Афоризм Г. К. Лихтенберга

Константин Берёзин
Г. К. Лихтенберг (1742—1799) — немецкий учёный, просветитель и писатель-моралист.

В социальной сети приводится вот такой его афоризм: «Уменьшение потребностей — вот что следовало бы внушать во что бы то ни стало юношеству и для чего нужно бы стараться закалить его. Чем меньше потребностей, тем счастливей — старая, но далеко не признанная истина».

Вероятно, эта мысль навеяна стоическо-аскетическими идеалами. Ведь Лихтенберг был сыном лютеранского пастора. С его высказыванием можно было бы поспорить — потому что есть некоторый минимальный предел потребностей, который всё-таки должен быть. (Вспомним пирамиду Маслоу.) «Чем меньше, тем лучше» — это подразумевает функцию, которую можно изобразить на бумаге прямой линией, без каких-либо изгибов. Это линия, которая опускается и опускается, и в конце концов доходит до нуля. «Как можно меньше» — в пределе это значит вообще никаких. Однако, если человек не будет обращать внимания на то, чтобы питаться, то он умрёт. А если не будет обращать внимания на то, чтобы спать, ему будет очень плохо. Для того, чтобы есть и спать, человек должен хотеть этого, должен видеть в этом какую-то положительную ценность.

Если человек до такой степени сузил круг своих потребностей, что вообще ни к чему не стремится, ничего не хочет, то это — гипобулия или абулия (ослабление волевой активности). А это — болезни. Гипобулия — это болезнь.

Скорее можно было бы сказать так: нужно сохранять середину между «заниженными потребностями» и «излишними, чрезмерными потребностями». Конечно, вторая проблема (т. е. излишние, чрезмерные потребности) в наше время встречается гораздо чаще, чем первая (слишком маленькие потребности). Но и первая проблема тоже встречается. Например, некоторые психически больные люди ничем не интересуются, не стремятся что-либо получить, ко всему относятся пассивно и инертно. Это плохо. Отсутствие планов на будущее («что я хочу в будущем сделать?») — это само по себе уже плохой признак. Планы на будущее должны быть, только они должны быть серьёзными и конструктивными (а не безрассудными).

Альфред Адлер говорил <прим. 1>, что перед человеком стоит задача — реализовать себя и социализироваться, наладить кооперацию с другими людьми; две самые главные области, в которых происходит социализация, — это, во-первых, профессия и работа, во-вторых, любовь и семья. И то, и другое — чрезвычайно сложные задачи.

Если человек относится к жизни пассивно и не стремится ничего добиться, то у него и не получится ничего. Нужно стремиться, нужно стараться — иначе ничего не получится. Задаром никто работу не получает — её нужно добиваться (например, получая профильное образование). Задаром никто семью не получает — это сложное и ответственное дело, так просто с ним не справишься, ради этого нужно очень стараться. Невротик или шизофреник не выдерживает такой ответственности, не хочет брать на себя таких сложных дел, боится людей, или — не считает себя «достойным» получить что-то, считает себя плохим и незаслуживающим получения благ — и уходит от реального мира в болезнь, прячется от других людей в болезнь. Это неправильно.

Учёба, работа и семья неизбежно связаны с «получением» чего-то. Невозможно всё время только «отдавать» — иначе не будет нормальной «кооперации в обществе». Кооперация в обществе подразумевает двусторонние отношения: что-то человек даёт, а что-то получает. Невозможно всегда только отдавать. Например, работа неизбежно связана с получением зарплаты (существует же минимальный размер оплаты труда, меньше которого работодатель не имеет права платить); воздух, пища и отдых — это тоже блага, которые человек получает. Для того, чтобы мочь что-то получать, человек должен «разрешить» себе это, признать за этим положительную ценность. Как совершенно справедливо говорил польский психолог Тадеуш Томашевский: «Чтобы действовать, нужно быть уверенным, что это нужно и можно» <прим. 2>. А тот, кто думает, что «я должен как можно решительнее уменьшить свои потребности», не сможет «разрешить» себе получать блага.

ПРИМЕЧАНИЯ 

1. См. об этом: «Практика и теория индивидуальной психологии».

2. Национальная гуманитарная наука в мировом контексте. Опыт России и Польши. — М.: Издат. дом гос. ун-та ВШЭ, 2010. С. 255.




.