После фильма

Ольга Тимохина
Очередной просмотр любимого фильма "Адвокат дьявола" вдруг неожиданно вывел на разные мысли, которые удивительно цеплялись друг за друга, вырастая одна из другой.
Безусловно, оттолкнувшись от лучшего дьявола мирового кинематографа, сложно не задуматься о других актерах, игравших Сатану, а также о том, что про данного персонажа было написано.
И в голову тут же приходит несравненный Булгаков.
И его вечные Мастер и Маргарита.
И абсолютно советский (в лучшем понимании этого слова, конечно) актер Олег Басилашвили.
Который, конечно же, бесподобен во всех своих ролях, во всех своих фильмах советской эпохи.
А вот Воланд никогда не жил в Советском Союзе.
Вы понимаете о чем я?
Его мог бы гениальнейше сыграть Аль Пачино.
Талантливо, искрометно, завораживающе, реалистично.
По-настоящему, как сделано это в "Адвокате дьявола".
Но в нашем российском кинематографе уже Бортко знал об импортозамещении.
И не было у нас своего Киану Ривза, который отказался от своего гонорара, чтобы пригласить в фильм Аль Пачино.
И режиссер прогадал.
А зрители проиграли.
Бывает.
И вот так, погрустив о несбывшемся, мысль пошла дальше.
И споткнулась на Мастере.
И его вечном аде с Маргаритой.
Том самом, что выдал ему Воланд.
Роман можно читать много раз, и каждый раз он открывается с другой стороны.
Мне мысль о том, что Мастер получил в награду ад пришла не сразу.
Но когда я начала об этом размышлять, то мне стало холодно.
И я снова и снова перечитывала строки, где Воланд и Маргарита рассказывают Мастеру о том, что он получил в награду.
Вечная весна с постоянно зацветающими вишнями, которые никогда не дадут плодов, вечный покой и тишина.
Вечная весна...
Когда все только начинает расцветать и ты знаешь, что никогда не увидишь плодов, не почувствуешь силы свершившегося, не узнаешь горечь потери.
Не сможешь быть настоящим.
И только одно может быть утешением - своего героя Мастер все-таки смог отправить в рай.
Понтий Пилат получил лучшее продолжение жизни, чем его создатель.
Он отбыл свой ад на земле и вернулся к Богу.
Туда, где его простили, приняли и никогда не переставали любить.
А Мастер... Мастер из своего рая в подвальчике получил небесный ад с ведьмой.
Навсегда.
Усмешка судьбы.
А потом моя мысль с вечного романа соскользнула на осень.
Я часто думаю о том, что хотела бы жить в вечной осени.
Но пример с Мастером и его весной - так ли я хочу?
И я стала размышлять.
Осень - это последняя улыбка природы.
Это буйство багряной листвы, спокойствие шоколадных оттенков ковров под ногами, и яркие всплески золота среди всего этого великолепия.
Это подготовка природы ко сну, это подведение итогов холодной и хмурой зимы, безумной в своей юности весны, радостного открытого лета.
Осень запирает воспоминания в фотографии, расставляя их по полочкам, убирает ненужное в старые сундуки под тяжелыми замками до лучших времен, варит варенье и приглашает всех в гости.
Многие отказываются, предпочитая любить другие времена года.
Но те, кто соглашаются - никогда не остаются разочарованными.
Потому что только осень может подарить нам чувство волшебства и сказки.
Потому что только ее улыбки говорят и о вечной любви и о вечной разлуке.
Потому что только в ее прозрачном воздухе всегда чувствуется аромат горького дыма, свежесваренного кофе и яблочных пирогов.
И она никогда, понимаете, никогда, не бывает постоянной.
И только осенью ничего не может быть лучше, чем кутаться в теплые шарфы, гулять вечерами по парку, слушая шуршание листвы под ногами, а затем возвращаться туда, где тебя любят и ждут, где тепло и горит огонь в камине.
И я снова и снова понимаю, что нет времени в Вечности лучше, чем осень.
Нет и никогда не было.
Завершающий цикл всей жизни Мироздания.
А может быть, даже осень и есть само Мироздание.
И никакой дьявол не сможет этого изменить.