Мудрость третьего брата

Олевелая Эм
Трое сынков у моей племяшки, мал-мала-меньше, беленькие, круглоголовые - как три маленькие луны. Всегда рядом с ними вспоминаю песенку про сорок четыре весёлых чижа. Чижи - в самом деле весёлые, на подъем лёгкие, на любую шалость спорые. Иногда кажется, что их гораздо больше, потому что щебет они поднимают на весь квартал, и когда к дому подходишь - издалека слышно: Итай на ксилофоне выколачивает, Янив поёт, махонький Ницан заливается смехом.

Смех у него - настоящий серебряный колокольчик. Что вы думаете, мы проверяли, сравнивали звоны разных колокольчиков, записывали и потом файлы анализировали. Доказано научно, благозвучно и нескучно: Ницановы хохотульки точно по частотам ложатся на серебряный звон.

И вся эта жизнь - чудо чудное, и мальчишки, хоть смеются серебром, сами - чистое золото.

Но после тяжелого рабочего дня, после суток дежурства в больнице иногда - только иногда, - болит у мамы голова. Понимаете, маме уже больше лет, чем даже самому старшему, семилетнему Итайке. И она, эта белоголовая, круглолицая, веселая мама, бывает, очень устаёт.

А папа у них занят замечательно интересной работой. Папа работает в Музее, самом большом и главном в Городе. Город - самый главный в Мире, потому что все всегда начинается именно здесь, в Городе. И Музей хранит память обо всем - самом важном во всем Мире. Мальчишки в Музее бывают часто, даже двухлетний Ницан со всеми здесь знаком и ни за что не заблудится.
            Однажды папе показалось, что Ницан потерялся.
            И он бросился искать его по залам и переходам.
            А Ницан в это время занимался делом:
            он нашел чудесный цветной камушек и пытался пристроить его в старую мозаику.
            И почти уже пристроил.
            Но тут прибежала румяная рыжая тетя, и стала Ницана обнимать-целовать
            и кричать, что он нашел ее сережку.
            И подарила огромную конфету, которая не влезла в рот
            и красиво размазалась по всему небольшому Ницану.
            И Ницан, благоухая тетиным Диором и съеденной конфетой,
            сам пришел к папе в мастерскую.
            И успел забить солидный гвоздь, пока папа звонил дежурным и отменял тревогу.
          
Этот самый папа так хорошо работает, что его постоянно отправляют в Командировки. Командировка - это такая огромная комната в Музее, куда папа прячется надолго. Иногда на целую неделю, иногда - еще дольше. Ницан еще не умеет измерять такие долгие разлуки. Он всегда плачет, когда видит, что папа достаёт чемодан. А потом - когда папа опять входит в дом. От горечи разлуки Ницан плачет маленькими золотыми слезками, они бегут по веснушкам и красят их в желтый цвет, и стекают с носа. Слезы радости - большие, серебряные, под них можно и посмеяться. Так мы впервые обнаружили, что смех у Ницана - тоже серебряный.

А теперь представьте, каково живут сорок четыре веселых чижа, когда папа в Командировке, мама на суточном дежурстве, а бабушка читает им про Конька-Горбунка.
            Бабушка - та еще птица.
            Плакать с ней невозможно, сама всегда смеется и всех рассмешит.
            Она выдумывает забавы, на кухне готовит  к о л д о в с т в о, которое очень вкусно есть,
            и еще - она знает, как устроены всякие  в е щ е с т в а,
            потому что она - настоящий  х и м и к.
            Но с мамой все равно лучше.

Вы меня отвлекли.
Дело как раз не в бабушке, а в Коньке-Горбунке. Там история начинается как бы про наших чижей, а потом - раз, и все не так. "У старинушки - три сына". Точно про нас. Папа - взрослый совсем, настоящий старинушка. И три сына - вот они, Старший, Средний и Младший. Дальше читаем: "Старший умный был детина" - верно, Итай у нас - умный детина, большой, рисовать умеет и замечательно играет на ксилофоне. Он вообще детина что надо - уже ходит в школу. Янив - тоже детина хоть куда, а в книжке говорится: "Средний был ни так ни сяк". Тут начинается глубокое сомнение - да про нас ли эта большая книжка? Может, совсем про других сыновей. Это сомнение смягчает горечь следующих слов, даже говорить их не хочется: "Младший вовсе был дурак". Ну, понятно, книга эта не про нас... Хотя под конец - Итай рассказывал - младший сын окажется лучше всех. Книга большая, конец еще не скоро, успеем обдумать.

Но чтение прерывается, мама пришла!
Бабушка быстренько гонит всех руки мыть, стол накрывать, маму кормить и самим доедать  к о л д о в с т в о - еще с утра немножко осталось.
И чижи начинают вперебой обсуждать с мамой несправедливые слова из книжки, и хохочут, и немножко поют, и довольно громко стучат на ксилофоне.
А потом тянут скатерть и нечаянно, вы понимаете это слово -  н е ч а я н н о - разбивают мамину большую чашку, и прозрачную кастрюльку с остатками  к о л д о в с т в а, и еще немножко салата почему-то прилипает к стенке.

Мама заламывает руки и тихо говорит знакомое слово  р е м о н т. Ницан знает это тревожное слово. Ремонт сделали перед тем, как принесли его домой в Первый раз.
            Этот Первый раз вызывает много опасений.
            До Первого раза Ницан жил не дома, с мамой и папой,
            а где-то в другом месте - это он и сам догадался.
            Какие же молодцы мама и папа, что сумели его найти,
            с в о е г о, р о д н о г о, среди множества других мальчиков и девочек.
            Никаких сомнений, что он - с в о й, р о д н о й,
            потому что похож на братьев  к а к   д в е  к а п л и  в о д ы.
            Хотя немножко считать Ницан уже умеет и не может понять,
            как это  т р и  брата похожи как  д в е  капли.
            У взрослых всегда что-нибудь не так.
            На то они и старинушки.
            Бабушка говорит: Ницан, подними пожалуйста пуговку, я не вижу...
            А что ее видеть - она так ярко под шкафом блестит.
            Что поделаешь, старинушка...

А мама тем временем глядит на осколки чашки, и лицо у нее становится точно как у Ницана, когда он собирается плакать. Брови заламываются, губы горестно изгибаются.

А потом мама видит осколки прозрачной кастрюльки с остатками вкуснейшего к о л д о в с т в а  и начинает кричать. Она кричит тихонько, но все равно кажется что громко, потому что слова очень обидные. Сначала - не обидное: п а й р е к с. Красивое слово, она его повторяет на все лады, и постепенно оно становится опасным, как  р е м о н т. А потом она говорит совершенно ужасные вещи.

-- Разве это мои дети? - говорит мама, - мои дети рисуют прекрасные картины...
            А и правда, только вчера на стенку спальни прикрепили Ницанову прекрасную картину -
            он как раз нарисовал, как папа из Командировки пришел с чемоданом.

-- Мои дети поют красивые песни, - говорит мама...   
            А как вы споете красивую песню,
            когда над вашей головой стоит мама и говорит всякие горькие слова?

-- Мои дети всегда умытые, - говорит мама...
            Так мы и были с утра умытые, - думает Ницан, - нас бабушка умывала.
            А сейчас уже не совсем умытые,
            вон Итай весь в салате, на Яниве остатки  к о л д о в с т в а,
            а сам Ницан с перепугу закусил помидор,
            и помидор лопнул и все вокруг забрызгал, и Ницана конечно тоже.

-- Мои дети все чинят, а вы все поломали...
            Ох, - думает Ницан, - что же это за такие ломкие чашки, кастрюльки, помидоры!

-- Мои дети всегда мне помогают, а вы меня так огорчаете... Вы наверно не мои дети...

Ужас охватывает Ницана. Вчера утром, еще до дежурства, мама читала им про семерых козлят. Как все сложно, как все запуталось в этой жизни.

-- Где   н а ш а   мама? - громко, отчаянно кричит Ницан, и все трое, три сына, три детинушки, плачут огромными золотыми слезами.