Школьный вальс длиною в жизнь

Вера Полуляк
   

    В печке мерно потрескивали дрова, в комнате было тепло и уютно. Аля сидела за столом рядом с мамой. Та проверяла тетради, исправляла ошибки, ставила оценки. Мама работала в школе учительницей. И Аля для себя уже всё решила:" Когда вырасту, обязательно тоже стану учительницей".


    А пока она ещё не доросла, даже в школу не ходила.  Хотя, это не совсем так.  В школе-то она бывала почти каждый день. Иначе и быть не могло, когда мама-учительница, а папа и вовсе - директор. Школа находилась совсем рядом с их домом.


     Родители Али познакомились на работе. Молодая учительница начальных классов, Мария Кирьяновна, сразу привлекла  внимание Ивана Козьмича, который был старше почти на десять лет. Долгое время влюблённые старались скрывать от всех свои чувства. Опасались непонимания в учительском коллективе. Но шила в мешке не утаишь. Скоро всем всё стало ясно.


     А там, спустя положенное время, и дочка Аля появилась на свет. Следом за ней, с интервалом в два года, народились двое сыновей. 


    Дети росли в любви и заботе. Пока родители были на работе, за ними присматривала соседская девушка Варвара Георгиевна. Она уже закончила школу. И часто рассказывала Але и её братикам о том, какой замечательный учитель их папа, как любили они всем классом  вместе с ним выходить после уроков на берег реки  и читать там стихи, слушать Ивана Козьмича, его рассказы о прошлом.
     Рассказывала и о том, как вместе со своим любимым учителем - директором школы мечтали о светлом будущем…


     Многим мечтам не суждено было сбыться. Когда пришло время идти Алевтине в первый класс, началась Великая Отечественная война. На долю её семьи выпали большие испытания. В 1943 не стало Ивана Козьмича. А Мария Кирьянова вынесла все тяготы военного времени и сберегла детей. После войны продолжала работать в школе, нельзя было опускать руки, не было времени для отчаяния. Надо было поднимать и растить детей.


     Алевтина, как и мечтала в далёком детстве, закончила школу и поступила в педучилище, позднее – в пединститут. Стала учительницей. Работала в сельской школе.


 ... Восемь парт расставлены в два ряда. Справа - печка, в которой потрескивают дрова. А слева через высокие окна льётся яркий свет. За окнами бушуют кусты сирени. Вокруг школы - фруктовый сад. Над входной дверью вывеска: "Азаровская начальная школа". Здесь обучалась грамоте местная детвора.


     Во время большой перемены устраивали обед. Дети доставали свои узелки с бутербродами и молоком, налитом в бутылочки. К этому времени и чайник закипал, который заблаговременно ставили в классе на выступ печки. На десерт были яблоки и груши, собранные  в школьном саду.
      Дети ели и наперебой рассказывали любимой учительнице свои домашние новости.


     Так и бежали день за днём, неделя за неделей, год за годом. Менялись ученики, а традиции школы оставались неизменными.


     К Новому году в школу привозили из леса настоящую пушистую красавицу ёлку. Праздник был не только для сегодняшних учеников, но и для выпускников всех лет и их родителей. Кто-то из взрослых становился на время утренника Дедом Морозом и Снегурочкой. А дети выступали с праздничным концертом. Снежинки, зайчики, лисички, гномики - все в дружном хороводе кружились вокруг ёлки.


    В конце учебного года непременно организовывалась  какая-нибудь интересная экскурсия по памятным местам родного края.


     Долгие годы этой школой в деревне Азарово заведовала Отличник народного просвещения СССР Алевтина Ивановна Мосина. Она была главным организатором и вдохновителем всех культурных мероприятий. Она  вела  и весь учебный процесс - первые годы работала в паре с Елизаветой Ивановной БасиноЙ, потом одна.


     Рано утром спешила на работу. Два километра по проселочной дороге  преодолевала  привычно и безропотно. Летом, когда ученики  уходили на каникулы, а в школе нужно было организовывать ремонт, ездила на велосипеде.


      Малокомплектные школы имеют свою особенность. Учитель здесь, как многостаночник, работает одновременно с разными классами. Чтобы справиться с задачами урока, нужны определённые навыки и умения. Да и покрутиться приходиться немало.
     …За партами в одной комнате сидели ученики первого, второго и третьего классов. А учитель один на всех. В течение урока Алевтине Ивановне удавалось опросить каждого ученика, каждому дать индивидуальное задание. А если возникала необходимость, то после занятий оставалась и занималась дополнительно.  Выпускников этой  школы с удовольствием брали к себе  учителя средней школы.


     Алевтина Ивановна в эту школу пришла, как только вышла замуж и переехала жить к мужу. С ним они условились, что если не будет работы в школе,  то переедут жить в другое место. Свою жизнь без школы Алевтина не могла даже представить.
 Вспомнить об этом уговоре пришлось спустя два с лишним десятка лет.

     Где-то в середине семидесятых годов над школой нависла угроза закрытия. Родителям было сказано: "Не хватает еще одного ребенка. Найдете - школа останется, а нет - придется закрыть". К счастью, положение спас мальчик из города. Родители по семейным обстоятельствам оставили его на зиму у родственников. Учиться в селе ему понравилось. Не хотел даже возвращаться в город.


     Школу в тот раз удалось отстоять. И родителям не пришлось отрывать от себя маленьких детей и отправлять учиться в интернаты.


     Не пришлось и менять место жительства Алевтине Ивановне. Здесь для неё всё уже стало родным, уезжать совсем не хотелось. Здесь у них с мужем родились дети. И теперь маленькая дочка, так же, как когда-то сама Алевтина, любила сидеть рядом с мамой, когда та проверяет ученические тетради…


     Малокомплектные школы и сегодня переживают нелёгкие времена. Угроза закрытия висит над ними как дамоклов меч. А вместе со школами уходит  из сёл и сама жизнь...



     Алевтина Ивановна посвятила делу воспитания подрастающего поколения всю  себя. Её любили и уважали и ученики, и их родители.  А выпускники, уже сами став мамами и папами, нередко обращались за советом к своей любимой первой учительнице. Ивановна - так, с уважением и любовью, её величали на селе.


     …Для большинства из нас школьные годы - это отрезок длиною в десять лет, когда нужно сидеть на уроках и делать домашние задания, это период  школьной  дружбы и первой влюблённости.
       В жизни  Алевтины Ивановны Мосиной понятие - школьные годы - стало намного шире, наполнилось особым смыслом. Мелодия школьного вальса сопровождала её на всех этапах жизненного пути. Со школой связана вся её жизнь. От рождения в семье педагогов, от того памятного зимнего вечера рядом с мамой, проверяющей тетради, до самого последнего дня.  Когда, придя домой после занятий, почувствовала себя плохо.
      Жизнь оборвалась. Ей было всего 53 года.

    Но память о талантливом педагоге  жива и сегодня. А дело своей первой учительницы продолжают её выпускницы, которые, как когда-то сама  Алевтина Ивановна, выбрали для себя учительскую стезю.