорий Копет-Дага на юге Туркменистана.

На рубеже 1800 – 1600 гг. до н.э. абашевские племена послужили одним из компонентов формирования раннесрубного и раннеалакульского населения степной и лесостепной областей Северной Евразии. Европеоидный широколицый тип срубников хорошо представлен в абашевских погребениях.

Была изначально выделена как культура в 1901—1903 годах российским археологом В. А. Городцовым, но в 1970-х годах  Н. Я. Мерперт и Е. Н. Черных  обратили внимание на локальные различия внутри культуры и ввели в научный оборот понятие «срубная культурно-историческая общность». Представлена памятниками покровской (XVIII—XV века до нашей эры) и бережновско-маёвской (XVII—XII века до нашей эры) срубных культур, представляющими собой поселения, некрополи, мастерские, рудники, клады и единичные находки. Жилища — землянки, полуземлянки и наземные некрополи представлены курганными и грунтовыми могильниками. В курганной стратиграфии срубные погребения занимают верхнее положение по отношению к могилам  ямной  и  катакомбной
общностей. Обряд предусматривал захоронение умершего в ямах или деревянных срубах в согнутом положении, на левом боку, кисти рук перед лицом. Известны также случаи кремации. Погребальный инвентарь представлен острорёберными и баночными сосудами, реже  — изделиями из металла.

Изменение климатических условий, истощение природных ресурсов и перенаселение привели к резкому сокращению численности населения и культурной трансформации племён срубной общности.

Первооткрывателем срубной культуры является В. А. Городцов, который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей  Северского Донца  обратил своё внимание на скорченные погребения в деревянных рамах — срубах. В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения выделенная им культура получила название срубной.

Концепцию происхождения культуры от полтавкинских памятников Заволжья и миграции её на позднем этапе разработала в середине 1950-х годов  О. А. Кривцова-Гракова.

По вопросу о происхождении срубной общности в научной среде не наблюдается единства. Существуют три основные точки зрения:

Срубная культура носит автохтонный характер, она сформировалась на базе более ранних культур Северного Причерноморья (Н. Н. Чередниченко);

Срубная культура сформировалась в Нижнем Поволжье, откуда её носители мигрировали на запад (О. А. Кривцова-Гракова).
Область формирования срубной культуры — запад Сибири, а её первые носители родственны андроновцам, впоследствии они откочевали на запад от Урала (В. В. Отрощенко).

Покровская срубная культура (XVIII—XV века до нашей эры) распространена в степной и лесостепной полосе от Северского Донца до Волги. Отдельные памятники представлены на Урале. Эпонимным
 памятником является Покровский могильник в саратовском Поволжье, который был исследован П. С. Рыковым в 1920-х годах у г. Покровск (ныне — Энгельс). Выделена в начале 1990-х годов Н. М. Маловым  и О. В. Кузьминой как покровская культура. Сформировалась на базе доно-волжской абашевской культуры при непосредственном влиянии синташтинской и памятников потаповского типа Среднего Поволжья.

Памятники представлены поселениями, могильниками, кладами, рудниками, мастерскими и случайными находками. Поселения располагались в непосредственной близости от рек на небольших возвышениях. Наиболее изученные поселения — Усово озеро, Мосоловка, Капитаново, Янохино, Рубцы и Проказино.

Жилища — наземные, землянки и полуземлянки каркасно-столбовой конструкции с двускатной или шатровидной крышей. Стены сложены из дёрна, бревен, редко — камня. В больших постройках жилая часть чаще всего обособлена от подсобно-хозяйственной. Внутри жилищ располагались один или несколько очагов, ямы, иногда колодец. Погребальные памятники представлены курганными и грунтовыми могильниками. Размещаются преимущественно на террасах или возвышенностях по берегам рек, реже — на водоразделах. Курганные могильники покровской культуры включают небольшое количество насыпей — от 2 до 15. Одиночные курганы и огромные некрополи являются редкостью.
Курганная насыпь возводилась после совершения последнего захоронения. Количество погребений в кургане варьирует от 1 до 100. Усопших хоронили в подпрямоугольных ямах, иногда в срубах в скорченном положении на левом боку, в позе адорации, головой на север. В качестве погребального инвентаря выступают сосуды, реже — оружие и украшения.

В могилах также фиксируются кости животных — остатки мясной пищи. Наиболее изученные могильники — Покровский, Староябалаклинский и Новопавловский. Керамический комплекс культуры представлен преимущественно острорёберными горшками с геометрическим орнаментом. Орудия труда и оружие из камня представлены разнообразными   топорами
  и  булавами, наконечниками стрел, скрёблами, молотами, ножами, наковальнями, рудотёрками и абразивами. Известны и украшения — фаянсовые бусины, желобчатые височные подвески и браслеты. Широко распространены изделия из кости: псалии, шилья, лощила, проколки, иглы, спицы, наконечники стрел. Орудия из металла представлены топорами, серпами, тёслами и долотами, проколками, черенковыми ножами с широким ромбическим перекрестием и кинжалами с прилитой рукоятью.

Распространены и украшения из бронзы, сурьмы  и золота: кольца, височные серьги, бляшки и браслеты. Основу хозяйства носителей покровской культуры составляло стойловое и отгонное скотоводство. Население покровской срубной культуры в этническом плане представляет индоиранскую этническую группу и имело определённые признаки индоарийского этноса на раннем этапе её развития.

Бережновско-маёвская срубная культура (XVII—XII века до нашей эры) распространена в степной и лесостепной полосе от Ингульца до Волги. Эпонимными памятниками являются Бережновский курганный могильник в Поволжье и Маёвский могильник у г. Днепропетровск. В 70-х годах ХХ века Н. К. Качаловой был выделен бережновский тип памятников. а И. Ф. Ковалёвой — маёвский. Общие черты погребального обряда позволили В. В. Отрощенко объединить оба типа в отдельную бережновско-маёвскую культуру в составе срубной культурно-исторической общности. Ю. М. Бровендер выделяет в её среде степановский тип памятников. Сформировалась на базе бабинской и покровской срубной культур. Памятники представлены поселениями, курганными и грунтовыми могильниками, рудниками, мастерскими, кладами и случайными находками. Поселения располагались в непосредственной близости от рек на небольших возвышениях. Жилища представлены землянками, полуземлянками и наземными постройками с каменными основаниями стен. Для отопления жилищ использовали очаги.

Курганные некрополи размещаются преимущественно на террасах или возвышенностях по берегам рек, реже — на водоразделах. Включают небольшое количество насыпей, как правило, с несколькими досыпками. Практиковалось сооружение длинных курганов. Усопших хоронили преимущественно в подпрямоугольных ямах, иногда каменных ящиках, в срубах в скорченном положении на левом боку, головой на восток. Известны также и кремации. Грунтовые могильники бережновско-маёвской культуры размещаются преимущественно на краях коренных берегов, первых надпойменных террасах и на небольших природных возвышенностях в пойме — в непосредственной близости от рек и синхронных им поселений. Погребения представлены ингумациями и кремациями. Захоронения по обряду ингумации совершались в подпрямоугольных ямах и каменных ящиках. Погребений в срубах на территории грунтовых могильников не зафиксировано. Усопшие располагались в скорченном положении на левом боку, головой на восток. Кремации представлены погребениями в сосудах-урнах и в небольших грунтовых ямках. В качестве погребального инвентаря выступают сосуды, реже встречаются изделия из металла.
Ядро срубной общности сформировалось в лесостепном доно-волжском междуречье на основе местной абашевской культуры. Именно здесь, вдали от чужого влияния, срубная культура представлена в наиболее "чистом" виде. Многие её черты хорошо изучены.

Обычным типом расселения являлось расположение посёлков "гнездами", когда вокруг основного, наиболее крупного посёлка создавались небольшие "хутора".

К развитому этапу окончательно сформировался ведущий тип жилища. Это была полуземлянка средней площадью около 80-100 м2. На столбовой каркас опиралась двускатная кровля. Вдоль стен устраивались лежаки, в центре располагался очаг. Выход устраивался в короткой стене, обычно с южной стороны. Судя по размерам, постройка предназначалась для проживания большой семьи.

Бытовая керамика срубной культуры по большей части невыразительна. Обычно это сосуды баночной или горшковидной формы, неорнаментированные вообще или покрытые незатейливым узором. Но изредка на поселениях, а в захоронениях довольно часто, встречаются нарядно украшенные приземистые сосуды с подчеркнутым ребром - острореберные. Это парадная, столовая и ритуальная посуда.

Иногда на сосудах, преимущественно в их верхней части, встречаются шнуровой орнамент и разнообразные знаки в виде крестов, солярных знаков, прямоугольников, схематических антропоморфных и зооморфных изображений. Ряд исследователей видит в них примитивное
 пиктографическое письмо.

Содержание этих знаков пока не расшифровано. В погребениях встречается также и деревянная культовая посуда, порой с бронзовыми оковками. Орудия труда и оружие из камня представлены разнообразными топорами и булавами, скреблами, молотами, ножами, наковальнями, рудотёрками и абразивами. Широко распространены изделия из кости: псалии, шилья, лощила, проколки, иглы, спицы, наконечники стрел. Орудия из металла представлены топорами, серпами, тёслами и долотами, проколками, иглами, черенковыми ножами с выделенным перекрестьем и кинжалами с кольцевым упором.

Наивысшего подъема достигает металлургия и металлообработка. Большая часть оружия и орудий труда (наконечники копий, топоры, косари и пр.) изготавливалась из бронзы. Но металла не хватало, и все поломанные вещи шли в переплавку. По этой причине находки бронзовых изделий - событие редкое. В металлических изделиях проявляются традиции мастеров культуры-"прародительницы" (доно-волжской абашевской). Особенно наглядно это видно на ножах-кинжалах: те же формы, только нет характерного для абашевцев ромбовидного окончания черенка.

На заключительной стадии развития в срубной культуре появляются новые типы бронзовых орудий - кельты.

Распространены и украшения из металла: кольца, височные серьги, подвески из проволоки.

 Основу хозяйства составляло стойловое и отгонное скотоводство, которое дополняло земледелие. В этническом плане носители бережновско-маёвской культуры представляют ираноязычную группу индоевропейской языковой семьи. В последнее время активно ведется научная дискуссия относительно верхнего хронологического предела срубной культурно-исторической общности. Некоторые исследователи продлевают её время существования вплоть до IX—VIII веков до нашей эры.

Тип хозяйства носителей срубной культурно-исторической общности базировался преимущественно на стойловом и отгонном скотоводстве, которое у населения бережновско-маёвской срубной культуры частично дополняло земледелие. В Днепро-Донецком междуречье обнаружены единичные зёрна культурных злаков, что свидетельствует о наличии пойменного земледелия в хозяйстве срубных племён. В предкавказских и прикаспийских степях и полупустынях, возможно, практиковалось полукочевое скотоводство. Тем не менее, основой хозяйства оседлого срубного населения эпохи поздней бронзы являлось стойловое и отгонное скотоводство.

Приоритетным являлось разведение крупного рогатого скота, меньший процент в стаде составляли лошади. Важную роль в хозяйстве населения срубной культурно-исторической общности занимало горно-металлургическое производство, которое базировалось на медистых песчаниках Приуралья (Каргалинское месторождение) и Донецкого кряжа  (Бахмутское месторождение), использовались и рудопроявления Среднего Поволжья. Базовое производство изделий из металла преимущественно располагалось в нескольких посёлках металлургов-литейщиков — Усово озеро (Подонечье), Мосоловка (Подонье), Липовый Овраг (Среднее Поволжье), Горный 1 (Приуралье).

Орудия, необходимые для металлообработки, представлены топорами, молотами, молотками, рудотёрками, плоскими и желобчатыми тёслами и долотами, черенковыми ножами «срубного» типа и кинжалами. В позднесрубное время срубные кузнецы овладевают секретом получения кричного железа, из которого отковываются первые немногочисленные изделия, преимущественно небольших размеров и слабые по качеству изготовления. Встречаются украшения из золота.

Отсутствие письменных источников значительно осложняет решение вопроса об этнической принадлежности племён срубной культурно-исторической общности эпохи поздней бронзы. Таким образом, основным методом определения этнической принадлежности является установление связи ареала племён срубной общности с распространением индоиранских гидронимов и топонимов. Их доскифское происхождение было убедительно доказано лингвистом В. И. Абаевым. Позднее Н. Л. Членова проследила иранские гидронимы в степной и лесостепной полосе от Днепра до Оби, что полностью совпадало с ареалом распространения племён срубной и андроновской культурно-исторических общностей и доказывало их принадлежность к ираноязычной группе индоевропейской языковой семьи.

Носители срубной культуры хронологически предшествовали
 скифам и киммерийцам. По этой причине срубная культура зачастую рассматривается как археологический аналог первых иранских диалектов Северного Причерноморья. Иными словами, носители культуры — предшественники скифов и родственных им народов. Однако существует и другая точка зрения: ареал срубной культуры — плацдарм, из которого происходила миграция  древних иранцев  на северо-запад современного Ирана. Согласно этой точке зрения, полукочевые скотоводческие племена срубной и андроновской культурно-исторических общностей представляют иранскую группу индоевропейской языковой семьи на раннем этапе её развития.

Европеоидный тип срубников широко представлен в погребениях.

Ранняя и средняя фазы эпохи позднего бронзового века в Восточной Европе совпадают с благоприятными климатическими условиями — преимущественно влажная и тёплая погода. Наблюдается резкий подъём производящих форм хозяйства. Соответственно, в XVIII—XIII веках до нашей эры наблюдается максимальная плотность заселения всех регионов восточноевропейской степи и лесостепи. Рождается срубная культурно-историческая общность, которой суждено было завершать традицию образования великих этнокультурных объединений в Восточной Европе в эпоху бронзы. Демографический взрыв в среде срубной общности, пик которого приходится в лесостепи на XVI—XV века до нашей эры, а в степи на XIV—XIII века до нашей эры, привёл к истощению природных ресурсов и распаду срубной культурно-исторической общности.

Аридизация (иссушение) климата в конце эпохи бронзы (XI—VIII век до н. э.) привела к деградации и исчезновению срубной культуры.

Изменение климатических условий на сухую и прохладную погоду совместно с тотальным перенаселением привело к катастрофическим последствиям. Резко сокращается численность населения, что по археологическим данным фиксируется в уменьшении количества поселений и их культурной трансформации. Носители срубной культурно-исторической общности приняли непосредственное участие в формировании белозерской и бондарихинской культур финального этапа эпохи бронзы и оказали заметное влияние на население лесной полосы Восточной Европы в лице поздняковской и приказанской культур.

В заключении стоит отметить, что в эпоху поздней бронзы в степи и смежных с ней регионах последовательно оформляются стадиально трансформирующиеся культурные общности, такие как срубно-андроновская, восточный блок КВК, и, затем, уже в начале раннего железного века - скифо-сибирская. Возможно, все они складываются на иранской этноязыковой основе.

Заключительный период бронзового века (XVIII-X века до н.э) охватывает фазы её наивысшего развития (XVIII-XIII века до н.э) и системного кризиса (XII-X века до н.э) Для последней мы применяем распространенный в научной литературу термин \"эпоха финальной бронзы\" её называют также переходным периодом от бронзового к раннему железному веку Признаком эпохи была благоприятная климатическая ситуация, близкая к оптимуму, в течение XVII-XIII в до н.э. Соответственно, наступает время развития комплексного скотоводческо-земледельческого хозяйства, утверждение оседлости. Если в эпоху ранней и средней бронзы к численность поселений в ареалах культуры или сообщества измерялась единицами, десятками и лишь в отдельных случаях - сотнями, то в поздней бронзы речь идёт уже о сотнях и тысячах посёлков Соответственно возрастает и количество исследованных погребений. Итак, мы имеем все признаки демографического взрыва в XV-XIII века до н.э. время после героической эпохи боевых колесниц наблюдалась политическая стабилизация, подтверждением является отсутствие в воинских могильниках или захоронениях признаков насильственной смерти среди исследованных останков.

На эпоху поздней бронзы приходится расцвет горной и бронзолитейного дела. В период перехода от средней до поздней бронзы произошла перестройка металлургических провинций. На смену циркумпонтийская утвердились Евразийская и Европейская металлургические провинции. Ареал первого распространялся на запад до Южного Буга, а второй - на восток до Северского Донца Таким образом, население использовало ресурсы обеих металлургических провинций. На смену мышьяковой пришли оловянные бронзы Важно, что местное население не ограничивалось использованием руды трансильванских, кавказских или даже уральских месторождений. Оно организовало разработку и добычу залежей медной руды Донецкого кряжа, Волыни и, возможно, Криворожья. Функционировали новые очаги металлообработки.

Культурная однородность территорий, достигнутая носителями Бабинской культуры, была непродолжительной. В эпоху поздней бронзы на Севере и Западе возобновились мощные западные влияния, а на юге и востоке восточные, что подтверждается сферами влияния металлургических провинций, которые пересекались между Южным Бугом и Северским Донцом. Концентрация упомянутых воздействий имела место в Приднепровье, и особенно на Киевщине, где фиксируются мощные очаги металлообработки, при отсутствии собственной руды. Племена, населявшие тогда территорию Украины, добросовестно выполняли функции "моста" между Востоком и Западом.

Начиная с XII века до н.э. произошли негативные изменения в климате (он становился всё холоднее и суше), демографической ситуации (отток населения), хозяйственной деятельности (попытка хоть как-то приспособления к неблагоприятным условиям) Прекращается разработка залежей медной руды, сворачивается металлообрабатывающее производство. Но одновременно осваиваются, хотя и медленно, навыки обработки железной руды и мобильные формы животноводства. Всё это можно охарактеризовать как подготовку к кардинальным изменениям, которые произошли уже в эпоху раннего железа, в начале I тыс. до н до н. э.

До нач. II тыс. до н.э. в ареале распространения срубно - андроновской культуры (памятники которой обнаружены на территории от Днепра и Дона до Западной Сибири. 2300 - 1000 гг. до н.э.) отсутствуют следы чёткой социальной стратификации. Но во второй половине II тыс. до н.э. и среди индоариев, и среди иранцев появляются воины - колесничие - люди составившие свои племенные обязанности и связи и примкнувшие к воинственным вождям, которые повели их на грабеж других. Новое оружие из бронзы и быстрые колесницы позволяли этим отрядам совершать неожиданные набеги и нападения, убивать, захватывать добычу и скот.

Во 2-ой пол. 2-го – нач. 1-го тыс. до н.э. она распространилась в степной и лесостепной зонах Европейской части бывшего СССР.

1233 г. до н.э. - «в 480 году до основания города (Рима) царь египетский Весоз, желая смешать войной юг и север, разделённые почти целым небом и морем пояса, или присоединить их к своему царству, первым объявил войну скифам, отправив наперёд послов объявить врагам условия подчинения. На это скифы отвечают, что глупо богатейший царь предпринял войну против неимущих, ибо ему, наоборот, следует бояться, как бы не остаться, в виду неизвестного исхода войны, без всяких выгод и с явными убытками. Затем им не приходится ждать, пока к ним придут, а они пойдут сами навстречу добыче. Они не медлят, и за словом следует дело. Прежде всего, они принуждают самого Весоза (имя связывают с одним из Рамсесов) в испуге бежать в своё царство, на оставленное же войско нападают и забирают все военные припасы. Они опустошили бы также весь Египет, если бы не были задержаны и отражены болотами. Вернувшись тотчас назад, они бесконечной резнёй покорили всю Азию и сделали её своей данницей» (римские авторы).

 С 1000 по 200 гг. до н.э. наступает – киммерийско-скифский период южно-русских и Сибирских степей.