Синтезатор - рассказа свидетеля...

Вячеслав Чеслав Винник
                Вячеслав. Винник



                СИНТЕЗАТОР               
                рассказ


                . Регимантас Адомайтис прилетел в Киев на сьемки какого-то фильма, какой - убейте не помню.
                Его поселили в гостинице студии, он сразу мне позвонил, я приехал и... ахнул...
                Народного артиста СССР, признанного во всем мире, имеющего мыслимые и немыслимые награды, разместили в одноместном номере... 8 кв. метров, стены которого были затянуты деревянными панелями темно-коричневого цвета, со скрипучей кроватью, тумбочкой образца Второй Мировой войны и настольной лампой... без  лампочки.  Душ тоже был на ремонте...
                - Поехали ко мне, - сказал я.
                Почему-то вспомнил в каких условиях мы жили в Вильнюсе, когда снимали «...и прекрасный миг победы»,  где  Регимантас играл главную роль и мне стало стыдно за  этот гадюшник.
                Лето стояло невыносимо жаркое  - улицы города кипели, асфальт плавился  и весь люд сидел по горло в Днепре, как моржи...
                Было чудовищно красивое воскресенье...
                По дороге мы заскочили в Гастроном, ну и... так далее...
                Только-только расположились, только-только  бережно приготовились выпить, зажевать после первой рюмочки и вздохнуть с облегчением, как неожиданно  раздался странный стук в дверь.
                На пороге стоял Слава Назаров и держал в руках какую-то невообразимо странную штуковину, тоскливо сопел и переминался с ноги на ногу...
                Славка тогда только  начинал свой великой путь композитора, его все чаше и чаще приглашали писать музыку для фильмов, для мюзиклов, спектаклей и  он становился все более востребованным и... знаменитым.
                - Ты поможешь или хочешь, чтобы я сдох от этой тяжести?
                - Не понял... Что это?
                Я попытался подставить начинающему Бетховену  плечо, но оказалось, что плеча бы-ло мало...
                - Если ты его уронишь, я тебя убью! - сказал обладатель странного предмета, заверну-того в белую простыню.
                Великой композитор бережно поднял свою половину  и мы торжественно втащили это дорогое золотце в комнату.
                - Привет, Регис... - сказал Слава. - Киношник мне сказал, что ты здесь и тебя обнимаю...
                - Привет, Опера, - ответил Регимантас. - Это … Очень похоже на... покойника, особенно в белой скатерти, - сказал Регимантас. - Соседи видели, как ты тащил труп в дом? А то еще вызовут милицию...
                - Может ты сначала выпьешь, а потом расскажешь - что к чему?
                Славка тут же согласился и я понял, что попал в точку.
                - Меня Рыбчинский уже достал... - развязывая «покойника», ругался Назаров и принялся копировать Юлю Рыбчинского -  Вот бы хорошо было, вот бы сразу музыка полилась, вот бы ты приобрел... бы... Ему хорошо - ручку в руки и строчи!...
                Мы  - Юля (на самом деле его так и зовут, но все почему-то называют — Юра...)  Рыбчинский, Слава Назаров и я задумали написать либретто мюзикла по моему сценарию «Священный мир» где главную роль Юля хотел отдать Леонтьеву.  Рыбчинский очень любил этого исполнителя и мы работали во всю...
                История Олимпйских Игр Древних греков, - история необычная, красивая. Я только-только  запустился с этим фильмом в производство, начались пробы актеров, выбор натуры, (Адомайтису гарантирована роль Законодателя  Афин!...) - короче  все по свежему следу...               
                Впервые пришлось увидеть «в живую», как работает великий поэт Юлий  Рыбчинский — это сказка!
                Юля «достал» Назарова подколками, каждый раз вздыхая, что каждый, уважающий себя будущий Великий Композитор, просто обязан иметь... синтезатор, чтобы весь... девятиэтаж-ный дом массива был наполнен звуками органа или (на худой конец...)  гитары... с Киевского Подола...
                Я вспомнил восторги Роберта Амирханяна, (мы его звали Амир Хан...)  когда ему в Америке армянская община преподнесла в качестве подарка какой-то бешенный синтезатор и Роберт хвастал им, как золотой медалью консерватории...
                Все закончилось тем, что Славка не выдержал, смотался в Ленинград и купил там  (по  блату) и за бэшенные доллары этот (ё. е. м.)  синтезатор  не то «Ямаха» не то -  «Онамаха», или что-то нподобное -   «Не-дам-маху» (это название мы начинали бешенно выговаривать после пятой или (уже не помню) какой рюмки... Короче - что-то сильно японское типа  «не то яма то канава», «что ни канава, то яма»......
                Славка, чтобы ничего не забыть - пока мы  были относительно трезвые, - стал рассказывать страшные небылицу про этот синтезатор, но нас интересовал сам повод - эту дорогую и очень ценную вещь (на это ставилось особое ударение)  надо обмыть достойно, иначе ничего путного из этого синтезатора не получится, несмотря на всю композиторскую гениальность будущего музыкального светилы!
                Наши мантры  и пожелания синтезатору очень часто, очень громко и настойчиво перебивались криками со двора между двух пятиэтажек — за длинным деревянным столом сидели человек двадцать (может больше) мужиков и они резались в домино по программе «кто сильнее» и так бабахали костяшками вместе с  причитаниями типа «а ты бля шо хотел!!!», что наши рюмки на пятом этаже подпрыгивали, как лебедята из «Лебединого озера»...
                - Не дадут отдохнуть... - с красивым литовским акцентом посетовал Регимантас. - Не Дадут.
                В это время кто-то лукаво стал царапать ... дверь.   
                Мне показлось, что Славка что-то включил на синтезаторе  и он заработал, но стук пов-торился и уже настойчиво.
                Я открыл дверь и ахнул...
                В коридоре стоял... Коте Махарадзе и держал в обеих руках по бутылке «Столичной»...
                - Не понял... - я развел руки в стороны.  - Каким образом? Как ты меня нашел???
                Удивлению не было предела. Я знал, что Коте прилетел в Киев вести репортаж по баскетболу между Тбилисским «Динамо» и Киевским «Строителем» и мы с Регимантасом  плани-ровали забрать Коте завтра, после репортажа...
                - Регис!!!
                - Коте!!!
                Они обнялись, закружили по комнате.
                - А ты помнишь?!
                - А ты помнишь?!
                Этой истории суждено  возвращаться  в прошлое за воспоминаниями или заострять внимание на настоящем...
                Так вот, воспоминания ис прошлого... века... Шла подготовка к сьемкам большого эпизода, когда пять (!) тысяч человек массовки (зрителей), должны были «работать», как написано в сценарии.
                Когда почти все было отрепетировано, на съемочной площадке появились Регимантас Адомайтис и Коте Махарадзе...И тут же пять тысяч человек взорвались восторгом и аплодисмен-тами... Коте взял микрофон и обратился к аудитории своим неподражаемым голосом.
                - Я поспорил с Регимантасом... Кого вы знаете болше - его или меня?
                Зал снова  содрогнулся  от крика и аплодисментов.
                - Давайте решим, как это делали древние греки. Я назову имя, а вы — аплодисменты. Чье имя вызовет бурю восторга, тот и выиграл.
                - А-а-ахх!!! - выдохнул зал.
                - Адомайтис!!!
                Пять тысяч людей вскочили со своих мест, словно в ворота  противника московского «Спартака» «Жальгирис» забил гол!
                Коте приложил ладонь к уху, изображая внимательно слушающего человека. Затем назвал свое имя.
                Точно так же и с тем же восторгом зрители вскочили со своих мест.
                - Тогда вот, что, - сказал  Коте. - С сегодняшнего дня я обещаю, что Регимантас и я — Коте Махарадзе, будем ходить в обнимку, вот так.
                Он обнял Регимантаса и они вместе прошлись вдоль трибун под крик восторга и аплодисментов.
                Главное было в другом - в мгновение был налажен контакт съемочной  группы со зрителями и «поставленная» Игорем Турчиным игра «для» фильма была снята без сучка и задоринки.
                После этого эпизода Коте стал меня доставать, что в сценарии нет ни одной сцены где бы он - Коте Махарадзе, заслуженный и пере-заслуженный, как и Регимантас (что, кстати было истинной правдой(!!!) ) - короче, Коте просил написать сцену, чтобы  они сыграли  эпизод,.. ВМЕСТЕ. Он  и Регимантас.
                - Хорошо, я напишу этот эпизод. Специально для тебя, Коте...
                - Считай, что я тебя уже люблю...
                На следующий день, во время завтрака, я дал ему прочитать написанную сцену, сел за другой столик и стал... подглядывать за его реакцией... Коте прочитал, отпил глоточек кофе, снова прочитал, затем подошел к барной стойке  и... заказал две рюмки коньяка...
                Перенес  свою чашку  кофе, сел рядом.
                - Понимаешь... я умею заливать, но ты меня переплюнул... Это же надо такое придумать! Или это было на самом деле? Скажи, было?
                Сцену сняли в тот же вечер.
                Коте, который играл... комментатора приходит в номер, где находился Самойлов (Адомайтис), застает его за просмотром игры своей команды, где она безбожно проигрывает и сейчас все зависит не от них, а как сложится игра главных соперников... У него на глазах слезы, потому что это не только проигрыш, это... конец его династии... Он еще не знает то, что знает Коте, который вел  этот репортаж полчаса тому назад...
                Коте видит его слезы и рассказывает ему историю, когда он не смог вылететь из Бразилии в Англию, на чемпионат мира, и смотрел мачт бразильцев с англичанами на... стадионе «Маракана» и видел, как плакало 200 000 тыс. человек, когда бразильцам забили гол...
                - Двести тысяч плакало!! Я видел слезы 200 000 человек! Они сидели на трибунах, на поле. Перед их глазами были экраны и 200 000 человек... Ты понимаешь? Ты понимаешь, что... ты играешь в финале, потому что немки сегодня про-иг-рали!!!!
                После сьемки я сказал Коте.
                - Красиво у тебя получилось. Убедительно. Даже я поверил. Ты, конечно, мастер подзалить...
                - А кто играл? Коте играл, понятно?
                Как обычно  вечером мы собирались в баре гостиницы - выпить кофе, треп, расписание на завтра... К нам после спектакля каждый вечер приезжал Регимантас, засиживаясь допоздна  и его жена Еугения ругала нас, как только могла ругать нас эта очаровательная женщина самого благородного воспитания...
                После вечерней съемки я взлетел лифтом на последний этаж  вошел в просторный бар-ресторан и увидел... Коте, сидящего во главе длинного стола  перед нескольким десятком посе-тителей... Неожиданно услыхал до боли знакомый текст...
                - Маракана — это 200 000 тысяч человек! Я видел, как 200 000 человек плакали, когда в ворта бразильцев  влетел этот нелепый гол . Зрители сидели на трибунах, на поле — перед ними два огромнейших экрана, видна каждая слезинка!!!
                Я остановился у колонны и смотрел на Коте, который в это время напоминал Остапа Бендера... Коте увидел мена и тут же отреагировал.
                - Вот он, - Коте показал слушателям в мою сторону, - вон он может подтвердить, он тоже был там. 
                Второго  человека способного так  красиво привирать в компании  я никогда больше в жизни не встречал.
                И делал это Коте  так  божественно  правдоподобно, что все - абсолютно все!!! - потом передавали эту историю по эстафете  и обязательно с приставкой «сам Коте рассказывал, мамой клянусь!»
                Я «переметнулся», как в машине времени и очутился у себя дома, а  мои друзья напротив.
                Со двора доносился грохот финалистов и гортанный треп на все четыре стороны - народ отрывался по полной.
                Коте спросил.
                - Там война?
                Регимантас и Коте сели рядышком и это значило, что что-то могло произойти в любую минуту... «Столичная» плавно перетекла в рюмки, мы выпили за успех «Строителя» и Тбилисского «Динамо» и вдруг снизу, с диким ревом опять и в который раз - грохнула костяшка по столу, от чего задрожали все окна пятиэтажных «хрущевок»  и Коте с удивлением выглянул наружу...
                Оттуда донесся гомерический хохот с перезвоном стаканов - проигравшие с дрожью в руках, наливали победителям, которые попали в...финал дворового домино... Проигравшие по закону жанра приволокли обещанный ящик водяры и с вожделением ждали результата, потому что (по этому же закону жанра) часть приза перепадал и им...
                - Моцарт, а ваша штука делает шум? - Коте обратился к Славе Назарову, который тут же пришел в себя и встрепенулся.
                - Коте, это делает все!!! - Слава почему-то встал в полный рост и великолепно поднял руку с оттопыренным указательным пальцем. - Все, что ты нальешь!
                - Отлично. Ставь этот механизм поближе к окну...
                - Не понял... - ошалел Слава, а Регимантас добавил.
                - Слав, ты ставь, а я налью...
                - Тогда, подожди меня... - сказал Слава, обнял синтезатор и почему-то пошел по вытянутому эллипсу, хотя до окна было не дальше вытянутой руки...
                - Слава, он может делать шум стадиона?
                - Мсье, Коте, он делает все!!!
                Слава в консерватории увлекался французским и подумал, что сейчас очень удачный момент поднять авторитет синтезатора французской речью.
                - И ты можешь делать «тише» - «громче» по заказу?
                - Коте, ты думаешь, что я уже пьяный?
                - Моцарт, как вам такое могло прийти в голову? - возмутился Махарадзе. - Вы не видите, как я серьезен?
                - Вижу... - признал Слава.
                - Я подтверждаю... - согласился Регимантас и почему-то стал поддерживать свою голову за щеки....
                Синтезатор поставили рядом с подоконником, Слава сделал шум стадиона и Коте взял в руки  микрофон...
                - Говорит и показывает Рио де Жанейро... Я веду репортаж с легендарного стадиона «Маракана», из самого центра сердца Бразилии... Этот стадион задумывался на смену старому клубному стадиону  «Васко да Гама»., а в итоге мы имеем великолепнейшее сооружение на 200 000 тысяч зрителей...Осталось двенадцать минут этого захватывающего... Давид Кипиани - как (!) же он видит поле!!! -  пасует  Олегу Блохину,  Олег знаменитым финтом левой сбрасывает на Мкртчана, Фрунзик идет еще дальше, оглядывается, видит открывшегося Славу Метревели и (!) неожиданно бёт, мяч попадает в ногу одноногого Гарринчи, отскакивает, Липиани бёт, Олег бёт и мач летит под перекладину!!! 3-2!!!— ГООООООООООООООООООООЛЛЛЛЛЛ!!!!!
                Коте сделал решительный взмах правой рукой и Слава врубил на полную мощность свой синтеазатор...
                Во дворе наступила отчаянная тишина и головы финалистов и зрителей враз повернулись к открытому окну на пятом этаже...
                - Олег Блохин великолепным, фирменным ударом выводит сборную СССР вперед! Фрунзик Мкртчан, новобранец нашей команды — смотрите, как он бежит по полю с распростертыми обьятиями, - армянский орел!!!  Со мной,  ведет репортаж для Вильнюса, Регимантас Адомайтис... Да, да - то самый знаменитый Регимантас Адомайтис  который недавно получил главный приз за лучшую мужскую роль в фильме « И прекрасний миг победы»!!! Регимантас, что ты скажешь...
                Коте стал истерично просить Адомайтиса, чтобы он что-то сказал по литовски...
                - Лабас вагарас... - чудесно подыграл Регимантас и после нескольких слов по литовски перешел на русский. Он, к великому удивлению Коте, стал описывать событие на поле не хуже самого Махарадзе... Тут, вдруг,  случилось непредвиденное - Регимантас не особенно разбирался в фамилиях футболистов и в ход пошли... имена... актеров... - Армен Джигарханян, еще один новый игрок сборной СССР, полный тезка великолепного актера! - хитро... очень хитро ушел к левому фалнгу...
                Коте заревновал и вмешался в репортаж...
                Надо отдать должное и Славе Назарову, который увлекся синтезатором до такой степени, что в рев на стадионе «Маракана» неожиданно врезалась  песня «Вставай, страна огромная»...
                Люди внизу одурели окончательно...
                - По какому каналу показывают??? - они стали орать, как очумелые и разбегаться в разные стороны
                - По первому, только этот матч надо было заказывать, - крикнул я.
                - Как... заказывать? У кого заказывать?
                Они в ступоре остановились...
                Кто-то заорал с балкона.
                - У меня, бля... не показывает!!! Вообще ни хера не показывает!!!!
                - А ты как смотришь???
                - Тихо не ори на ухо, дай послушать Махарадзе!! Ну, суки телевизионные, хоть бы намекнули!!!
                В это время окно на втором этаже распахнулось настежь и оттуда... вылетел старый телевизор и от удара об асфальт разлетелся на мелкие кусочки...
                - Говорил тебе - надо купить новый, говорил??? - доносился крик из квартиры.. .-  Вот теперь получай! Футбол, и тот не могу посмотреть по-человечески!!
                Хозяин со второго этажа выбежал  во двор.
                - Ты можешь сделать громче??
                Коте дал команду и Слава крутанул ручку до отказа...
                - Идут последние минуты матча... Что делается на стадионе... Виктор Чанов... Бразильцы наступают всеми силами... Вот он - знаменитый Пеле, вот его финт... и он... зарабатывает штрафной удар... Восемь минут, восемь самых тяжелых минут... Это... чуть больше 16-ть метров до ворот... Пеле разгоняется, бёт и ЧАААААНОВ тащит этот смертельный удар под перекладину!
                - Ты, киношник,  дай досмотреть!!!!!! - заорал кто-то. - Не дашь, - мы тут здохнем! Хочешь, завтра мы всем двором пойдем смотреть твое кино!!!
                - Давай, квартира 64!...
                Мы слышали, как толпа человек... сорок мчалась по лестнице, обгоняя один другого.             
                Когда они, толкаясь всеми частями тела  влезли в комнату и их глаза блестели лихорадочным сиянием, они вдруг... УВИДЕЛИ живого Коте Махарадхе с микрофоном в руке, Региманта-са, Славку Назарова, который обнимал синтезатор сидя на полу, потому что не было сил держаться на ногах и от выпитого, и от хохота - у всех одновременно  крыша поехала окончательно!..
                Пили долго...

                эпилог
                Сейчас я пишу и смотрю на эту историю с любовью...
                Мы действительно были одна семья. Мы были счастливыми и... обыкновенными. - без понтов и современных шизов. Грузины, литовцы, с украины, русские, армяне... Нас никоим образом нельзя было отнести к теперешним V.I.P. Мы были очень разными и очень.. мирными...
                И закончить эту историю хочется старым одесским анекдотом...
                Пожилой Ицык вежливо поинтересовался у продащицы.
                - Скажите ради интереса, который меня сегодня сильно интересует -  тут на моей памяти стояла бочка с красной икрой... Кому она мешала? Не хотите отвечать - не надо... Я с вами согласен на все сто.
                - И шо он  от тебя хочет? - зашипела напарница.
                - Говорит, тут на его памяти стаяла бочка с икрой...
                - Ну, шо ты хочешь с него с больного человека?..
                - Больной, не больной, - зато память какая!..
                Самое больное у человека -. память.
                Народная мудрость гласит: «В свой народ можно выстрелить только один раз. Второй раз будут стрелять уже по чужому народу».


                конец