Баха Улла. Из книги Ищи Меня

Валентина Петроченкова
        На фотографии: БАХА УЛЛА


        «Принимайтесь за дело, о люди, в предвосхищении дней Божественной  Справедливости, ведь ныне пробил
        обетованный час.  Бойтесь не понять его значения, ибо тогда будете причислены к заблуждающимся.
        Смысл жизни  - работа во имя единения человечества. Единство  -  в его  разнообразии…
        Вся  Земля   -  есть одна страна, а человечество  - её граждане».

                Из книги  «Бахаулла: крупицы из писаний  Бахауллы».





        Проходят века. Сменяются поколения. Религиозные учения и сказания    обрастают легендами, разнообразием толкований.  Да и восприятие одних и тех же событий, в связи с эволюционным развитием человечества, постоянно меняются. Поэтому возникает необходимость очищать вечные  Истины от накипи времени, чтобы приподнести их в более понятной  форме своим современникам.  Возникают новые религии, новые верования, хотя суть их не меняется.  Все они рассказывают об одном и том же.  «Где добродетель ослабевает, а  зло усиливается, Я проявляю Себя в человеческом облике, -  заявляет  Господь Кришна в  «Бхагават – Гите», - Я прихожу каждый век.  Глупцы смеются надо мной, не зная истинной природы   Властителя   Вселенной».
        Таким же образом в Персии, в городе  Ширазе, около двух столетий назад возникла вера  БАХАИ.  Али Мухаммед, потомок пророка Мухаммеда (Магомета) объявил своему гостю Мулле Хусейну, что он есть Посланник Бога, подобно Иоанну Крестителю, Предтеча Посланца  высшего, нежели он сам. Али принял титул  БАБ, что означает «ВРАТА  ПОЗНАНИЯ»  и сказал, что призван изменить религиозные обычаи, принести молитвы и законы.
        Такое заявление Баба привлекло тысячи последователей. Правительство было напугано приверженцами новой веры.  Движение бабидов   возрастало.  И тогда правительство  решило уничтожить Баба. 
9 июля 1850 года на одной из  площадей  Тибраза  он был расстрелян.   Баб оставил свои сочинения.  Главное из них  - «Байян», которое он написал, когда был узником горных крепостей  Иранского  Азербайджана.   
        Предсказание Баба сбылось, как он предрекал, через  19 лет после его декларации.  Посланцем Всевышнего стал  Хусейн Али, родившейся в  1817 году в городе Тегеране.  Отказавшись от светской роскошной жизни и придворной карьеры, Хусейн Али стал  последователем Баба. Он взял себе титул  «Баха Улла», что означает  -  «Слава Господу».
       За его проповеди в 1852 году  он был закован в кандалы и брошен в «Чёрную яму», подземную тюрьму, вместе с ворами и убийцами.
        Однажды ночью к нему явился Величайший Дух, принесший весть о том, что он в безопасности ибо призван Богом воскресать сердца, нести свет людям.  Через четыре месяца, грозившую ему, смертную казнь заменили высылкой в Багдад.
        21 апреля 1863 года в Багдаде состоялась Декларация, радостная весть о том, что Он и есть тот Посланец Бога, о котором предвещал Баб. 
        Десять лет провёл  Баха Улла в Ираке. Из них два года он прожил отшельником в горах Курдистана, близ  Сулеймание, после чего, вернувшись в Багдад, написал свою знаменитую поэму «Семь Долин».
        Ширилось духовное влияние Баха Уллы в Багдаде.  Поэтому власти выслали его сперва в Константинополь, а потом  - в  Адрианополь (Эдирне).  А затем – в тюремную крепость  Акка  - в Палестину (территория современного Израиля), где он провёл последние два десятилетия своей земной жизни.
        Скончался Баха Улла в 1892 году в  Бахджи, в местечке, что находится вблизи Акки.  В наши дни в Бахджи совершают паломничество представители многочисленной общины  БАХАИ  со всего мира.
        Свою поэму  «Семь Долин» Баха Улла написал в ответ на вопросы шейха Мухитдина, судьи города  Ханакин.  Мухитдин был суфием, членом мусульманского мистического культа. О прохождении душой семи состояний на пути к Богу  Мухитдин  знал, благодаря выдающемуся  представителю раннего суфизма Фаридуддину Аттару.  Однако оставались некоторые неясности. Проповеди Баха Уллы приводили в восторг его приверженцев и поэтому шейх Мухитдин решил обратиться к нему , чтобы более отчётливо уяснить для себя  Истину.
        Просветлённость и божественный дар поэтического слова  помогли Баха Улле раскрыть  ГЛУБОКИЙ  СМЫСЛ   СЕМИ  СОСТОЯНИЙ  ДУШИ,  КОТОРЫЕ  ОН  НАЗЫВАЕТ  СЕМЬЮ  ДОЛИНАМИ.
       На семь духовных ступеней должен подняться  путник от обители праха к Небесному  Отечеству.  Называют их  Семью  Долинами  или  Семью  Градами.  До тех пор, пока путник не расстанется со своим личным «я», не сможет он достичь единения с  Богом.
        ПЕРВАЯ  -  ЭТО  ДОЛИНА   ПОИСКА.  В этом странствии искателю необходимы: терпение, бодрость духа, чистое сердце, не знающее вражды. Тогда на каждом шагу будет посещать его  ПОМОЩЬ  НЕВИДИМОГО  МИРА.  В каждом краю, во всяком лице ищет он красоту Друга, Явителя  Бога своей эпохи.  А когда найдёт, то придёт во вторую Долину.
        ВТОРАЯ  ДОЛИНА  -  ЭТО  ДОЛИНА  ЛЮБВИ.  Здесь странник становится подобным мотыльку, летящему на пламя и сгорающему в нём.  Он сгорает в пламени  Любви к своему  Другу, т.е.  к Духу Святому.
        «Огонь Любви зажги, сожги на нём всё, - говорит Баха Улла, - 
        Сделайся ничем, когда желаешь зажечь огонь Бытия и да станешь
        Пригоден к Тропе Любви; и войди в края тех, кто любит».
Когда путник всем своим сердцем полюбил Явителя Бога и полностью в этой Любви утратил своё «эго», тогда он входит в третью Долину.
        ТРЕТЬЯ  ДОЛИНА  -  ЭТО  ДОЛИНА  ЗНАНИЯ.  В данном случае
Имеется  ввиду,  ПОЗНАНИЕ  БОГА,  КОТОРОЕ  НИСХОДИТ  НА ЧЕЛОВЕКА  ЧЕРЕЗ  ЕГО  СЕРДЦЕ.  В ДОЛИНЕ  ЗНАНИЯ  ДУША  ПОЗНАЁТ  ИСТИНУ,  ОТКРЫВАЮТСЯ  ВНУТРЕННИЕ  ГЛАЗА  ПУТНИКА.   Он начинает понимать Таинства Божьего Творения.  С этим пониманием приходит смирение.  И даже встретив страдания и невзгоды, не поддаётся он  унынию.  Во всём находит   БОЖЕСТВЕННУЮ  МУДРОСТЬ.   В ОКЕАНЕ  НАХОДИТ  ОН  КАПЛЮ,  А  В  КАПЛЕ  ВИДИТ  ТАЙНЫ  ОКЕАНА.
        Из  Долины Знания дорога ведёт путника  в  ЧЕТВЁРТУЮ  ДОЛИНУ    -  ЕДИНСТВА,  ГДЕ  ОН  ПОДНИМАЕТСЯ  С  УРОВНЯ  ОГРАНИЧЕНИЯ   К  УРОВНЮ  АБСОЛЮТНОГО.   ВСЕ  ТВОРЕНИЯ  ВИДИТ  ОБЪЕКТИВНО,  КАК  БЫ  ГЛАЗАМИ  БОГА.  Из  оков ограничения и обусловленности высвобождает он своё «я»,  ПОДЫМАЯСЬ  НА  ВЕРШИНУ  ВСЕОБЩНОСТИ.  Путник видит и понимает знамения Бога.  Он полностью расстаётся со своим «эго».   ОН  СТАНОВИТСЯ  НЕЗАВИСИМЫМ  ОТ  ВСЕГО   СОТВОРЁННОГО.
         И  ВХОДИТ В ПЯТУЮ ДОЛИНУ   -  УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.
О пребывании путника  на этой ступени Баха Улла рассказывает:  «Дотла сжигает путник завесу хотения.  ОТ  СКОРБИ  ПЕРЕХОДИТ  ОН  К  БЛАЖЕНСТВУ,  ОТ  ГОРЯ  К  ВЕСЕЛЬЮ.  Его печаль и стенания уступают место радости и восторгу.  Хотя может показаться, что путники в этой Долине  пребывают  на прахе, тем не менее, внутри себя, они восседают на возвышенном престоле мистического смысла;   ОНИ  ПИТАЮТСЯ  БЕСКОНЕЧНЫМИ  ДАРАМИ  ВНУТРЕННЕГО  ЗНАЧЕНИЯ  И  УТОЛЯЮТ  ЖАЖДУ  ТОНКИМИ  ВИНАМИ  ДУХА».  Ярким подтверждением этих слов явилась жизнь   АБДУЛ  БАХА,  одного из спутников Баха Уллы.  Сорок лет провёл он в заключении пленником двух турецких деспотов и остался самым радостным из спутников  Баха  Уллы.  А после освобождения он сказал, что  СВОБОДА  - ЭТО  ДЕЛО  НЕ  МЕСТА, А  МИРООЩУЩЕНИЯ  И  СЧАСТЬЕ   - ЭТО  СОСТОЯНИЕ ДУХА, ОЩУЩЕНИЕ ВНУТРИ СЕБЯ БОЖЕСТВЕННОГО  ПРИСУТСТВИЯ.
        Пройдя  Долину  Удовлетворения, путник попадает  в шестую Долину – ИЗУМЛЕНИЯ.  На  этой ступени духовного развития  созерцает он дивные творения  Господа  -   и восклицает в изумлении:
«О  ГОСПОДИ,  УМНОЖЬ  УДИВЛЕНИЕ  МОЁ  ПЕРЕД  ТОБОЙ!  СОВЕРШЕНСТВО  ТВОРЕНИЯ  Я  ВИЖУ  В  ЧЕЛОВЕКЕ.  ВСЕ  ЭТИ  СТУПЕНИ  И  СОСТОЯНИЯ  СВЁРНУТЫ  И  СПРЯТАНЫ  ВНУТРИ  НЕГО.    Возможно  ли,  считать себя  лишь слабой формой,
               Когда в тебе  Вселенная сокрыта?..
               Произойти ничто не может с нами,
               Кроме того, что  Бог  для нас предопределил».
С вершин  Изумления  путник попадает в седьмую Долину,   В  ДОЛИНУ  ИСТИННОЙ  СКУДОСТИ  И  АБСОЛЮТНОГО  НИЧТОЖЕСТВА.  Это и есть, как говорит  Баха Улла полное отмирание собственного «я»  и воскресение в жизни Бога;  СКУДОСТЬ  В  ВЕЩАХ  СОТВОРЁННОГО  МИРА  И  БОГАТСТВО  В  ПРЕДМЕТАХ  МИРА  БОЖЬЕГО.
        Познакомившись с верой  Бахаи, мы видим как она схожа со всеми основными религиозными учениями.  В духовном развитии человека, на пути раскрытия в самом себе Божественного начала  - те же принципы, те же ступени совершенствования, в той же последовательности.
         ЭТО  ЕЩЁ  И  ЕЩЁ  РАЗ  НАПОМИНАЕТ  ВСЕМ  НАМ,  ЧТО  БОГ  ЕДИН  ДЛЯ  ВСЕХ  РАС   И  НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ.  ЕДИНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  И  ЕДИНЫЙ  ВЫСШИЙ  ЗАКОН  ДЕЙСТВУЕТ  ВО  ВСЕЛЕННОЙ.  И   ЭТО  ЕСТЬ  ИСТИНА,  КОТОРАЯ  НА  ВСЕХ  ЗЕМЛЯН  ОДНА.
        А посему, хочу завершить  этот небольшой экскурс в одну из самых молодых религий мира заключительными словами, которыми  Баха Улла  заканчивает свою поэму  «Семь  Долин»:  «Мир тем, кто следует верной  тропой!»