Волжские эскизы. Послесловие

Ирина Верехтина
На сей раз - послесловие. Больше "Эскизов" не будет. Обо всём написано, всё сказано, а расставаться так не хочется – с Волгой, с ветром, с небом – бескрайним, бездонным, бесконечным…. И с теплоходом, и конечно, с теплоходом, не будь которого – не написала бы я эти «Эскизы».

Не помню, чтобы я когда-нибудь столько смеялась – не  на концерте Задорнова, не на вечере юмора, не на комедии с Пьером Ришаром – на теплоходе, на обыкновенном трёхпалубном, компании «Гама-тур», какие резво бегают от Москвы до Астрахани и обратно, да и много ещё куда бегают, и никогда не жалуются – на усталость, на погоду, на пассажиров…  Да и как можно жаловаться – мотор хороший, выдержит, команда дружная, не обидит, погода – она всегда погода, что на неё жаловаться, а пассажиры…. Ох, эти пассажиры! Без них – куда, зачем? Ради них – стучат без устали его моторы, реет на волжском ветру гордый бело-сине-красный флаг и тянется за теплоходом гладкое зеркало воды, над которым кружат жадные чайки. Ради них.
==========================Далеко проплыл…
Теплоход идёт по стрежню, между красным (осторожно, мель) и белым (путь свободен) бакенами, рыбаки обычно ловят рыбу ближе к берегу, и уж во всяком случае не на фарватере. Но  нашёлся  «народный умелец», который поставил своё «резиновое изделие» с мотором на пути теплохода!

Мы прошли почти рядом с лодкой, и у меня захватило дух: пойдёт волна, смоет обоих, а водичка, скажем так, бодрящая. Накупаются взахлёб. Но – обошлось: лодка-катамаран качалась на поднятой волне, качая как в колыбели своих младенцев (судя по уму). «Младенцы», однако, не спали, - судорожно выбирали из воды сети. Ах, они ещё и сетями ловят…. А сама бы ты – удочкой ловила? Не смеши. Смотри и молчи!

Громадина-теплоход проходит в опасной близости, едва не задевая маленькую лодочку белоснежным боком. Прошу тебя, теплоход, умоляю! Пощади, не обижай эту наглую вёрткую девчонку-лодчонку, два рыбака в ней заслужили хорошей встрёпки, они её и получили, судя по их лицам (бинокль у меня хороший). Но – гибели они не заслужили!

Там, наверху (в рубке, а может – ещё выше, в небесной рубке, где стоят на вахте ежеденно и еженощно, не смыкая усталых глаз и ворча в седые усы: «Да что они творят?! И при этом называют себя людьми и молят Меня о царствии небесном… Дождутся. Помяни Моё слово, дождутся. Получат по полной программе»).

 Где-то там, наверху, услышали мою просьбу и – можно выдохнуть! Теплоход разминулся с лодкой, горделиво уходит  вниз по течению. Можно вздохнуть с облегчением, можно радостно выдохнуть… Что и сделали эти двое, спасшиеся только что от ледяного, брррр, купания. Впрочем, для них не ледяного, привыкли. И радостно заорали вслед  нашему теплоходу – «Надо было ближе ехать, что ж ты так далеко, бля?!».

Никто им, понятное дело, не ответил. Ни наш капитан, ни Тот, который – на бессменной вахте, который видит всех и вся и который вот сейчас спас их бесшабашно-безалаберные, безбашенно-бездумные (безмозглые!), но –  нужные кому-то жизни! Спас будущее их детей, беспечальную старость их родителей, и светлые косы их жён, в которых после сегодняшней ночи не прибавится ни одного седого волоска. Не зря говорят: дуракам счастье.

===========================Диалог
Вот только не надо – обвинять. Я не подслушивала, я даже сидела не рядом, - улеглась в шезлонг поодаль, завернувшись в куртку и наслаждаясь сентябрьским тёплым солнышком. Кроме нас, на корме шлюпочной палубы никого не было (все спят ещё, семи ещё нет, и зачем эти двое поднялись в такую рань? Чтобы сидеть у стенки, где нет ветра, и общаться духовно?
Именно это они и делали. Диалог сам просился на бумагу…

- Я вообще-то за батарейкой ходил. Еле нашёл такую, в трёх магазинах был, а их ещё найти надо, все посылают не туда… Только запомнишь, где чего, а завтра опять новый город, опять ни фига не знаешь и опять спрашиваешь... Пока бегал, запарился, пить очень хотелось. На теплоход вернулся – и в бар, два бокала взял, ледяного! И два беляша вдогонку…
- Ой, беляши-то зачем? Ты ж худеть собирался.
- Да говорю же, пить хотелось.
- Водички бы попил…
- Водой руки моют, а я пить хотел! Взял два беляша, потом… ещё два добавил.
- Зачем столько, тебе ж нельзя, смотри, у тебя живот какой! Ты же сам говорил…
- Говорил, говорил. Что ж теперь, умирать? Если пить хочется. Говорю же, забегался я в этом Угличе, и город вроде маленький, а… Пить хотел, аж в горле пересохло! Сюда пришёл, а они с беляшами этими затеялись, понимаешь. И пахнет так, что мёртвый из гроба встанет. И по радио объявляют: «В нашем баре на второй палубе свежие беляши, только испекли». Ну куда же денешься, пошёл… Побежал.
 Тридцать рублей стоит, где ты такие цены видела, даром же, Ленка, даром! Хорошо пошли. Я и взял-то всего четыре штуки, пивко заедал. Запивал, то есть. Я вообще – за батарейками ходил… - «сменил тему» находчивый любитель беляшей.
-Теперь всё купил, что хотел? Не пойдёшь больше? Мы же с тобой на экскурсию собирались… Поедем завтра? (мужик энергично мотает щекастой башкой). Ты ж сказал,  всё уже купил?
- Это ты сказала, а не я. Не всё. Полотенца ещё не купил, с петухами. В прошлом году с женой ездили, пять штук купили, так она – представляешь? – все раздарила, дура! А мне они нравились, я так любил… петухов этих!
Голос у него задрожал, и столько горького сожаления, столько обиды, столько жалобы – было в этом голосе! Я-то думала, что он с женой путешествует… Впрочем, что это я? Кто же в шесть утра с женой на шлюпочную палубу попрётся… разговаривать?! Жену, значит, дома оставил. Петухов тех – не простил.

==========================Проводы
В Нижнем Новгороде (аорт приписки теплоходов компании «Гама-тур» к причалу съехались родственники и друзья команды – все, кто смог приехать: жившие здесь, и поблизости, и те, кто жил далеко – много стояло машин. Приехали – повидаться. Привезли детей и собак. Шутка ли – не видеть друг друга месяцами (навигация с мая по октябрь).

Вот они и приезжают – В Нижний Новгород, в Макарьево, в Самару… В Нижний – больше всех (стоянка три часа, времени хватит – порадоваться, пообниматься и поговорить). Приехали. Вышли из машин. Ждут. Дети прыгают от нетерпения и тянут взрослых за руку, собаки повизгивают от радости и рвутся с поводков – все хотят скорее – встретить, обнять, поцеловать, взлететь высоко в небо в ласковых отцовских руках… Поскорее облизать, и чтобы взяли на руки, или хоть потрепали по холке и назвали по имени (и ещё «радость моя», «маленький мой», «сладкий мой», «дружочек мой любимый» и тысяча самых невероятных прозвищ, нежных и ласковых). Не говорю уже о том, чтобы угостили вкусненьким – ведь сегодня такой день, день встречи с хозяином!

На старт (опустили трап), внимание (сходят пассажиры, сейчас и наши пойдут, сейчас, вот сейчас). Ммммарш!!! – Дети с разбегу влетают в крепкие руки команды, собаки путаются под ногами, нетерпеливо ожидая своей очереди и, дождавшись, лижут что придётся, что попало – уши, щёки, нос… Их хозяева счастливо смеются, прижимая к себе лохматых любимцев, осторожно стискивая тёплое тельце – такое… родное, такое… своё. Собаки, кто не знает (никогда не держали или просто не любят собак) – это члены семьи, почти члены экипажа.

Когда я уходила в город, наблюдала такую сцену: из машины вынули бассет-хаунда и опустили на землю, намотав на руку поводок. Надо было видеть, как радовался бассет – вилял всем, что у него имелось и виляло: ушами, плечами, боками и задницей. Хвостом – это само собой. У него получалось нечто вроде ламбады. Я мысленно «подключила» музон – и «отпала»: ламбада, ну в точности ламбада! Пёс ждал хозяйку.

На причал № 10 я вернулась через два с половиной часа. Знакомая машина стояла там же, и грустный хозяин крепко держал за поводок грустного бассета. Уже попрощались. Ждали отплытия. Вы когда-нибудь видели – грустного бассета?..

Этот рейс – последний, скоро  уже – будут вместе, всю долгую осень, долгую зиму – до начала навигации. На диване, в обнимку – слушать, как беснуется ветер и плачет за окном метель. Кто не знает, с бассетом  на диване тепло в любой мороз. Когда мы вместе – нам всегда тепло.

====================Ассоциации
Брожу бездумно по городу, натыкаясь на нечто необыкновенное и всякий раз удивляюсь: вот же повезло!  Увиденное складывается в картинки и возникают странные ассоциации… Впрочем, для меня не странные. Обыкновенные, как  всегда.

Нижний Новгород. Памятник Минину и Пожарскому. И надпись под ним: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». Как вам – это? Название вполне соответствует поговорке: из песни слова не выкинешь.
Стою (благо, над ухом не дудит экскурсовод и никто не тянет за руку – пойдём, все уже пошли!) и смотрю. Пластика, боже мой! Ожившая пластика! Эффектные позы, рельефная мускулатура. Легендарный «Спартак», который я смотрела раз восемь, каждый раз как заново. Красс… Великолепный Марис Лиепа. Аплодисменты сменяют овации. Ниже – изображены, надо полагать, горожане, но у меня перед глазами сцена «Вакханки танцуют античные танцы». Сила! И не перегрелась, вроде, на улице не жарко совсем…
Опомнившись, отправляюсь восвояси. Хочется оглянуться, но я не оглядываюсь. В другой раз приеду, посмотрю. Налюбуюсь…

Вывески. «Мастерская. Авторские работы из стекла». «Гильдия нижегородских фотографов». А вот – украшенное барельефами здание: голубые античные маски на лимонно-бледной стене – ясноглазые, с лицами без эмоций, без выражения. Вот так же они смотрели – до нас, так же будут смотреть после нас: бесстрастно взирать на мир. Им ведь всё равно. И понять их можно – на всех любви не хватит. Это не мои слова, так мне сказали однажды, и я запомнила.

Рождественская, 27. Центральный Банк Российской Федерации, Волго-Вятское Главное Управление. Ассоциации возникают неожиданные (может, я проголодалась?) Здание банка здорово смахивает на торт, пышно украшенный лимонным кремом с кофейными розочками. Его так и хочется разрезать  на пирожные. Начинка – прослойка из свежих вкусно пахнущих банкнот (кто не знает, свежеотпечатанные в типографии Гознака деньги пахнут свежими конфетными фантиками).
«Меню, пожалуйста. Мне, пожалуйста, два с евро и одно долларовое. А вот эти, с драхмами – почему такие дорогие?» - «Потому что эксклюзив. Раритет, так сказать. А вкусные какие…» - «Принесите парочку. Заверните, я с собой возьму».

«СНОР-СНОР. Мужские стрижки». Звучит, наверное, «шоп-шоп», но я читаю по-русски: снор-снор. Снус-мумрик из легендарного мультика о мумми-троллях мне ближе чужих, «не наших» шоп-шопов. Остригут – и будешь ходить снус-мумриком, сам напросился… Ассоциации…

Ресторан-бар «Берлога»…соседствует (в том же доме!) с Караоке-рестораном «Бельканто». Какой идиот додумался назвать караоке бельканто, прекрасным пением? Не знает итальянского? Так почему же не спросил тех, кто знает? Стою и корчусь от смеха...

Здание. Наверху красуется вывеска «Хлебопродукт». Ниже – «Блиновский офисный центр». Сбоку – «Стейк-хаус Строганов». Комментарии излишни.

Чебоксары. Кафе-караоке «Палуба», рядом кричаще-нарядный призыв-приглашение: «Закажи столик и пой бесплатно». Имелось в виду караоке. Но я не привыкла к караоке, привыкла к бельканто, если позволите мне так выразиться. Бельканто и за деньги – иначе застрелиться и не жить.
Я прочитала объявление так: «Закажи столик и пей бесплатно» - отечественный, так сказать, колорит. И порадовалась, что в Чебоксарах мы стоим с восьми утра до двенадцати, три часа, и мне не доведётся лицезреть и слышать сие непотребство. Извините. Пишу как есть. Пьяненькое караоке  по-другому не назовёшь… Хотя поющие счастливы.

=========================И наконец…
И под конец – несколько штрихов. Так сказать, на сладкое. Да простят меня читатели за такие зарисовочки, но удержаться я не смогла. Ну не было у меня сил – удержаться!! Ну не могу я….

Из высказываний о ресторанном меню
- Мосол в спагетти (о курице в спагетти под овощным соусом, курица на косточке).
- Костюмированный кабачок (о кабачке, начинённом овощами).
- Курица, растёртая в прах (суп-пюре из курицы, к слову, невозможно вкусный).
- Если эти голубцы (прим.:мясные) полить сгущёнкой, их можно будет есть (прим.: представила и содрогнулась).
 -Тилапия, вероятно, в отъезде? (тилапия в омлете была, но соседка начала есть его с краю, а рыба была в середине).
Форс-мажор в горшочках (свиное рагу с картофелем и овощами, на вкус очень даже приветственно)
- Лобио «Антисакартвэлиа», или «Тбилиси, прости, если можешь» (вкусно, но – не лобио)

=======================Имена и их владельцы
Кто сказал, что у лодок – названия? У лодок имена. «Бродяга». «Прагматик». «Прагматик» любит пошалить и  чуть было не перевернулся, встав на ребро на крутом повороте. Счастье, что  водные «трассы» не имеют кюветов – иначе бы судьба «Прагматика» была предрешена…


=========================«Комплименты»
- Прохладца… собачейшая! Вам не кажется? (мне не кажется, я в куртке)
- Экхм. Кхм, кхм. Вам волосы не мешают – смотреть? (мешают, но этот «заботливый» мешает больше)
- У вас красивые подошвы. Подмётки, говорю, красивые! (сама знаю, за то и купила… пока группа на колокольню лазила. Что они там увидят – такого? В магазине я увидела 50-процентную скидку на всё. Это обрадовало меня больше, чем вид с колокольни, на которой я  была в позапрошлом году, сколько же можно…)
-Это у вас духи с ферамонами? Слышал о таких. Изумительно пахнут, можно сказать, флюиды… (Вот – флюидов я уже не вынесла!)
- Не хочется вас расстраивать, но это не духи. Это мазь с гадючьим ядом, спину намазала, болит. А вы в серпентарий не пробовали сходить, понюхали бы в своё удовольствие… (Потом долго смеемся и никак не можем перестать. Потом переходим на ты. «Ферамоны» своё дело сделали).

==========================Свет в окне
На ужин подали нелюбимые мной голубцы с мясом, я честно пыталась их есть, но не смогла. В каюте поставила электрочайник, намазала маслом сладкую булку и положила сверху сыр, должна же я что-то есть, а больше у нас ничего не было. Шторы задернуть забыла – калорийка вкусная, с изюмчиком. Да ещё окно приоткрыто…
Народ мимо идёт, через тюль всё видно (а что такого особенного видно?). – «Гляди, и здесь продолжает жрать!» - радостно говорят за окном в мой адрес. От неожиданности (и незаслуженности – такого!) булка падает из моих рук. - «Ты ешь, ешь… Это они от зависти, кто же калорийки с маслом и сыром трескает, да на ночь! Ты ешь, ешь…»
Есть я уже не могла – умирала со смеху.
==========================="Обязательные элементы" сервиса
Женщина попросила на ресепшене помочь ей с дверью каюты, в которой заедал замок. Администраторша улыбнулась: «Не расстраивайтесь так, мигом починим! Боцман сейчас примет душ, спустится к вам и всё сделает».
А интересно, что было бы, если бы он пришёл не приняв душ? Я попробовала это представить... Получается отдельный рассказ. Как всё-таки трогательно заботятся о пассажирах, даже душ.... Умру сейчас от смеха, больше не могу!

==========================Фраза
Почему-то мне запомнилась эта фраза, сказанная кем-то из отдыхающих, оброненная невзначай. – «Ждёшь не дождёшься этого отпуска!.. А потом ждёшь, когда же это всё закончится…»
Кла-ааасс! – восхитилась я и схватилась за карандаш. А блокнот при мне всегда, как можно, как без него… Когда такие перлы! Когда такие люди…

==========================Памятник бурлаку
Да, да, не удивляйтесь, есть такой памятник – на набережной в городе Рыбинске, переименованном когда-то в Андропов (потом опамятовались и переименовали снова в Рыбинск). Рыбинск когда-то называли столицей бурлаков, и этот памятник – единственный в мире. Да, да, единственный в мире памятник – бурлаку.

Он на бронзовом постаменте-площадке. И сам бронзовый, что соответствует истине – надо быть поистине железным, чтобы таскать вверх по течению тяжело нагруженные корабли, лодки, шаланды, ялики… что там ещё они таскали? Да всё!
Бурлак, даже железный, вызывает жалость – позой, выражением лица, ветхой одежонкой, жалкой шапчонкой... Ноги его босы… Ой, мама моя дорогая! Пальцы… Пальцы на ногах!

В Древней Греции идеальными для владеющих искусством танца считались пальцы, три из которых – большой, указательный и средний – имели одинаковую длину. На них ведь приходилось стоять (балетных туфель с жёсткими мысками тогда не было и в помине. Сейчас-то можно вполне обойтись и двумя - большим и указательным, хотя предпочтительнее всё-таки три, тогда намного легче).

Бурлак Писаревского вполне мог бы стать танцовщиком, так как строение стопы у него… ах! Офигенное: целых четыре пальца имеют одинаковую длину, такого не бывает, просто не бывает!  Но вот – было же, ведь с кого-то лепил скульптор Л.М. Писаревский гипсовый слепок, который потом изваял в бронзе, почти в полный рост. Впрочем, на другой ноге пальцы другие, указательный даже больше большого (!). С кем не бывает. Забудем об этом.

Не забывается. Не получается. Так – было это или не было, случайно так вышло? Вопрос сей останется без ответа. И для чего, кому я его задала, зачем я полезла – в детали? Никто ведь в детали не лез, все – на памятник лезли, с ногами (не стеснялись!) – фотографироваться. Сфоткаться, как они говорят. Хорошо, что бурлак бронзовый. Выдержит. Иначе бы – врезал с плеча, и был  бы прав.

Начало "Эскизов" - http://proza.ru/avtor/mmetafidi&book=7#7 ("Волжский цикл"), а также художественные рассказы "На теплоходе музыка играет", "Первая любовь" (цикл"Чужая боль") "Евгеша" (цикл "С биноклем по жизни") и "Фальшивая Кармен" . Это всё - пришло в голову(или свалилось на голову)во время путешествия по Волге.