Мой Крым

Лев Фунчиков
      Опубликовано в альманахах Голоса Петербурга и Рог Борея.
               
Купив путёвку на 11дней в Феодосию, я с супругой как-то  сомневался – а будут ли там те же удобства, что в Турции, Египте, Тунисе, куда мы ездили раньше? В путёвке так же было ВСЁ ВКЛЮЧЕНО, правда, напитки сюда уже не входили, т.е. мы не могли уже сидеть с утра до вечера при плохой погоде в баре и пить соки, разбавленный джин – бесплатно. Как я понял впоследствии, это  могло ударить по нашему карману. Не пью – не тянет! – это вне отпуска, а в нём… - пути Господни неисповедимы! 
Экраны в салоне авиалайнера показывали путь самолёта над Европейской частью России. Обогнув Украину, мы бодро двигались к Ростову-на-Дону и далее - над нашим берегом Азовского моря к переправе ниже Керчи.
 Сели в Симферополе.
Долго искали нашу вращающуюся ленту с багажом. Рядом вращались чемоданы и сумки, прилетевшие из Москвы и Казани… Из Санкт-Петербурга пока не было. Наконец, нашли. Параллельно узнали, на каком автобусе нам ехать до отеля Ай Петри в Феодосии: <Выйдите на привокзальную площадь, там сразу у выхода стоит человек с синим плакатом ИНТУРИСТ. Он покажет, где стоит ваш 12 номер автобуса.>
 Плаката такого у выхода не оказалось, пошли, куда глаза глядят. Тут же на нас напали уже поджидающие частники – за высокую цену довезут, куда угодно. Нет, тут что-то не так – решили мы. Ещё раз пошли и спросили, где 12 автобус - частники этого просто не хотели говорить! Наконец, рассказали и показали – стоянка была совсем рядом. Я не против частного извоза, но у нас-то он был бесплатный!
 Пока искали багаж и автобус, начало темнеть. Ехали долго, уже в темноте. Свет включали только на остановках. Темно в автобусе, темно за автобусом. Никакого гида, практически, не было. Когда начали роптать, почему ничего не объявляют, появлялась   девица с переднего сидения и сообщала, что это за остановка. Когда не роптали, ничего не сообщала. Впоследствии узнали, что она была за гида. В конце маршрута узнали, что гид появиться завтра в вестибюле отеля Ай Петри в назначенное время. В темноте развозили долго по пансионатам и отелям Феодосии.
Наш Ай Петри оказался высоткой на берегу моря, в которой вот уже 40 лет не производилось никакого ремонта. Двери в номере не все закрывались – рассохлись, увы! Ванной как таковой не было вовсе. В туалете рядом с унитазом стоял маленький пластмассовый тазик, а над ним – душ. Это всё. Да, рядом была ещё раковина с Оп Оп краном над ней для умывания! Пол у тазика между унитазом и раковиной как-то не то, чтобы проваливался, но начинал двигаться, когда на него ступали… Мы сильно задумались. В самом номере всё было очень чисто, убрано, застелено – телевизора не было, ремонта, по моему тоже давно не было. Недавно здесь находились беженцы из каких-то регионов – так нам сказал внизу дежурный, выдававший ключи после нашей регистрации.
Утром мы бодро переехали в пансионат ФЕОДОСИЯ, регистратура которого была общей для этого пансионата и для отеля Ай Петри. Столовая также была общей. Пришлось, правда, доплатить кругленькую сумму в 4000 рублей с человека, но это стоило того! Удобства даже лучше, чем в Египте и Турции –на двоих две комнаты (одна гостиная!) с кондиционерами, современным телевизором, прекрасной душевой кабиной, современной раковиной для умывания и т.д. В обоих комнатах неплохая мебель, лоджии… Вот вам день и ночь! Могут!
 Дальше наш отдых в Крыму шёл, как по маслу. Позже мы узнали, что эту высотку Ай Петри скоро будут ремонтировать и доводить до ума. Дай бог! Сколько ещё может быть таких не ремонтируемых высоток и санаториев за время вхождения в состав Украины  после распада СССР? Пансионат <Феодосия>, как мы узнали позже, всё же курировался местной железной дорогой – поэтому там хорошо. В столовой для тех, у кого ВСЁ ВКЛЮЧЕНО, питание было разнообразным, калорийным. Официантки доброжелательными, отзывчивыми – любые недоразумения улаживались мгновенно.   
В то же утро мы увидели нашего долгожданного гида. Его звал Али. Про нашу ночную поездку он предпочёл ничего не говорить. Мы с супругой купили по путёвке в Севастополь и начали бодро готовиться к предстоящей неблизкой поездке. Вместо обещанного большого автобуса с кондиционером утром перед нами возник небольшой автобус типа Газель практически без кондиционера. А ехать-то надо было от Феодосии до Севастополя и обратно!
Зато какой у нас на этот раз был прекрасный гид! Проезжать приходилось через множество посёлков и даже небольших городков. Из его уст так и лилась информация о истории этой местности, о промышленности и сельском хозяйстве. Причём, рассказывалось с интересными примерами и фактами. Например, рассказывая про какой-то посёлок, он подробно говорил о его истории, состоянии хозяйства до распада СССР и после. Мы слышали подробный рассказ о национальном составе этой местности, о произрастающих здесь культурах. Гидом был известный местный историк Сан Саныч. Когда мы проезжали по Симферополю и он показывал нам основные культурные и административно-хозяйственные достопримечательности города, прозвучал рассказ о том, как иногда трудно бывает что-то выбить, о чём-то договориться особенно при бывшей украинской администрации. Тогда гибли целые производства в посёлках Крыма, закрывались серьёзные предприятия в Симферополе, люди оставались без работы и денег. Без государственного финансирования всё разрушалось, не выдерживало конкуренции. Сейчас ремонтируют и расширяют дороги, в том числе и у Симферополя, пробки случаются весьма часто. Люди с пониманием относятся к этому, после долгого застоя это необходимо.
Бахчисарай  возник и исчез. Я вспомнил, как когда-то  в семидесятых годах  ездил сюда тоже с экскурсией, гид рассказывал тогда, что город был построен в степи в своеобразной долине, благодаря чему издали не был виден. Это спасало его часто от набегов непрошенных гостей. Действительно, тогда это ещё было заметно – и ханский дворец, и множество строений располагалось в этой низине. Сейчас, проезжая мимо этой низины и скал вокруг, мимо этих домиков, террасами заползающих на скалы, я заметил вокруг немало многоэтажных домов. Время не ждёт.
Приближаясь к Севастополю, мы постоянно встречали какие-то признаки, следы военных действий.  Наш гид то и дело рассказывал об этом. Сколько всего натерпелся этот город! Сколько здесь расстреляно народу, начиная с крейсера Очаков, лейтенанта Шмидта, с массовых расстрелов в гражданскую войну и во время фашистской оккупации! Сколько погибло здесь народу во время Крымской войны 1853-1856г.г., когда 62-тысячная армия Англии, Франции и Турции высадилась под Евпаторией? Значительное превосходство этих союзников было во всём! Затопленный русский флот в бухте Севастополя, дабы не дать врагу проникнуть в город! 349-дневная оборона города! 6 массированных бомбардировок и 2 штурма! От города остались одни развалины. Памятник затопленным кораблям, Памятник адмиралу Нахимову, Памятник героям Крымской войны! Впечатляет диарама обороны Севастополя  в этой войне, размещённая в отдельном круглом здании.
Кажется, что ты находишься в рядах участников этой битвы! Так всё живо и захватывающе!   
Великая Отечественная война. 22 июня город уже бомбили фашисты. Оборона города 250 дней! Активное партизанское движение. 4 мая 1944г. штурм немецких укреплений на Сапун-горе. 9 мая город освобождён. В 1959г. открылась диарама штурма Сапун-горы 7 мая 1944г. На площади Нахимова – мемориал героической обороны Севастополя в 1941 – 1942г.г.!
После Севастополя, где мы не только ходили и ездили по городу, но также и плавали на яхте по вытянутой вглубь полуострова бухте мимо бесчисленных кораблей (с небольшим рассказом о каждом местным гидом), путь наш на том же маленьком автобусе фактически без кондиционера лежал опять к Симферополю, при выезде из которого долго стояли в пробке (упомянутый ремонт дороги). Ура, доехали!
Следующая экскурсия была у нас в Коктебель, где, сев на яхту, мы поражались красотой Кара-Дага, и даже некоторые смельчаки (и я тоже!) искупались у Золотых ворот при глубине 80 метров. Находясь у самой яхты и трогая рукой её мощный корпус, я почувствовал какую-то силу притяжения к ней, но, сильно оттолкнувшись, всё же спокойно поплыл дальше или, вернее, подальше. Вам не приходились чувствовать такое притяжение в воде у корпуса  корабля? Или мне это почудилось? Ведь я человек не флотский!
Итак, Кара-Даг. Этот горный массив когда-то (лет так 150 млн. тому назад ) был действующим подводным вулканом. Потом он был поднят на поверхность в результате неких, как говорят, горообразовательных процессов. Половина действующего вулкана осталась в море, а другая половина на берегу полуострова. Потоки лавы сделали своё дело, образовались какие-то причудливой сказочной формы скалы. Фантазия поможет вам увидеть тут и Королевскую свиту – каменные зубцы, и Ивана-разбойника, и Льва, и Сокола, и Пирамиду, и Маяк, и Сфинкса, и Чёртов палец и т.д. Можно пройти на небольшой яхте или катере через упомянутые Золотые ворота – эта скала получила своё название благодаря тому, что при падении солнечных лучей под определённым углом кажется золотой. Можно оказаться вблизи берега и рассмотреть ряд гротов: Шайтан, Мышиная щель, Ванна молодожёнов, Ревущий (длина этого грота 71м.) и т.д. Здесь много прекрасных бухточек, к которым отвесно спускаются скалы, а хребты прямо уходят в море…    
Поэзия Кара-Дага особенно понятна при знакомстве с творчеством Максимилиана Волошина. В самом центре набережной Коктебеля расположен Дом-музей М.А.Волошина. Ещё учась в феодосийской гимназии (Волошин вместе с матерью уехали из Москвы, купив участок недалеко от Феодосии), Макс пользовался известностью, как большой оригинал. На улицах города к нему подходили часто со словами: <Поэт…Скажите какой-нибудь экспромт.> В 1903г. он строит на деньги, оставшиеся после отца, свой двухэтажный дом на берегу Коктебельского залива, впоследствии названный Обормотником. Кого здесь только не было! Чего здесь только не было! Представления, розыгрыши, чтения стихов и прозы известнейшими поэтами и писателями, художники с только что  нарисованными пейзажами Киммерии (Восточный Крым у Кара-Дага), критики… Всё это в каких-то хитонах, полуодеждежде… Местные дачники недаром называли эту публику обормотами. В их числе были и Ахматова, и Цветаева, и Вс. Рождественский, и Гумилёв и Брюсов…  Список огромен. Например, за одно лето1926г.  в доме погостило 410 человек! Волошин ходит на этюды почти ежедневно. В 1925г. он дарит гостям в общей сложности более 600 акварелей. Последнее десятилетие своей жизни поэт обозначил такими стихами:
                Я сам избрал пустынный сей затвор               
                Землёю добровольного изгнанья,
                Чтоб в годы лжи, падений и разрух
                В уединеньи выплавить свой дух
                И выстрадать великое познанье.
Мысль об эмиграции была неприемлема для Волошина, как и для многих русских интеллигентов. Его стихи звучат часто на митингах как красных, так и белых. Он против  любого насилия над личностью. В годы жизни в советской России его стихи не печатались  - убеждения поэта не соответствовали тому времени.  В стихотворении НА ДНЕ ПРЕИСПОДНЕЙ, посвященном памяти Блока и Гумилёва, он пишет:
                Тёмен жребий русского поэта:
                Неисповедимый рок ведёт –
                Пушкина – под дуло пистолета,
                Достоевского – на эшафот.
                Может быть, такой же жребий выну, 
                Горькая детоубийца -  Русь,
                И на дне твоих подвалов сгину,
                Иль в кровавой луже поскользнусь…      
В Феодосии мы ходили в дом- музей Айвазовского, отстояв небольшую очередь. Множество картин, много залов, обычные экскурсии по залам… У меня создалось впечатление, что в нашем Русском музее полотна этого художника как-то выглядят посветлее. Надо будет сходить и проверить. Остались не охвачены музеи Грина, Мухиной, сестёр Цветаевых, Паустовского… Ну, это уже в следующий раз! Остальное время отдых успешно протекал в упомянутом пансионате ФЕОДОСИЯ, на территории которого было ничуть не хуже, чем в Турции и Египте. Улетели легко и своевременно