Первая жертва в истории русской авиации

Виктор Новицкий 2
Первой «жертвой долга» в истории русской авиации был украинец.

7 октября 1910 года в Петербурге на Комендантском аэродроме проходили полеты Первого всероссийского дня авиации. В небо поднялся и самолет «Фарман», управляемый летчиком капитаном корпуса корабельных инженеров Российского Императорского военно–морского флота Львом Макаровичем Мациевичем. Капитан Мациевич был фаворитом праздника. 175 тысяч зрителей, пришедших посмотреть на полеты диковинных птиц, восторженно наблюдали за его полетом. Еще бы! 23 сентября Мациевич установил рекорд пребывания в воздухе - 44 минуты 12,2 секунды, поднимал в воздух премьер-министра П.А.Столыпина и адмирала Яковлева и еще десяток желающих. «Он не боится погоды даже при семи баллах ветра»! «Его полеты красивы и уверенны. Вот где истинный художник своего дела!» «Вот человек, который душой и телом отдался авиации!» - так писала о Мациевиче пресса…
   Аэроплан Мациевича набрал высоту 480 метров. Пора опускаться: ведь сегодня конкурс на точность приземления. Вдруг зрители услышали в небе непонятный треск, после чего «Фарман» Мациевича опустил нос и устремился к земле. Потом он выровнялся, но тут же, ко всеобщему ужасу, стал разламываться на части. Мелькнула фигура летчика, устремившаяся к земле, опережая обломки самолета. Через несколько мгновений пилот упал на землю, в самом центре круга для приземления самолетов. Так произошла первая катастрофа в истории российского воздушного флота. Ее жертвой стал украинец, талантливый летчик и инженер, Лев Макарови Мациевич…
    Он родился в 1877 году в семье обедневшего помещика в деревне Александровка нынешней Кировоградской  области. В 1901 году закончил Харьковский технологический институт, работал на судоверфях в Николаеве. В 1903 году представил оригинальный проект броненосного крейсера, который был принят к исполнению, а Мациевичу предложили службу в корпусе корабельных инженеров. Это давало Льву Мациевичу приличное сущестование и возможность заниматься передовой техникой, что он успешно и делал, за шесть лет представив четырнадцать оригинальных проектов подводных лодок.
   Пытливый ум инженера Мациевича заинтересовала возможность применения авиации в военно – морском флоте, несмотря на то, что авиация и над землей еще только делала первые шаги: ведь первые в истории полеты братьев Райт начались всего лишь в 1903 году! 23 октября 1909 года Лев Макарович  представляет в Морское ведомство докладную записку: « Качество аэропланов позволяет думать о возможности применения их к морскому делу. Техническая сторона создания морского типа аэропланов /возможность садиться на воду, сохраняя при этом плавучесть и устойчивость/, а также возможность помещения их на палубе кораблей, по-видимому не представляет непреодолимых затруднений и мною уже разрабатываются. Не представляет затруднений устроить в носу и корме судна особые площадки, на которые помещались бы аэропланы, и с которых они бы поднимались. Подъем аэропланов производился бы от хода корабля, или же при посредстве особо приспособленных рельсов».
   Развивая свою мысль, капитан Мациевич вскоре совершенствует свой проект: «Не представляет затруднений устроить на судне специального типа легкую навесную палубу, на которой находились бы, взлетали и садились аэропланы». Для уменьшения пробега при посадке Мациевич предлагал «…устроить особые сети, распростертые над частью палубы», а для облегчения взлета уже предлагал электрическую катапульту.
   Фактически, инженер Мациевич обрисовал все основные черты будущих самых больших и мощных военных кораблей - авианосцев, и сделал это первым в мире, ибо в США подобные предложения сделала газета «World» через год, в 1910 году. В Англии подобные идеи высказал адмирал Мак-Керр в 1911 году. Во Франции, тогда «авиационной столице мира», корабельная авиация появилась в 1912 году.
   Не будь 7 октября 1910 года, очень даже возможно, что талантливый украинец – корабельный инженер российского флота Лев Мациевич довел бы до конца свои идеи,. и Россия стала бы первой страной, создавшей авианосец: Ведь незадолго до катастрофы Мациевичу для производства его опытов по созданию гидросамолетов и созданию специального авианесущего судна выделили 15000 рублей, сумму, по том временам немалую. Но…
    В 1910 году  Лев Макарович едет во Франию председателем комиссии по закупке там самолетов и осваивает управление самолетом, получая диплом летчика. «Как можно создавать летательный аппарат, не зная практических основ полета?» - пишет он домой на Украину. После освоения теоретичесих основ управления самолетом ему потребовалось длишь 45 минут для приобретения практических навыков управления своим «Фарманом».
    Одновременно с освоением авиационной техники, предвидя неизбежное применение авиации в военном деле, Лев Мациевич пишет книгу «Воздухоплавание в морской войне». Книга вышла в свет в 1912 году, уже после смерти талантливого российского инженера и летчика….
 7 октября 1910 года капитану Льву Макаровичу Мациевичу было, как и Иисусу Христу, 33 года. Как и о Иисусе Христе о нем тоже можно сказать «смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Именно под влиянием увиденной трагедии, присутствовавший на Комендантском аэродроме русский изобретатель Глеб Николаевич Котельников через год представит в Авиационный комитет России свой ранцевый парашют РК-1 – «Русский, Котельникова, первый». Он стал основой парашютной техники.
   А первый авианосец «Фьюриес» сошел со стапелей в Англии в 1923 году. Первый авианосец в Советском Союзе вступил в строй в 1976 году. Возможно, именно в память об украинце Льве Макаровиче Мациевиче его назвали «Киев». Потом последовали «Минск», «Новороссийск» и «Баку». На стапелях строились «Тбилиси», «Рига» и «Ульяновск». В настоящее время лишь «Тбилиси», ставший «Адмиралом Кузнецовым», несет службу в составе Северного флота России. «Рига» после распада Союза стала «Варягом» и досталась Украине, которая продала его Китаю как металлолом за жалкие 25 миллионов долларов. «Баку», ставший «Адмиралом Горшковым», служил на Северном флоте, пока его не продали Индии, которая, при поддержке России, продолжила его жизнь под именем «Викрамадитья». «Киев» и «Новороссийск» «пошли «на иголки»…
    А на бывшем Комендантском аэродроме в Петербурге лежит плита с надписью: «На сем месте пал жертвой долга 24-го сентября 1910 года, совершая полет на аэроплане «Фарман», Корпуса корабельных инженеров флота капитан Лев Макарович Мациевич…». Можно было бы еще добавить: «смертию смерть поправ»…   Виктор НОВИЦКИЙ (2)    6 октября 2015 г.