Проблемы израильской полиции проблемы общества

Леонид Шиндер
Разгоревшийся было скандал вокруг назначения нового генерального инспектора полиции поутих , страсти поостыли, а многие уже успели забыть об этом инциденте.  Напомню, что речь идет о бригадном генерале запаса Гиле Гирше и о его назначении на должность генерального инспектора полиции.

Решение о смене верховной власти в полиции было вызвано фактами многочисленных жалоб населения страны на превышение полномочий, нарушение процедуры задержания виновных и невиновных граждан и так далее со стороны полиции.

Но не об этом я хотел написать. Просто болит у меня за наше государство, да и небезразлично мне, кто и как мою безопасность и покой обеспечивать будет. Ну а поскольку я любитель основательных  исследований, то для начала мне пришлось заглянуть в официальный сайт израильской полиции.  Начну с самого любопытного, что я там нашел:

«И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и урядники его…» (Числа, 11, 16)

«Идея еврейского надзора за исполнением законов уходит корнями в традиции еврейского народа, в библейские времена. Библейские урядники способствовали охране общественного порядка и символизировали независимость еврейского народа».

Сильно сказано, но не понятно с чем ее едят, эту идею  «…еврейского надзора за исполнением законов…». Попробуем, для начала, вспомнить историю. Библейские времена – это времена Первого и Второго Храма. Что мы знаем об этом периоде? Это было время, когда не было государства с его многочисленными институтами власти и всеми отсюда вытекающими последствиями: разделения на чиновников и простых граждан, бюрократии, коррупции, превышения власти и тому подобное.

Те, кто стоял тогда во главе народа Израиля, были мудрецами поколений. Их интересы совершенно не переплетались с материальными, их задачей было сохранение единства народа. А единство народа – это, прежде всего, полное согласие с идеологической основой общества. А идеологическая основа была тогда простая, сформулированная теми же мудрецами:

1.    Не делай другому то, что ненавистно тебе. (Гилель)
2.    Возлюби ближнего как самого себя. (раби Акива)

Не надо думать, что поголовно весь народ Израиля придерживался этой идеологии, и что в народе царила тишь да гладь… иначе, зачем нужны были библейские урядники. Кстати, а зачем они все таки были нужны?
«Библейские урядники способствовали охране общественного порядка и символизировали независимость еврейского народа».

Говоря иными словами, весь народ был охранниками общественного порядка, то есть старался следовать идеологии общины, а независимость народа выражалась в добровольном принятии на себя законов общины.

А теперь вернемся снова к проблеме охраны порядка полицией Израиля в наши дни. И опять немного истории из официального сайта полиции.

«Организация «а-Шомер» — предтеча еврейской полиции. В начале 20-го века во времена Османской империи в Эрец-Исраэль снова начали появляться еврейские поселения. Новые репатрианты, приезжавшие в страну, сразу сталкивались с тяжёлыми проблемами безопасности, а власти не препятствовали нападениям враждебно настроенных соседей. Охрана жизни и имущества стала насущной потребностью. Такая ситуация создала почву для возникновения организации «а-Шомер».

В 1909 году члены организации «а-Шомер» объявили себя ядром еврейской полиции и жандармерии в Эрец-Исраэль, целью которой является защита еврейских жителей от арабских погромщиков. «Еврейские полицейские» того времени уменьшали количество нападений со стороны арабских соседей и препятствовали нанесению ущерба еврейским поселениям, в которых они действовали.»

Достойная роль, однако, согласитесь, что между охраной еврейских поселений от враждебно настроенных соседей и поддержанием порядка и законности внутри еврейского государства, дистанция огромного размера. И дело не во времени, разделившем и отдалившем эти задачи.

Дело в непонимании, что народу, возвращавшемуся из изгнания требовалась больше воспитательная и разъяснительная работа по организации порядка, чем его охрана. Ведь это были люди, съехавшиеся с разных стран, с разной ментальностью, с разным укладом семейных и общественных отношений. И из этих изгнанников должен был снова родиться Народ Израиля – со своей библейской идеологией, которая должна была стать основой общественно-экономических отношений. «Не делай ближнему то, что ненавистно тебе». И эта идеология должна была также лечь в основу законов и методов поддержания порядка.

Но идеология сионизма, которая легла тогда в основу создания Государства Израиль, не предусматривала построение общества, которое соответствовало бы корням нашего народа. Мы готовы были построить здесь социализм, потом капитализм, потом еще непонятно что, и все это из разрозненных людей, каждый из которых привез с собой из изгнания свою идеологию.

Естественным образом точно также, как мы отнеслись к возрождению народа Израиля, мы поступили с формированием главного органа поддержания порядка. Мы слепо скопировали институт полицейской власти с британского мандата (смотреть сайт полиции Израиля), а затем еще и усугубили эту ошибку последующими реформами.

Я не могу обвинять полицию в том, что она не в состоянии справиться со всеми нарушениями общественного порядка, пересадить всех коррупционеров и обезвредить все бандитские формирования. Само общество неустанно подпитывает все эти явления тем, что не имеет общих ценностей, которые были бы приняты за идеологическую основу.

Я только немного коснулся нашего общего наболевшего вопроса. Я не думаю, что перестановкой кадров можно что-то решить в реорганизации полиции. Нам нужна реорганизация всего общества, новая парадигма мышления, корни которой берут начало из истоков возникновения Народа Израиля.

Проблемы полиции Израиля – это наши общие проблемы, вызванные разобщенностью нашего народа. Вернемся к своим корням, станем снова единым народом, тогда и полиция станет осуществлять «…еврейский надзор за исполнением законов…», который будет способствовать нашему единству.