Глава 3 Часть 5 Лаборатория снеготехники

Ирина Ив
Её создателем был Аркадий Константинович Дюнин. Также как мои родители он поступил в НИВИТ в 1932 году. Уже в 1934 г. Аркадий Константинович подготовил работу «Общий вид циклоидальных кривых» на кафедре высшей математики. Это был его первый опыт научного исследования. В сборнике научных трудов НИВИТа за 1938 г. помещена научная статья слушателя А. Дюнина, посвященная этой проблеме.
В 1938 г. Аркадий Константинович с отличием закончил НИВИТ и по распоряжению Наркомата путей сообщения был направлен на Амурскую железную дорогу. Работать начал рядовым инженером службы пути в г. Свободный и за семь лет прошел путь до начальника технического отдела пути Округа железных дорог Дальнего Востока.
В 1946 году Аркадия Константиновича отыскал его институтский учитель профессор В.Е. Еврейсков и предложил поступить в аспирантуру при Транспортно-энергети-ческом институте Западно-Сибирского филиала АН СССР. В аспирантуре Аркадий Константинович продолжил работу над теорией железнодорожных кривых и успешно защитил в 1950 г. кандидатскую диссертацию.
В 1951 г. А.К. Дюнин увлекся проблемой ветро- и снегозащиты железных дорог. Актуальность этой проблемы объяснялась большим числом буранов и метелей в 40-50-х годах прошлого века. Железные дороги несли колоссальные убытки от снежных заносов. Тогда и была организована лаборатория снеготехники в составе транспортно-энергетического института.
Аркадий Константинович хотел создать теоретическую базу для рекомендаций по снегозащите. Для этого он использовал теорию многофазных  потоков, но для её  доказательства необходимы были достоверные экспериментальные данные.
Сначала для опытов использовалась аэродинамическая труба, где исследовался перенос песка при разных скоростях. Но результаты были признаны недостаточно убедительными: структура песка и снега слишком отличались друг от друга. Необходимо было проводить проверку непосредственно в полевых условиях, и для этого был создан снеговедческий стационар.
За городом в чистом поле был построен деревянный дом с устройством для рассеивания снега. Но как зафиксировать расстояние снегопереноса? Если песок можно было окрашивать обычными красителями, то снежинки деформировались под их воздействием. И решение было найдено в применении люминофоров. Кстати, в этом была заслуга моей мамы. Она даже подавала заявку на патент, но её не приняли, не усмотрев разницы между песком и снегом. 
Но каким образом окрашивать и рассеивать снег? Его обрабатывали люминофором и перемешивали в специальных кубах, а потом рассеивали на экспериментальном участке в метель на морозе. Всё это делалось в ручную. На снимке внизу Галина Семёновна обрабатывает снег люминофором, а вверху лаборантка Нина Тимофеевна Мамаева перемешивает его перед рассеиванием. Потом со специальным прибором сотрудники брели по сугробам, замеряя интенсивность снегоотложения.
И каким образом можно было заставить работать сотрудников в таких условиях? Только заинтересованностью в результатах работы и благоприятной обстановкой в коллективе. Несомненно, в этом в полной мере проявился и организаторский талант Аркадия Константиновича, и притягательность его разносторонней творческой натуры. Он интересовался философией: его духовным наставником был К.Э. Циолковский, с которым он переписывался в молодости. Он сочинял стихи, остроумные эпиграммы. Творческая, дружеская атмосфера лаборатории нивелировала трудности в работе.
Результаты исследований нашли отражение в новых конструкциях снегозадерживающих устройств и снегозащитных лесных полос, не только на железных, но и на автомобильных дорогах, а также в нормативных документах. В 1963 году А.К. Дюнин защитил диссертацию на тему «Основы теории проектирования снегозащитных устройств» и был утвержден в ученой степени доктора технических наук. Позднее он написал книгу «Механика метелей».
Естественно, после закрытия транспортной секции работа была прекращена и работа лаборатории. Большинство сотрудников вместе с Аркадием Константиновичем вернулись в свой родной вуз, который давно перестал быть военным и стал просто новосибирским институтом инженеров железнодорожного транспорта.