Троил и Крессида, 5-1

Ванятка
АКТ ПЯТЫЙ
СЦЕНА ПЕРВАЯ

Лагерь греков. Перед палаткой Ахилла.

(Входят Ахилл и Патрокол.)

АХИЛЛ:
Сегодня кровь вином разгорячу,
А завтра разрубить врага хочу,
Чтоб на мече та кровь уже остыла.
Пусть испытает гнев и мощь Ахилла.
Патрокол, не жалей вина,
Пируй на славу, старина.

ПАТРОКОЛ:
Сюда спешит Терсит.

(Входит Терсит.)

АХИЛЛ:
Источник зависти  и злобы,
Что отрыгнёт твоя утроба?

ТЕРСИТ:
О, ты, карикатура на живое,
Отверстие во чреве ножевое,
Поручена мне грязная работа:
Записку передать для идиота.

АХИЛЛ:
Ничтожество, откуда те помои?

ТЕРСИТ:
Из Трои, олух олухов, из Трои.

ПАТРОКОЛ:
А кто  же у вождя сейчас в  палатке?

ТЕРСИТ:
Хирургом раненные бедные ребятки.

ПАРОКОЛ:
Витиевато говоришь, шутник.
Сними-ка с рожи клоуна парик.

ТЕРСИТ:
Мне не резон с мальчишкой говорить,
Лишь время понапрасну проводить.
Ты у Ахилла, мразь, на побегушках,
Ты, как подстилка, как его подушка.

ПАТРОКОЛ:
Да ты меня, поганец, оскорбляешь,
Подстилкою, мерзавец, обзываешь.

ТЕРСИТ:
В мужских штанах сокрыта проститутка.
И это – правда, а не злая шутка.
Желаю девке пакостей и бед,
Болезней венерических букет.
Пусть одолеют подлую припадки,
Проказа, паралич и лихорадки.
Да вытекут бесстыжие глаза,
Да сбудется, что ныне предсказал.

ПАТРОКОЛ:
Нетерпелив ты и несдержан в споре,
Ты, словно, матом пишешь на заборе.

ТЕРСИТ:
Не матом!
Падаль покрываю златом.

ПАТРОКОЛ:
Ах, сын собачий,
С рылом поросячьим!

ТЕРСИТ:
Как больно правда ранит негодяя,
Когда б молчал, гулял ты в кущах рая.
О, мир, забитый гнусом-мошкарой,
Как хочется очиститься порой.


ПАТРОКОЛ:
Пошёл-ка вон!

ТЕРСИТ:
Замолкни, вонь!

АХИЛЛ:
Хочу тебя, Патрокол, упредить:
Дуэль придётся завтра отложить.
Прочёл письмо от дочери Гекубы,
Чьи обожаю тело я и губы.
Обета не могу никак нарушить,
И мать обязан я и дочь послушать.
Пожертвую и греками, и славой,
В любви не честь, а только сердце право.
Терсит, готовь палатку для гостей,
Пусть веселятся греки всех мастей.
Нам от дуэли нет, товарищ, проку,
Идём Патрокол.

(Ахилл и Протокол уходят.)

ТЕРСИТ:
Кровищи – уйма, а мозги – пусты,
Безумцы до ничтожества просты.
Когда бы было всё наоборот,
То не они, а я б смотрел им в рот.
Агамемнон, в отличие от всех,
Рассчитывал бы, верно, на успех,
Но и его противно долго слушать,
Мозгов – не боле серы в царских ушах.
Ни проку от него, скажу, ни толку.
Зациклился монарх на перепёлках.
А братец-то – Юпитер, он же – бык,
Его с рогами видеть я привык,
Единогласно греки Менелая,
Сегодня рогоносцем называют.
Он, как шнурок, у брата на ботинке:
И на пиру, и свадьбе, и поминках.
Не ум, а злость мозги его тревожит,
Короток ум, осла мозги дороже.
Рогат, как бык, и, как осёл, тупой,
Идёт бараном тореной тропой.
Готов хорьком я быть, собакой лаять,
Не дай мне бог тупым быть Менелаем.
Терсит, Терсит я, а не Менелай,
А потому хоть вошью называй.
Но что за свет глаза мои слепит,
Кто с факелом на званый пир спешит?

(Входят с факелами Гектор, Троил, Аякс, Агамемнон, Улисс, Менелай и Диомед.)

АГАМЕНОН:
Мы заблудились и в ночи одни.

АЯКС:
Идём, идём. Вон светятся огни.

ГЕКТОР:
К тому же хлопоты и я вам причиняю.

АЯКС:
Спокойно, Гектор, я вас умоляю.

УЛИСС:
А вот и наш надёжный проводник,
Их ночи, как ваяние возник.

(Входит Ахилл.)

АХИЛЛ:
Ко времени вы прибыли и кстати,
Добро пожаловать и Гектору, и знати.

АГАМЕНОН:
Принц Трои, я с тобой прощаюсь,
Аякс – твой страж, на силу полагаюсь.

ГЕКТОР:
Покойной ночи, греков предводитель.

МЕНЕЛАЙ:
Покойной ночи, гость наш и воитель.

ГЕКТОР:
И я желаю блага Менелаю.

ТЕРСИТ:
Не в пользу бедолаге нашей блага.
Ему бы на желания навьючить
Смердящий дух отхожих мест вонючих.

АХИЛЛ:
Покойной ночи, князи, вам.
Добро пожаловать гостям.

АГАМЕМНОН:
Слипаются уж очи.
Покойной всем вам ночи.

(Агамемнон и Менелай уходят.)

АХИЛЛ:
Почтенный Нестор, юный Диомед
Остались с Гектором для пира и бесед.

ДИОМЕД:
Ты Диомеда, Гектор, извини,
Намеренья я должен изменить:
На очереди бизнес неотложный,
Мне оставаться более не можно.

ГЕКТОР:
Да, бизнес – дорогая штука.
Дай на прощанье руку.

УЛИСС ( в сторону Троила):
Вперёд, Троил, вперёд!
К шатру Калхаса факел приведёт.
Я следом за тобой, Троил, иду.

ТРОИЛ:
Спасибо, без тебя я, как в аду.

ГЕКТОР:
Прощайте же.
Короче: доброй ночи.

(Диомед, Улисс и Троил уходят.)

АХИЛЛ:
Ну, что ж, ребятки,
Следуем в палатку.

(Ахилл, Гектор, Аякс и Нестор уходят.)

ТЕРСИТ:
О, тварей лживей нет, чем Диомед.
Когда он лжёт, светила меркнет свет.
Ему я  доверять, никак не смею,
Не говорит – шипит подобно змею.
Когда же он чего-то обещает,
То будто пёс на ветер злобно лает.
Астролог может только предсказать,
Когда от обещаний прока ждать.
Скорее месяц солнцем в небе будет,
Чем Диомед свою же ложь осудит.
Пусть Гектора сегодня не увижу,
Но любопытства всё же не обижу.
По болтовне всезнающего гласа
В палатке у предателя Калхаса
Развратное троянское гнездо,
Пойду, узнаю всё я «от и до».

(Уходит.)