Пылающее сердце Пророка. Из книги Ищи Меня

Валентина Петроченкова
          Картина - Нахождение Моисея. Ф. Гудолл, 1862 год.


          Дерево не может вырасти без корней… Поэтому хочется вспомнить истоки, которые питали и взростили плоды единобожия на всех континентах Земли. Где же берут начало истоки веры в Единого Творца, т.е. в Закономерность всего сотворённого?
          Огонь веры в  Единого  Бога подарил человечеству израильский  Пророк  Моисей.  Искры этого огня горят в миллионах сердец людей различных рас и национальностей.  Известный  французский писатель  Эдуард  Шюре  сказал: «Израиль вращается вокруг  Моисея таким же неизбежным и роковым образом, как Земля вращается вокруг  Солнца.  И даже  Иисус не может быть понятен без него.
        Когда заходит речь о богоизбранном еврейском народе, то зачастую ошибочные толкования мешают увидеть  Истину.  Это верно, что еврейский народ имеет две величайшие заслуги перед человечеством.  Первая состоит в том, что он дал миру единобожие  и  вторая  - в том, что от него произошло  Христианство.  Но его  богоизбранность  не означает того, что он лучше других народов.  Во времена  Моисея  израильский народ находился в египетском рабстве.  Он ничем не был привязан к миру материальному, и поэтому восприятие  Высшего духовного начала было вполне естественным проявлением его сущности.  Но, чтобы оно укрепилось, ему необходим был мудрый  и сильный духом пастырь.  Господь избрал для этой миссии  Моисея, который пророчески видел далёкую перспективу  Всевышнего,  идею спасения человечества.
        Великую всечеловеческую миссию может ощутить лишь человек очищенный от житейской накипи, пробудившейся к новой жизни, т.е.  заново  рождённый,  рождённый в  Духе.  От чего же надо было очиститься  Моисею, и каким  образом пришло к нему понимание его миссии?
        Кто читал Библию, очевидно, помнит события, касающиеся  Моисея.  Даже начало его жизни было необычным.  Спасая своего трёхмесячного младенца, израильтянка положила его в  водонепроницаемую  корзинку и пустила её плыть по Нилу.  Корзинка приплыла к месту, где купалась дочь фараона.  Она увидела  корзинку с ребёнком, который ей очень понравился и решила спасти ему жизнь.  За всем происходившим наблюдала старшая сестрёнка младенца Мариам.  Она подошла и предложила дочери фараона привести кормилицу.  Ею  стала его родная мать.  «Возьми младенца и вскорми его для меня, а я тебе за это заплачу», - сказала принцесса.  Когда малыш подрос, мать  Моисея привела его к дочери фараона, и та его усыновила.  Моисей вырос в доме фараона. 
        Было это во времена, когда у престола стоял Рамзес II, один из величайших монархов Египта. У него был сын.  Звали его Менефта.  По египетскому обычаю он получил образование у жрецов, в храме  Аммона  -  Ра  в  Мемфисе. Тогда искусство царствовать рассматривалась как ветвь священнической науки.  Менефта в молодости был робок и обладал ограниченными умственными способностями.  Его товарищем по учению был молодой человек, одарённый, с сильным, замкнутым характером.  Имя его было  Хозарсиф.  Это первое египетское имя  Моисея.  Он считался двоюродным братом  Менефты, сыном царственной сестры  Рамзеса II.  Хозарсиф знал о своём происхождении.  Но, прежде всего, он  был сыном египетского храма.  Посвящённый  Изиде и  Озирису  он провёл своё отрочество среди священников: принимал участие в жреческих процессиях, носил пояс, отличавший посвящённых, святую чашу или кадильницу, прислушивался к священной музыке, к гимнам, к поучению жрецов.  Он был небольшого роста, с широким лбом и  чёрными пронзительными глазами;  смиренный и задумчивый. Его прозвали  «молчальником».  Хозарсиф был намного умнее  Менефты.  С помощью жрецов он мог взойти на трон  Египта. О царской власти для него мечтала его мать, дочь фараона.
       Перед его посвящением они встретились в Мемфисе на огромной площади с обелисками, мавзолеями, храмами, триумфальными пилонами.  Всё это было вроде огромного музея национальной славы под открытым небом, вход в который  пролегал по аллее из шестисот  сфинксов.  «Настало твоё время,  -  сказала  она,  - проникнуть в мистерии  Изиды  и  Озириса.  В течение  долгого времени мы не увидимся.  Не забывай, что я твоя мать и что в тебе течёт кровь фараонов.  Посмотри вокруг… Если ты захочешь, со временем всё это будет принадлежать тебе».  Но  Хозарсиф  стоял выше всего тленного и преходящего.  Он поднял пригоршню песка и, пропуская его между пальцами, сказал:  «Вот что останется от них».  «Ты презираешь религию  наших отцов  и науку наших жрецов?  - спросила она.  «Наоборот, я стремлюсь к ней.  Но пирамида неподвижна, а нужно, чтобы она сдвинулась вперёд.  Я никогда не буду фараоном.  Моя Родина далеко отсюда…  Она там, в пустыне!»  Хозарсиф преклонил колени перед матерью.  Она благословила  его и удалилась, шепча молитву, но так и не поняв тайны, сокрытой в душе её сына.
        Хозарсиф  успешно прошёл все испытания посвящения.  В храме  Озириса  он овладел пониманием священных чисел и применительной символикой.  Презирая временные личные интересы, он дышал лишь свободно на высоте вечных идей.  Для своих учителей, как и для матери, он оставался загадкой. 
        Рамзес II, видя превосходство  Хозарсифа  над  Менефтой, стал опасаться, как бы тот не отнял трон у его сына и приказал назначить сына сестры священным писцом храма  Озириса, совместив эту работу с должностью инспектора различных областей  Египта.
        Однажды  Хозарсиф поехал на проверку начальников  Дельты.  Люди племени  Израиля занимались самой тяжёлой работой, обтёсывали камни, делали кирпичи. Хозарсиф питал тайную симпатию к этим гордым рабам, которые преклонялись перед Единым Богом и протестовали против несправедливости.  Когда  Хозарсиф увидел, как египетский надсмотрщик избивал беззащитного еврея, он набросился на египтянина и в порыве гнева убил его.  Жрецов  Озириса, виновных в убийстве, судили очень строго.  Сама судьба толкала его в одиночество пустыни.  Подсознательное  предчувствие миссии тайным голосом говорило ему:  «Иди, там твоё назначение».
        По другую сторону  Красного моря и  Синайского полуострова, между  Эламитским заливом и  Аравийской пустыней, в стране  Медиамской, находился храм, не зависящий от египетских жрецов. Этот  храм был посвящён  Озирису, но в нём поклонялись также и Богу  Элоиму, т.к. это святилище  эфиопского происхождения, служило религиозным центром для Арабов, Семитов, а также для представителей чёрной расы, искавших посвящения.  В течение веков горы  Синай  и  Хорив  представляли  собой  мистический  центр культа  Единобожия.  Здесь нашёл пристанище  Хозарсиф.
        Первосвященником  храма  Медиамского был большой мудрец  Иофор,  принадлежавший к древней эфиопской расе, которая за пять тысячелетий до  Рамзесов  господствовала над  Египтом.  Иофор был защитником обитателей пустыни:  Ливийцев, Арабов, кочевых  Семитов.  Сменялись культы, цивилизации, но в них всегда жило  Присутствие  Вечного.  Они никогда не изменяли Единому  Богу.
        Радостно встретил  Иофор  Хозарсифа.  В глубине души он как бы предугадал судьбу человека, предназначенного стать  Пророком изгнанников, вождём народа  Божьего.
        Хозарсиф, прежде всего, решил подвергнуть себя искуплению греха.  Совершив убийство, хотя и не вольное, он терял возможность воскресения из мёртвых в  «Сиянии  Озириса».  Чтобы восстановить свой внутренний свет, он должен был подвергнуть себя ещё раз опасности смерти.  Ему предстояли испытания более  тяжёлые, нежели в храме  Озириса в  Египте.  После  долгого  поста,  посвящаемого  жрецы  вели в склеп, где он ложился в саркофаг.  С помощью специального питья его погружали в летаргический  сон.  Странствуя в  Потустороннем мире, Хозарсиф  должен был найти свою жертву, подвергнуться всем её страданиям, получить её прощение и помочь ей найти путь к Свету.  Только тогда астральное  тело виновного  считалось  омытым от чёрных пятен проклятия его жертвы.  Случалось, что жрецы, приходя разбудить искупаемого свой грех, заставали  труп.  Хозарсиф  же  пробудился преображённым.  Прошлое было отрезано навсегда.  Египет больше не был его родиной.  Перед ним развернулась необъятность пустыни с кочующими племенами.  Он глядел на гору  Элоима и сознание его МИССИИ пронеслось перед его душой.  Он чувствовал, что должен создать из этих племён сильный народ, способный отстоять  Закон  Единого  Живого  Бога.  В  ДЕНЬ  СВОЕГО  ВТОРОГО  ВОСКРЕСЕНИЯ  ОН ПРИНЯЛ  ИМЯ  МОИСЕЙ,  ЧТО  ОЗНАЧАЕТ  СПАСЁННЫЙ.  Умирая для жизни личной, для всего материального, иллюзорного, и рождаясь в Духе, Моисею дано было услышать голос  Бога и донести его до своего народа.   ЭТО  ЧЕРЕЗ  НЕГО,  ЧЕРЕЗ  МОИСЕЯ,  ВСЕВЫШНИЙ  ПОДАРИТ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ  ВЕЛИКУЮ  КНИГУ  ЖИЗНИ  -  БИБЛИЮ.  ИМ  НАПИСАНО  НАЧАЛО  ЭТОЙ  КНИГИ.  ПРОХОДЯТ  ВЕКА,  НО  ВСЕГДА  БИБЛИЯ   ОТКРЫВАЛАСЬ  И БУДЕТ  ОТКРЫВАТЬСЯ  ПЯТИКНИЖИЕМ   МОИСЕЯ.  Ключи для прочтения  написанного Моисей передал своим приемникам.  И хотя они, можно сказать, были утеряны после многократных переводов на различные языки, всё же главная ценность текстов священных писаний, как  Пятикнижия  Моисеева, так и Библии в целом, остаётся.  Остаётся возможность основной смысл содержания, как  минимум прочитывать тремя способами: простым, символическим  - образным  и  священным, т.е.  трансцендентным.  Именно поэтому  Библия стала неоцененной Книгой для всякого читателя на все века.  Она  открывает для каждого по-своему  Истины  Бытия в зависимости от того, на какой ступени духовного развития в данный момент  человек находится.
        ДО  МОИСЕЯ,  -  РАМА,  КРИШНА,  ГЕРМЕС,  ЗОРОАСТР  СОЗДАЛИ  РЕЛИГИИ ДЛЯ  СВОИХ  НАРОДОВ.  МОИСЕЙ  ЖЕ  РЕШИЛ  СОЗДАТЬ  НАРОД  ДЛЯ  ВЕЧНОЙ  РЕЛИГИИ.
        Пройдя второе посвящение,  Моисей  в сорокалетнем возрасте женился на  Сепфоре, дочери  Иофора  и  многие годы оставался вблизи мудреца  Медиамского,  углубляясь в священные книги храма.
        Время-от-времени  Моисея манила к себе вершина горы  Синай, которую называли троном  Бога  Элоима.  Путь туда был очень опасен.  Ни один священник или охотник не решился бы проводить туда путника.
        Моисей пошёл на гору один.  Без страха поднялся он по ущелью  Хорива, прошёл Долину  Смерти с хаосом скал и был горд, достигнув вершины.  Он уже собирался войти в пещеру  Сербала, где иногда проводили  по несколько дней в посте и молитве посвящённые,  - как вдруг дорогу преградил ему  ослепительный свет, озаривший всю окрестность. Казалось, всё сгорало в море пламени.  При входе в пещеру сияющее видение  преградило ему путь   ОГНЕННЫМ   МЕЧЁМ.  Куда  девалась гордость  Моисея.  Он упал ниц перед Ангелом, пронзившим его светом.  «Ты, который ищешь  Элоима, , почему дрожишь передо мной?  - как бы услышал  Моисей  и  спросил:  «Кто ты?»  И последовал ответ:  «Я  - Луч  Элоима.  Иди к сынам  Израиля и скажи: Господь  Бог  отцов  ваших  Авраама,  Исаака,  Иакова  послал меня к вам, чтобы извлечь вас из страны рабства».  «Кто я такой, - удивился  Моисей,  - чтобы извлекать сынов  Израиля из  Египта?»   «Дерзай, - сказал  Ангел,  я буду с тобой.  Я вложу пламя  Элоима  в твоё сердце,  Его  глагол в твои уста.  Сорок лет подряд ты призывал  Его.  Твой голос  достиг  Его и я беру тебя во имя Его».   «Покажи  мне  Элоима!»  - Воскликнул  Моисей.  Но море пламени погасло и только голос, застывший в бесконечности, произнёс:  «Я - тот, который  Есмь.».
         Когда  Моисей спустился к храму  Иофора, он был готов к своей миссии.  Самым дерзновенным вырисовывался план  Моисея: вырвать целый народ из рабства и повести его к Земле  Обетованной.  Сорок лет влачил он этот народ по пустыне, изнуряемого жаждой и голодом, временами доводя до отчаяния, дабы внушить ему веру в  Единого  Бога, которая таки вошла  в плоть и кровь этого народа.  Она сделалась смыслом его существования, а со временем и высшим смыслом Бытия для всего человечества.  В этом заключается несравненный подвиг  Моисея.
        По  дороге к евреям  примыкали  Ханаане,  Эдомиты, Арабы и  Семиты всех видов, привлечённые и  очарованные Пророком  пустыни.
        Думаю, нет необходимости,  в данном случае подробно рассказывать о том, как  Моисей вместе со своим братом  Аароном попросили  отпустить еврейский народ на три дня для поклонения ихнему  Богу  Иегове; как, при отказе фараона,  Бог  навёл на египтян десять страшных бедствий; о скитаниях народа по пустыне;  об отчаянии и изготовлении золотого тельца,  вызвавшего гнев  Моисея… Всё это известно тем,  кто читал  Библию.
        Это отступничество, сопровождаемое  вакханалиями, подсказало  Моисею  поставить во главу  угла  ПЕРВУЮ  ЗАПОВЕДЬ,  в  которой говорится:  «Я  - Господь  Бог  твой, который вывел тебя из рабства; да не будет у тебя других  Богов перед  Лицом  Моим.  Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на  Небе - вверху, ни на  Земле – внизу, ни в воде – ниже Земли.  ( Исход,  ХХ – 2 – 4 ).
        Когда израильтяне  приблизились  к  Земле  Обетованной, к  земле Ханаанской,  Моисею  исполнилось  120 лет.  Перед  Ковчегом  Завета  он благословил  вместо себя  своего  преемника   ИИСУСА  НАВИНА  и  ВСЁ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВО  В  ЛИЦЕ   12-ти  ПЛЕМЁН   ИЗРАИЛЯ,  и  поднялся  на  гору  Нево, сопровождаемый   Иисусом  Навином  и  двумя  Левитами.
        С вершины  горы он увидел  Землю  Обетованную от  Галаада до  Иерихона, потопающую в зелени.  И только стихотворные строки поэта Альфреда  де  Виньи  могут передать состояние души  Пророка  в этот момент, вырвавшиеся из  его  уст:
                «О  Господи! Я жил могучим  и  одиноким,
                Дай  же  мне  уснуть  сном  всей  Земли».
Люди не могли любить его, -  говорит  Эдуард  Шюре, -  ибо сам он любил  только  Бога».
        Покидая  этот  мир, пророческий дар  Моисея показал ему будущее его народа.   Он  видел  измены  Израиля,  преступления  царей, пятнающие  храм  Господа;  свою  Книгу,  искажённую и  непонятную; Учение, потерявшее  чистоту.  Он  созерцал всё это в глубине своей души.  Разгневанный  на свой народ, он произнёс:  «Израиль  предал  своего  Бога, да будет он  рассеян по всем  четырём  концам  света!»  И снова, открыв  глаза в последний момент,  сказал:  «Вернитесь  к  Израилю. Когда  настанут времена,  Господь  воздвигнет  Пророка  из  среды  братьев  ваших  такого, как  я,  и  вложит  Истину  в  уста  Его, и  Он будет  говорить им всё, что  Господь  повелит  Ему.  А  кто  не  послушает  слов  Его,  с  того  Господь  взыщет». (Второзаконие, ХVIII,18 – 19).
        АНГЕЛ  С  ПЫЛАЮЩИМ  МЕЧЁМ,  КОТОРЫЙ  ЯВЛЯЛСЯ  ЕМУ  НА  ВЕРШИНЕ  СИНАЯ,  УВЛЁК  ЕГО  В  ВОЛНЫ  СВЕТА.  Они  проносились  мимо  множества  душ.  Ангел  Света  показал ему  Духа  необыкновенной  красоты  и  кротости, который нёс не  меч  возмездия, а пальму жертвы  и  победы.  Моисей  понял, что это  Он  завершит  его  дело.  Он  приведёт  людей  к  Отцу  Благодатью  Бога  и  совершенством  Любви.  И  Законодатель  поклонился  Ему.