Эти улицы и лица

Дина Немировская 2
Сценарий урока по литературному краеведению

Тема: «Эти улицы и лица».
Об улицах города Астрахани, названных в честь известных литераторов-земляков.

Возраст учащихся: 12-13 лет

(воспитанники литературной студии «Ранний рассвет» МБОУ «Гимназия № 1» г. Астрахани, руководитель – член Союза писателей России, поэт, публицист Д.Л.Немировская)

Подготовил:

Педагог дополнительного образования» МБОУ «Гимназия № 1» г. Астрахани, магистрант АГУ по специализации «спичрайтинг и речевые коммуникации», член ОМОО «Ассоциация почётных граждан, наставников и талантливой молодёжи»
Немировская Д.Л.


Астрахань

2015 год

Дата проведения занятия: 16.09.2015

Время проведения занятия:14.30 – 15.15

Место проведения занятия: учебный класс № 57 МБОУ «Гимназия № 1» г. Астрахани

Участники: воспитанники литературной студии «Ранний рассвет» МБОУ «Гимназия № 1» г. Астрахани

Цели:

- Пробуждение устойчивого интереса юных литераторов-астраханцев к творчеству поэтов и писателей, родившихся в нашем крае либо посетивших Астрахань;

- Ознакомление подростков с творчеством поэтов современной Астрахани;

- Пропаганда творчества самих юных литераторов, воспитанников литературной студии «Ранний рассвет» МБОУ «Гимназия № 1» г. Астрахани.

Задачи:

Обучающие:

- Обеспечение интереса в учащихся к живому слову в аспекте регионального компонента;

- Ознакомление воспитанников литературной студии с творчеством как ушедших из жизни, так и современных литераторов Астрахани и Астраханской области;

Развивающие:

- Привитие навыков публичных выступлений;

- Развитие способностей к выразительной декламации по памяти стихов поэтов-земляков и стихов собственного сочинения;

Воспитательные:

- Развитие в учащихся патриотических чувств любви к малой родине – родному Понизовью;

- Расширение литературно-исторического кругозора воспитанников литературной студии.

Педагогические технологии:

Ведущая технология – дискуссионная, сопутствующая технология – групповая, построение занятия на основе педагогики сотрудничества.

Педагогические принципы, используемые на занятии:

- Принцип коммуникативной направленности (общение подростков друг с другом, с педагогом, с аудиторией);

- Принцип творческой активности;

- Принцип познавательной активности;

- Принцип единства практической, развивающей и воспитательной сторон деятельности;

- Принцип воспитания в себе литератора с учётом психологических особенностей творческой личности.

Формы и методы:

Групповые и индивидуальные формы работы, практические и творческие задания, викторина, просмотр видеороликов в виде наглядного материала с музыкальным сопровождением.

План проведения занятия:

Рассказы преподавателя, доклады учащихся об астраханских улицах, названных в честь известных литераторов: Василия Тредиаковского, Курмангазы Сагырбаева, Николая Чернышевского, Велимира Хлебникова, Муссы Джалиля, Михаила Луконина, Юрия Селенского, о школе № 33, носящей имя Нинели Мордовиной, о памятниках Махтумкули Фраги, Габдуллы Тукая, Тараса Шевченко.

2. Доклады и рассказы звучат в сопровождении видеороликов и декламации преподавателем и учащимися стихов известных астраханских поэтов, а также стихов самих студийцев, посвящённых родному краю. В видеороликах звучат голоса астраханских бардов.

3. Комплексный блок, направленный на создание развивающей среды и поддержку творческого развития студийцев.
4. Подведение итогов занятия – проведение интеллектуального соревнования в качестве среза знаний (в письменном виде).

Ход занятия:

Просмотр видеоролика с песней Александры Костиной на стихи Дины Немировской «У города счастливые глаза».

В исполнении преподавателя звучит авторское стихотворение «Прогулка».

Прогулка

Первый день весны из дома
Уведёт тропой желанной.
Мы дорогою знакомой
Побредём. И постоянно
Узнаваемы - узнаем
Эти улицы и лица,
Как кружатся птичьи стаи
В самой лучшей из провинций.
Не откладывая в долгий
Пыльный и забитый ящик,
Исповедуемся Волге
В запредельном, в настоящем.
Наша в этом есть провинность,
Потому что мы - поэты -
Лучшая из всех провинций
До сих пор недовоспета.
Мы её столичным лоском
Не унизим, не обидим.
Только здесь такие звёзды,
Только здесь такие виды.
Заграничным сладким кремом
Мы её не разукрасим.
Здесь тысячелетний Кремль.
Персиянка. Стенька Разин.
Мы поём - ведь кто-то должен
Быль воспеть. А может, небыль?
И невидимый художник
Перекрасит наше небо.

Демонстрация авторского видеоролика «Дорога» (стихи Дины Немировской, музыка и исполнение Константина Куклина, картины с видами Астрахани Юрия Анискина).

Преподаватель: Быть патриотом родного города – не только любить его. Нужно хорошо знать его историю и литературу, ведь каждому новому поколению предстоит нести культуру в будущее, а без традиций, без их сохранения, это невозможно. Попробуем совершить увлекательную экскурсию по улицам нашей Астрахани, древней и вечно молодой.

В исполнении учащихся в виде монтажа звучит стихотворение Дины Немировской «Экскурсия».

Преподаватель: В чём, по-вашему, заключается истинная любовь к родному краю?

- Мы воспеваем наш город в стихах, и многие строки станут ответом на этот вопрос.

Со своими стихами о городе выступают учащиеся.

Преподаватель: Прозвучали стихи о родных астраханских улицах. А какие улицы, названные в честь известных литераторов, родившихся или побывавших здесь, вам известны?

Учащиеся называют улицы, названные в честь известных литераторов.

Преподаватель: Город у нас удивительный. Волшба волжской волны нашёптывает строки поэтам. Отчаянно кричат с небес чайки: «Посмотрите на нас! Вскиньте головы! Мы скажем важное!» А Всевышний невидимый художник, ежечасно меняет небесные декорации над закатным небом над Волгой – да так, что ни одна с другой не схожа – что там воздушные замки! Он с зеркальной точностью копирует силуэт древнего кремля – не замечали?

Астраханским поэтам и выдумывать ничего не надо – стоит лишь вдуматься, всмотреться, вслушаться в перепев колоколов на старой Пречистенской башне – даруется само, свыше. И зовётся вдохновением.
1-ый учащийся: И так повелось издревле. Иностранные путешественники оставили немало восторженных отзывов о внешнем облике города, имевшем, по мнению А.Олеария, «довольно красивый вид по множеству башен и колоколен, внутри же большею частию состоит из деревянных строений». Голландский купец И. Стрюйс, писал про Астрахань того времени: «Город Астрахань расположен на острове Долгом, отделяющем Европу от Азии… Издали он красивее, нежели вблизи, потому что в нем много башен и колоколен… в настоящее время как по величине, так и по красоте он принадлежит к значительным городам в Московии». Другой голландец, И. Масса, увидел новую Астрахань, «украшенную московскими нарядными церквями и башнями, гораздо красивее прежней. Переселенные в город московиты и поселившиеся там добровольно в короткое время достигли благоденствия и умножились, так, что город теперь расцвёл больше, чем когда-либо прежде». Величественные архитектурные постройки отражали самобытную жизнь города и призваны были прославить могущество и силу России и её государя.

2-ой учащийся: Немецкий поэт семнадцатого века Пауль Флеминг, побывавший в Астрахани в составе посольства из Голштинского герцогства, был восхищён астраханскими красотами, ав особенности персиками и виноградом. Нашему городу он посвятил множество сонетов, в историю вошёл знаменитый «Приветственный залп городу Астрахани»:

Хоть ты не велика, но торг тебя прославил
И дальних множество племен к тебе направил.

Снаружи ты пышна, как Иерусалим,
Внутри же Вифлеем с тобой едва сравним.

Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит,
И, в Астрахань явясь, всяк в обе разом входит.
Он руку может здесь Европе протянуть
И, повернувшись, вновь на Азию взглянуть…

3-ий учащийся: Нельзя представить себе Россию без Волги, так и нельзя представить Волгу без Астрахани и её необычайно насыщенной истории.

4-ый учащийся: В низовьях Волги встречались волны разных цивилизаций - гунны и сарматы, половцы и татаро-монголы, хазары и печенеги. Казацкие круги Болотникова и Разина, восстание 1705-1706 годов, яростные набаты во времена Пугачева, знамя над Астраханским кремлем в январе 1918 года, яростный грохот зенитных установок во время налета фашистской авиации в августе 1942 года...

5-ый учащийся: Но история состоит не из одних дат. История - это людские судьбы и характеры, необыкновенные события, достойные внимания подробности и неизвестные факты.

6-ой учащийся: Из ставки хана под заглавием Сарай - Бату Астрахань равномерно преобразовывалась поначалу в небольшой посад с Кремлем, потом в важный форпост, оберегающий Россию от набегов степняков, а позже и в большой город с широкими улицами, величественными соборами, торговыми дворами иноземцев - персов, индусов, голландцев, британцев. Невзирая на бурный XX век, Астрахань и а настоящее время остается городом, дышащим историей.

7-ой учащийся: Астрахань была основана в середине шестнадцатого века, когда пришедшими в низовье Волги русичами на Заячьем бугре была построена деревянная, а затем и каменная крепость – Кремль.

8-ой учащийся: В семнадцатом веке к востоку от Кремля возникает жилой посад – Белый город (ныне территория от Кремля до Морского сада). Позднее у стен Белого города располагаются слободы служилых и работных людей – Земляной город. В это же время появляются и первые городские улицы. 9-ый учащийся: Почти четыре с половиной столетия белокаменный Кремль украшает сердце нашей малой родины – южного форпоста России, места слияния Европы и Азии, города древних легенд, осиянного розовым лотосом, города мастеров и рыбаков, бахчеводов и торгового люда, газовиков и нефтяников, вдохновенный край писателей и поэтов. Истоки истории культуры нашего древнего края богаты настолько, что черпать их – не перечерпать.

Вновь звучат стихи и песни воспитанников литературной студии о родном городе.

Преподаватель: Именно здесь, в Астрахани, был рождён великий россиянин Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769), отец которого был певчим на клиросе Троицкого собора. Именно здесь, в Астрахани, он, первый русский профессор, первый академик России, зачинал реформу великорусского языка – того, на котором говорили наши деды и прадеды, того, на котором сейчас общаемся мы.

Звучит доклад одного из учащихся о жизни и творчестве Василия Кирилловича Тредиаковского. Звучат «Стихи похвальные России» Тредиаковского в исполнении учащихся в виде монтажа, а также стихи Олега Куликова, посвящённые В.Тредиаковскому.

Василий Тредиаковский «Стихи похвальные России»

Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умом есть много охоты.

Россия мати! свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небо российску ты солнце ясно!

Красят иных всех златые скиптры,
И драгоценна порфира, митры;
Ты собой скипетр твой украсила,
И лицем светлым венец почтила.

О благородстве твоем высоком
Кто бы не ведал в свете широком?
Прямое сама вся благородство:
Божие ты, ей! светло изводство.

В тебе вся вера благочестивым,
К тебе примесу нет нечестивым;
В тебе не будет веры двойныя,
К тебе не смеют приступить злые.

Твои все люди суть православны
И храбростию повсюду славны;
Чада достойны таковой мати,
Везде готовы за тебя стати.

Чем ты, Россия, не изобильна?
Где ты, Россия, не была сильна?
Сокровище всех добр ты едина,
Всегда богата, славе причина.

Коль в тебе звезды все здравьем блещут!
И россияне коль громко плещут:
Виват Россия! виват драгая!
Виват надежда! виват благая.

Скончу на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Сто мне языков надобно б было
Прославить всё то, что в тебе мило!

(1728)

ОЛЕГ КУЛИКОВ

Сквозь Астрахань - город неброский,
Распугивая вороньё,
Уйдёт по пескам Тредьяковский.
А посохом - слово своё.
В презренье церковные книги
Да тёртый поповский калач,
Но будет звенеть, как вериги,
Тяжёлая цепь неудач.
И, в душу отверстую целясь,
Узрев шутовскую печать,
Придворная примется челядь
Над славой чудной хохотать.
Нескладен и неинтересен,
Да вздорной мечтой обуян,
Словесности русской профессор,
Подбитый морозом кафтан.
Лорнетные взгляды суровы:
Да чем он действительно нов?
Любовью к российскому слову
И верой в могущество слов!

Преподаватель: Вспомним и другого нашего славного земляка, поэта и баснописца Ивана Хемницера, опередившего по времени своими баснями «дедушку Крылова».

Звучит доклад одного из воспитанников литературной студии о жизни и творчестве Ивана Хемницера.

В исполнении одного из учащихся звучит басня И. Хемницера «Муха и паук». Идёт дискуссия о том, что хотел сказать этой басней литератор.

Иван Хемницер «Муха и паук»

В прекрасном здании одном,
Великолепном и большом,
В котором сколько всё искусством поражало,
То столько ж простотой своей равно прельщало,
В сем самом здании на камне заседала
Одна премрачная из мух и размышляла,
Так, как бы, например, ученый размышлял,
Когда глубокую задачу раздробляет.
А что у мух всегда вид пасмурный бывает
И часто голова ногою подперта
И бровь насуплена, тому причина та,
Что много мухи разумеют
И в глубину вещей стараются входить,
А не вершки одни учености схватить.
Премудрой мухе, здесь сидящей в размышленьи,
В таком же точно быть случилось положеньи.
Нахмуря плоский лоб полдюжиной морщин
В искании вещам и бытиям причин,
«Хотелось бы мне знать, — сказала, —
Строенье это от чего?

И есть ли кто-нибудь, кто сотворил его?
По-моему, как я об этом заключала,
То кажется, что нет; и кто бы это был?»
— «Искусство, — пожилой паук ей говорил, —
Всё, что ты видишь, сотворило;
А что искусство это было,
Свидетельствует в том порядок всех частей
Тобою видимых вещей».
— «Искусство? — муха тут с насмешкой повторила.—
Да что искусство-то? — спросила.—
И от кого оно? Нет, нет, я, размышляя,
Другого тут не нахожу,
Как то, что это всё лишь выдумка пустая
А разве я тебе скажу,
Как это здание и отчего взялося.
Случилось некогда, что собственно собой
Здесь мелких камушков так много собралося,
Что камень оттого составился большой,
В котором оба мы находимся с тобой.
Ведь это очень ясно мненье?»

Такое мухи рассужденье,
Как мухе, можно извинить;
Но что о тех умах великих заключить,
Которые весь свет случайным быть считают
Со всем порядком тем, который в нем встречают,
И лучше в нем судьбе слепой подвластны быть,
Чем бога признавать, решились?
Тех, кажется, никак не можно извинить,
А только сожалеть об них, что повредились.

(1772)

Преподаватель: Литературная история Астрахани XIX в. начинается с творчества баснописца Александра Дмитриевича Агафи (ок. 1792-1816), который прожил короткую, но насыщенную жизнь. Его биография зияет множеством «белых пятен», сведения о его семье очень скудны. Современный биографический словарь «Русские писатели. 1800-1917» скупо сообщает: «Отец Агафи, грек по происхождению, был директором Кавказских училищ, путешествовал по Ближнему Востоку. Образование Агафи получил в Рязанском университете (1809-1812), затем служил в канцелярии астраханского губернаторах, был членом Казанского общества любителей отечественной словесности». Единственная книга А.Д. Агафи «Басни» (Астрахань, 1814) включала произведения как оригинальные, так и переработки сюжетов европейских авторов. На книгу отозвалась столичная критика, что приносит А.Д. Агафи известность.

Басни А.Д. Агафи отличаются естественностью, чистотой языка, это язык уже пушкинской эпохи, в значительной мере очищенный от чрезмерных изысков классицистов. Видимо, неслучайно в басне «Гора в родах» поэт выступает против этого направления. В стилевом отношении они близки басням И.А. Крылова. А.Д. Агафи оригинален в разработке так называемых общечеловеческих тем: зависть («Ссора»), тщеславия («Бык и лягушка») и др. Немаловажно, что в некоторых баснях поэт не только бичует пороки, но и воспевает красоту родного края. Примечательна в этом отношении басня «Журавль».
В исполнении одного из учащихся звучит отрывок из басни «Журавль» А.Агафи.

...кристалл реки при ясности небес,

Являл премножество чудес.

Там с щукою сазан меж тростника играет,

Тут линь из-подо мха со дна реки всплывает,

Здесь окунь, берш, судак, отдельно от других,

Как рыбы чистоплодны, -

Не возмущая токи водны,

Гуляют плавно в них.

Преподаватель: Ясность, простота и остроумие басен А.Д. Агафи обеспечили ему заметное место в истории русской словесности.

Просмотр видеоролика «И современники, и тени»

Преподаватель: Город поэтов и бунтарей, наша Астрахань, улицы которой по праву носят имена Николая Гавриловича Чернышевского, Курмангазы Сагырбаева и Муссы Джалиля, посещаем туристами со всех уголков мира. «Надо, чтоб поэт и в жизни был мастак!» - эти слова Владимира Маяковского вполне применимы к судьбам тех, кто был не просто литератором, но и пламенным трибуном, бойцом, героем.
Звучат доклады учащихся о жизни и творчестве Николая Чернышевского, Курмангазы Сагырбаева (в совпровождении аудиозаписи кюев великого казахского домбриста), Муссы Джалиля (с декламацией фронтовой лирики поэта-фронтовика и стихотворения Д. Немировской «Поставим памятник Мусе Джалилю»):

Бывает так, что нет имён, фамилий
И подвигов свершённых точных дат.
Поставим памятник Мусе Джалилю
Во имя всех подпольщиков-солдат.
Не ради орденов, наград и званий
Джалиль в плену фашистском подрывал
Во имя звёзд Москвы, огней Казани
Немецкий легион «Идель - Урал».
Но дознались коварные злодеи
Не снизошли на Землю чудеса,
Когда в застенках тёмных Плётцензее
Был обезглавлен доблестный Муса.
Полгода в полумраке Моамбита
В тумане пыток, плесневелых стен
Стихи писал он гордо и открыто,
Пред палачами не склонив колен.
Когда ж ещё, когда не в юбилейный
Победный, ясный, светлый мирный год
Пришла пора нам преклонить колена
Пред тем, кто, чуя гибель наперёд,
Слагал стихи такие, что не снилось
Писать всем тем, кто волею дышал.
Поставим памятник Мусе Джалилю!
Тоскует без него шестой причал.

- А кого из современных поэтов и прозаиков Астрахани вы знаете?

Учащиеся перечисляют имена современных астраханских поэтов, декламируют их стихи.

Преподаватель: Впереди у нас – прогулки по улице, носящей имя писателя-фронтовика Юрия Селенского и экскурсии в музеи культуры Астрахани – в дом, в котором отбывал ссылку Николай Чернышевский и в уникальный, единственный в мире музей Велимира Хлебникова. Также мы посетим СОШ № 33 имени Нинели Мордовиной и улицы, на которых установлены памятники Фраги, Тукаю и Шевченко.

- Среди вас, ребята, немало победителей различных районных и областных поэтических конкурсов. Предоставим им слово.

Снова звучат стихи воспитанников литературной студии «Ранний рассвет», лауреатов конкурсов «С Тредиаковским – в двадцать первом веке», «А-строка», «Златоуст Третьеготысячелетия», конкурса, проведённого Думой Астраханской области к юбилею Великой Победы над фашизмом.

Преподаватель: А сейчас настало время интеллектуального соревнования. Перед каждым из вас – листок с вопросами, на каждый из которых можно дать лишь один верный ответы, подчеркнув его. По итогам этой викторины станет ясно, насколько вы усвоили материал. Итоги проверки сообщу на следующем занятии.

Проводится итоговое, завершающее урок интеллектуальное соревнование:

«ДУХОВНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ»

1.Назовите имя астраханского поэта, ставшего одним из реформаторов русского стихосложения:

а) Михаил Ломоносов;
б) Василий Тредиаковский;
в) Василий Жуковский;
г) Иван Никитин.

2.Вот отрывок из миниатюры Валентина Пикуля, рассказывающий об Астрахани 1878 года: «…а гужбаны с пристани, грузчики-тяжеловесы, угрожали миллионерам-рыботорговцам такими словами: «Ты, найдёныш, если и далее нас (этим) кормить станешь, так мы тебе…такую стачку устроим… Вари кашу!»
Вспомнив известного киношного таможенника (напишите название кинофильма), скажите, что же за кормёжка так возмущала грузчиков?

а) Томатная паста;
б) паюсная икра;
в) арбузы;
г) уха.

3.Какой из литературных героев во время своего трёхлетнего путешествия (1821-1824 гг.) посетил Астрахань?

а) Онегин;
б) Чацкий;
в) Чичиков;
г) Обломов.

4.Назовите астраханского поэта, чьё имя связано с литературным направлением «футуризм»:

а) Владимир Маяковский;
б) Велимир Хлебников;
в) Демьян Бедный;
г) Саша Чёрный.

5.Назовите настоящее имя Велимира Хлебникова.

а)Алексей;
б)Ефим;
в)Виктор;
г)Владимир.

6.Как называется поэма Велимира Хлебникова, нашего земляка, в которой он написал о прошлом Астрахани?

а) «Хаджи-Тархан»;
б) «Хаджи-Мурат»;
в) «Хадж-Махал»;
г) «Хадж Омар».

7.О каком астраханском храме это высказывание Петра I: «во всём государстве нет более лепотного храма?..»

а) Об Успенском соборе;
б) О Римско-католическом костёле;
в) О Троицком соборе;
г) О соборе Равноапостольного князя Владимира.

8.Сколько куполов у Успенского собора в Астрахани?

а) 3;
б) 5;
в) 7;
г) 9.

9.Каково количество сохранившихся башен Астраханского кремля?

а) 10;
б) 8;
в) 7;
г) 5.

10.Сколько ворот в Астраханском кремле?

а) 7;
б) 5;
в) 3;
г) 2.

11.Каким по времени основания католическим храмом в России была Астраханская католическая церковь?

а) Первым;
б) Вторым;
г) Третьим;
г) Пятым.

12.В каком из этих соборов в советское время располагался астраханский автовокзал?

а) Церковь Иоанна Златоуста;
б) Собор святого Владимира;
в) Троицкий собор;
г) Успенский собор.

13.Какой художник родился и вырос в Астрахани?
а) Илья Репин;
б) Борис Кустодиев:
в) Валентин Серов;
г) Василий Суриков.

14.Закончите название картины Бориса Кустодиева «Яблоко и…»

а) Рубль;
б) Червонец;
в) Сторублёвка;
г) Пятак.

15.Имя какого российского художника носит астраханская картинная галерея?

а) Кустодиева;
б) Репина;
в) Айвазовского;
г) Крамского.

16.Дом-музей какой известной семьи находится в Астрахани?

а) Семьи Ростроповичей;
б) М.И.Калинина;
в) Н.С.Хрущёва;
г) Ф.Э.Дзержинского.

17.Сколькими мостами соединены левобережная и правобережная части города Астрахани?

а) Одним;
б) Двумя;
в) Тремя;
г) Пятью.

18.На сколько административных районов разделён город в настоящее время?

а) На три;
б) на четыре;
в) на шесть;
г) на семь.

19.Сколько административных районов Астрахани названо в честь исторических личностей?

а) Один;
б) Два;
в) Три;
г) Четыре.

20.Что роднит Астрахань с Санкт-Петербургом?

а)Время основания города;
б) Обилие мостов;
в) Климат;
г) Близость одного и того же моря.

Преподаватель подводит итоги занятия, учащиеся сдают листы с ответами на вопросы интеллектуальной викторины.

Задание на дом: написать эссе либо стихотворение об одной из улиц Астрахани, носящей имя известного литератора-земляка.