Обнаруж. св. страд. в мире расш. иер. добр

Николай Москвитин
Обнаружение Своего Страдания В Мире: через обиду[19]; через неудачу [20]; через болезнь[21]; 

19-21.

«Ибо неуместно врачей и тогда, как они дают нам врачевства горькие и неприятные, не благодарить за оздоровление тела, а к Богу из-за того, что кажется нам не радостным, оставаться не благодарными, не разумея, что все бывает по Его промышлению и на пользу нам». Добротолюбие в 5 томах. Антоний Великий. Гл. 3. гл.2. Как видим, пример с болезнью в отношении страдания приводится в самом начале, и с этого-то и надо начинать. С терпения физических болезней.

«если мы будем упражнять сии силы и иметь их всегда наготове, тоничто из случающегося с нами не будет для нас тягостно, или болезненно, гибельно и несносно, ибо все то будет преодолеваемо сущими в нас добродетелями»  Там же, Гл.3, гл.3. Таким образом, Антоний Великий даёт ещё один уровень перед болезнью—тягость. Это будут пункты 22-24. Гибельность в обстоятельствах так часто используется в жизни: «это было гибельно для его планов»,  « гибельность таких воззрений—в том-то», и т.п. Поэтому следующее действительно неудачf. И как часто говорят «несносная обида». ..А так как это даётся в начале труда, с этого и надо начинать.

«Смирение же состоит в том, чтоб человек считал себя грешником и неправедным, не настаивал на своем слове, отсекал свои хотения, очи опускал долу, переносил обиду, ненавидел честь и покой, и всем говорил: прости мне» Там же. Гл.46. Авва Исай. Правила и советы новоначальным инокам. Как видно, переносить обиду для Аввы Исайи труднее, чем отсечь свои хотения, которые можно интерпретировать как удачу. А ещё перед этим он пишет: «Открывай болезни свои отцам твоим». Значит, Авва Исайя придерживается того же мнения, что и Антоний Великикй, относительно последовательности «болезнь—неудача—обида».