Консерваторский брак

Родионов Виталий Константинович
Институт консерватории – это сложное и противоречивое явление. Нередки случаи, когда в эти учебные заведения не принимали прославленных композиторов: юному Ференцу Листу отказали в зачислении в Парижскую консерваторию на основании того, что он не был гражданином Франции, хотя в другие времена сделали исключение для Жака Оффенбаха; молодого Джузеппе Верди не зачислили в Миланскую консерваторию, дескать, не обладающего необходимой музыкальной подготовкой; Владимира Ребикова не приняли в Московскую консерваторию из-за «нелепых» диссонансов в его музыке; Юрий Шапорин поступил в Петербургскую консерваторию лишь через пять лет после первой попытки; Георгия Свиридова и Эдисона Денисова тоже не взяли в Московскую консерваторию; позднее Эдисон Денисов был зачислен в Московскую, а Исаак Шварц – в Ленинградскую консерваторию не без личного участия Д.Д. Шостаковича; Аскольд Муров трижды поступал в Новосибирскую консерваторию.
Известно так же, что Жак Оффенбах оставил Парижскую консерваторию, Гуго Вольф – Венскую, Виктор Пасхалов – Московскую и Парижскую, Василий Калинников – Московскую. Анатолия Лядова отчислили из Петербургской консерватории, (хотя через два года восстановили); Эрик Сати дважды пытался учиться в Парижской консерватории (первый раз – его исключили, второй – он сам ушёл из неё); Александра Скрябина отчислили со второго курса «свободного сочинения» Московской консерватории; Сергею Прокофьеву вовсе отказали в «свободном сочинении» в Петербургской консерватории; Александра Локшина выставили из Московской, Мурада Кажлаева – из Бакинской консерватории (позже одного и другого восстановили!). Особый случай произошёл с Георгием Свиридовым. Он прошёл полный курс обучения в Ленинградской консерватории, однако не был допущен до Государственного экзамена по композиции. Приведём свидетельство племянника Свиридова А.С. Белоненко: «Но мало кто знает, что в том же знаменательном 1940 году Свиридов уходит из класса Шостаковича, так и не закончив консерваторию». (см. книгу Георгия Свиридова «Музыка как судьба»).
Не всегда гениев, обучавшихся в консерваториях, по достоинству оценивали преподаватели: Гектор Берлиоз трижды претендовал на Римскую премию после окончания Парижской консерватории; Шарль Гуно столько же раз добивался этой премии; Камиль Сен-Санс два раза пытался получить её, но в отличие от Берлиоза и Гуно, - безуспешно; та же участь постигла Поля Дюка, после чего он  временно прервал обучение в консерватории; четыре раза не допускали к конкурсу на соискание Римской премии Мориса Равеля, пока не разразился грандиозный общественный скандал; Петра Чайковского удостоили серебряной, а не золотой медали после окончания Петербургской консерватории. Густав Малер не сумел добиться серебряной медали после окончания Венской консерватории. Низкие оценки по музыкальным дисциплинам ставили Сергею Прокофьеву в Петербургской консерватории.

Протестуя против затхлой атмосферы, царившей в консерваториях России, ее стены покидали профессора: Антон Рубинштейн, Сергей Танеев, Николай Римский-Корсаков, Александр Глазунов, Анатолий Лядов. В 1948 году Дмитрий Шостакович был обвинён в профнепригодности, лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий, после чего изгнан из них.
Вырисовывается неприглядная картина!