11 Рассвет разума

Гималайский Кедр
<Мальчик, смотревший на небо>

- Помнишь, Бабур, ты спрашивал, есть ли в этой истории польза для тех, кто хочет быстрее и лучше науки изучать?
- Да.
- Так вот, слушай. Тот, кто занимается наукой, должен знать, что все в природе, чему наука может дать название, встречается не само по себе в единичном проявлении. Творец создает вещи в чем-то похожими друг на друга, а в чем-то отличными. Эта похожесть одного дня на другой, одной звезды на другую, одного растения, его цветов и плодов и их свойств на другие, одного животного, его строения и поведения на другое... великая милость Творца. Она дает нам возможность не просто жить, но и понимать происходящее, охватывать нашей речью все, с чем мы сталкиваемся, сравнивать это между собой и глубже проникать в свойства вещей. Это и есть то, с чего любая наука начинается.
Теперь смотри, какие слова были первыми?

- Мне мама говорила, что первые слова были просто подражанием тем звукам, которые мы в природе слышим. Например, слово «вода» во многих языках напоминает звук, который получается, когда воду пьешь...
- Молодец у тебя мама и ты молодец, что запомнила. Первые имена вещей были подражанием природе и выражали чувства первых людей, их восхищение ее величием, изобилием, изяществом и совершенством. Ибрахим, смотря на звезды, луну, солнце и смену одного другим, испытал те же чувства.
- Дедушка, значит первых людей словам научил Тот же, Кто потом учил Ибрахима?
- Да, Мадина.
- А потом людей тоже Он учил?

- И потом, и сейчас. Настоящее знание только от Него и идет. Существа, объединяемые общим именем – люди, воспринимают мир похожим образом, и это дает им возможность общаться между собой, делиться своим опытом и знаниями. Вот учитель может что-то говорить, показывать, но ученик полноценно воспримет это, если только испытает те же чувства, что и те люди в тот момент, когда им это знание открывалось, так что настоящий Учитель у всех один.
Бабур, ты же любишь геометрию.

- Да, деда.
- А с чего она начинается?
- С прямых...
- Правильно. Людей всегда восхищают лучи солнца, веером падающие сквозь тучи или сквозь густую листву на землю. Стволы деревьев в густом лесу, подобно лучам солнца, растут от земли к небу кратчайшим путем. Таким же путем путник, томимый жаждой,  идет к увиденному им колодцу в степи. Форма, которую мы называем прямой – одно из свидетельств совершенства путей природы и… математическая идея.   

- А какая идея, например, в шаре?
- Мыльные пузыри! Они ведь такие красивые...
- Ты в чем-то права, Мадина. Мыльные пузыри принимают форму, у которой поверхность меньше, чем у других форм того же объема. А это - идея жизни. Ты знаешь, что капельки росы, почти что шарики и поэтому они не сразу испаряются в лучах утреннего солнца, и маленькие букашки могут ею жажду утолить. Я недавно по телевизору смотрел передачу про природу, оказывается, пингвины в Антарктике откладывают яйца почти сферической формы. Знаешь, для чего?
- Чтобы тепло лучше держали и не замерзли там на морозе...
- Правильно, Бабур.  То же самое и с другими элементами геометрии, они как те первые слова. Люди подмечали их особую красоту и выделили из великого множества других форм, которые видели вокруг себя.

- А чем другие формы хуже?
- Они тоже по-своему красивы, но в этих особых формах замысел Творца, которому следует природа, угадывался особенно ясно.
- И солнышко тоже следует этим замыслам?
- Да, внучка... и Солнце, и Земля, и Луна... Это видно даже по их форме, по тому, как они движутся.
- И поэтому Бабуру нравится геометрия?
- Да, Мадина. И поэтому геометрия может быть так полезна.

предыдущая глава http://www.proza.ru/2015/10/06/1373
продолжение http://www.proza.ru/2015/10/07/693