Любите музыкантов!

Владимир Бердичевский
                УЛИЧНЫЕ  МУЗЫКАНТЫ.

Бродячие артисты, музыканты, танцоры, фокусники были всегда, еще с древних веков. Они развлекали публику, зарабатывая этим на пропитание. В Российской империи существовало множество бродячих театров: русских, еврейских, немецких, татарских, цыганских, которые, как кочевники, «скосив урожай» в одном населенном пункте, переезжали в другой. Кто не помнит Бубу Касторского
-«Я – Буба Касторский, оригинальный куплетист.....»?
Множество артистов, музыкантов вышли из среды этих, чаще всего талантливых, бродяг.
После войны  в СССР уличные музыканты, «поэты» и «композиторы» переместились с улиц в поезда, зарабатывая на хлеб и водку. В основном, это были инвалиды войны, едва освоившие музыкальный инструмент, будь то скрипка, трофейный аккордеон , мандолина или гармошка. Их , иногда утрированно «жалостливые» песни выбивали у народа слезу. Им совали деньги, еду, махорку, кое-какую одежонку. Постепенно, их «искусство» было полностью остановлено правительством страны, желающем убрать «язвы войны» с улиц и из общественного транспорта.
И вот наступило относительное благополучие народов Европы, в том числе, и СССР, затем России. Появились уличные музыканты на улицах больших и богатых городов, где люди ценят талант, не скупятся оценить полученное удовольствие.  Музыканты освоили метрополитены, места больших скоплений туристов, покупателей, которые не очень спешат, останавливаются и слушают их исполнение.
Был я несколько раз в Гонолулу, где множество туристов. В вечерние часы на главной улице вдоль океана можно увидеть и скрипачей, и жонглеров, и, особенно много «памятников» - людей, изображающих или памятник, или медведя в соответствующей шкуре, или клоуна в маске. И лишь получив деньги от зрителя, эти «памятники» включаются в жизнь и демонстрируют какое-либо занимательное действие.
 Однажды, я долго стоял возле высоко профессионального чернокожего жонглера из Нью-Йорка, который, жонглируя 4-5-ю,6-ю светящимися шарами(это было вечером), мгновенно собрал полную коробку долларов. Поработав полчаса, он ушел, весь мокрый от пота. На следующий день , видя, что он устал, я попросил у него разрешения пожонглировать его шарами, хотя я привык это делать теннисными мячиками. Он с облегчением мне разрешил. Его светящиеся шары оказались довольно тяжелыми. Мне удалось продержаться секунд 15 и не уронить ничего, чему я был несказанно рад, но на такую авантюру я больше не отваживался никогда.
Там же я встретил юную скрипачку, играющую классику. Рядом стоял ее отец с картонкой, на которой было написано:
-Собираем деньги на обучение в Джульярдской Школе* в Нью-Йорке.
Однажды, мои друзья сказали мне, что в Сан-Францисском  БАРТ*, на платформе играет на концертном баяне слепой музыкант из Москвы, закончивший институт Гнесиных. Оказалось, что это Юра С. ,мой земляк из Одессы, которого я знал еще мальчиком, учеником муз. школы. Повидаться с ним мне не удалось, потому что Сан-Франциско не оправдал его ожиданий , и он сразу улетел в Германию.
  В Израиле я встречал русскоязычных музыкантов на улицах, чаще всего, в местах, где бывают туристы.
По виду их не отличишь от ивритоговорящих уличных музыкантов, но услышав в исполнении на флейте  «Романс»  Свиридова, я сразу обратился к музыканту на русском языке. Конечно, не ошибся.
Сегодня в составе уличных музыкантов много прекрасных профессионалов  и непрофессионалов. В Сан-Франциско, очень музыкальном городе, они играют, поют везде: на улицах Даунтауна, на площадях, на Рыбацкой Пристани, самом привлекательном месте города, на воскресных фруктовых базарах, которые есть в каждом районе. Я часто посещаю фруктовые базары, где постоянно можно встретить музыкантов. На базаре возле Сити Холла слушал пожилого виолончелиста. Низкие звуки его виолончели были слышны далеко.Часто появляются певцы-гитаристы,
 китайцы со своим национальным инструментом , похожим на маленькую виолончель, но с острым, пронзительным звуком, которому не нужно никакое усиление. Однажды слушал выступление
негритянского квартета, очевидно, из просвитерианской церкви, специализирующегося на церковной музыке. Изумительно слаженно, без аккомпанемента, пели народные песни и немного западной  вокальной классики. Имели большой успех. В другое мое посещение этого места мне понравилось выступление группы «латинос», которые пели на испанском, португальском и английском, очевидно, студенты. Каждый из участников владел, как минимум, двумя инструментами. Гитара, труба, саксофон, скрипка, клавишные. Что интересно, на трубе играли две девочки, они же и пели, беря в руки гитары.
Мне посчастливилось побывать в канадском городе Эдмонтон на ежегодном фестивале уличных музыкантов, групп, исполняющих народную музыку.Там были представители  Канады, США, Латинской Америки, Африки. Был и русский ансамбль «Лимпопо» из  Лос- Анжелеса. Пели русские, украинские и американские песни.
 Что мне понравилось:  перед выступлением народного ансамбля из какого-то канадского города руководитель произнес маленькую речь:
-Ув. зрители! Когда вы идете в театр или в оперу или на концерт вы покупаете билет. Платите десятки долларов за полученное удовольствие. Я уверен, что мы доставим Вам удовольствие. Так не скупитесь! Что для вас 5-10 долларов? Не обеднеете, А мы постараемся для Вас.
После такой речи стыдно было уйти, не заплатив какие-то деньги.
В следующее воскресенье посетил фруктовый базар (farmer market) в своем районе на  Клемент стрит и попал на выступление настоящего шарманщика. Он крутил ручку шарманки(barrel organ), которой больше 100 лет( 1908 года), изготовленная во Франции. Шарманщик – француз, средних лет, иногда поющий под свою шарманку на французском языке. Очень приятный звук у этого древнего инструмента. Исполненные мелодии, в основном, французские, записаны в исполнении аккордеона с фортепиано. Воистину народная музыка.
Сегодня – воскресенье, начало октября, замечательный, теплый день. Я решил проехаться на велосипеде, завернул на фруктовый рынок на улице Клемент, на 4-х блоках этой улицы Сан-Франциско.
 Остановился возле группы музыкантов из семи человек, расположившихся прямо посреди рынка со своими инструментами. Саксофон, банджо, он же клавишник, губная гармоника, бас-гитара и три солиста –певца с гитарами. Прекрасное усиление, не слишком резкое, мягкое звучание , в основном, народных песен. Так называемый городской фольклор с прекрасными простыми мелодиями.Тексты песен я понимал плохо, некоторые, вообще не мог понять. Сказалоь недостаточное знание народного языка. Кроме того, в таких песнях большой элемент местного сленга, непонятного даже профессиональным переводчикам. Одну песню с прекрасной мелодией я понял полностью. Песня о молодом «дальнобойщике», trackdriwer, который уже 7 дней в пути и скучает по жене.
Рядом со мной остановился слепой мужчина с собакой. Он сразу начал петь припев песни. На куплете замолкал, очевидно, не знал слов, а припев снова пел, причем очень хорошо. Его собака стала подвывать, что привлекло внимание народа. Резко увеличилось количество долларов, бросаемых в футляр от гитары. К слепому подошла девушка, очевидно, дочь, и увела его. Один из музыкантов успел крикнуть:
-Приходи еще!
Что интересно, что многие люди, не говоря уже о маленьких детях, которых было много, не стесняются танцевать под музыку, у всех на виду, причем, в отличие от России и Украины, где я прожил по 28 лет, абсолютно трезвые. Просто ощущение покоя и счастья.
Такое выдалось воскресенье.
Любите музыкантов, дорогие друзья!