Детство в Малоярославце

Лариса Лаптева
Я вспоминаю детство, проведённое в Малоярославце, как самую лучшую пору моей жизни. Родители много работали, работали сменами, очень часто  оба в ночь, и я была была предоставлена самой себе. С малых лет я любила читать, я представляла себя на месте героев и отправлялась с ними в увлекательные приключения. Поэтому и в жизни я искала таких-же приключений, и, как правило находила их. Когда я прочла книгу  "Дети подземелья", я поняла, что очень похожа на главного героя. Там говорилось, что рос он маленьким бродяжкой, вот и я была маленькой бродяжкой, шаталась по городу, придумывая чем бы мне заняться, могла по пути из школы зайти в универмаг, и чуть-ли не полдня  возиться в коробке с обрезками тканей, выбирая лоскутки для кукол и пупсиков, или если дома было всё уже прочитано, могла зайти в книжный магазин, взять книгу с прилавка, сесть рядом на стул и зачитаться так, что меня уже выгоняли из магазина, потому что он закрывался.
Но больше всего я любила бегать к старому монастырю, где постоянно снимали какое-нибудь кино. Залезть на изгородь, которой отгораживали съёмочную площадку от зевак, смотреть, как снимается кино. Зрелище увлекательное. При этом стараться пробиться в массовку, когда это требовалось. На нас одевали разные одежды и говорили откуда и докуда надо пройти или пробежать. Мало того  что я получала удовольствие от самого процесса, за это по моим понятиям щедро платили, в зависимости от сложности задачи платили от рубля до трёх рублей. И тогда я пропадала до ночи, я могла на эти деньги сходить в кино, купить мороженое и шататься по паркам и скверам. Родители меня поначалу искали, сбиваясь с ног, но город есть город, где меня носит они не знали. Дома меня ждала очередная взбучка, мама  встречала около дома с хворостиной, но я терпеливо переносила удары этой хворостины по икрам ног, и получив свою порцию шла, как ни в чём не бывало на кухню ужинать. Наконец родителям надоело меня искать, и, видя бесполезность хворостины, её тоже отменили. Просто, приходя домой я слышала от мамы:
 -Явилась, иди ужинать - И всё, никакой реакции больше. Участвовала во всех "войнах" и "битвах" и поэтому всегда являлась домой как хрюшка, в грязной одежде и с порванными бантами. Меня и за это уже перестали ругать и наказывать, потому что всё было  бесполезно. Училась я в русско-цыганской школе, потому что рядом располагался цыганский посёлок, и дочь цыганского барона училась
со мной в одном классе. Красивая, ухоженная, очень послушная девочка. Отличница и умница. Не смотря на моё разгильдяйство, я тоже умудрялась хорошо учиться. Но это произошло не сразу.

  Во втором классе я бросила ходить в школу. Утром я, как всегда собиралась на
 уроки, но вместо школы шла с друзьями, мальчишками цыганятами в город шляться. Одного звали Петька, второго Граф. Вот никак я не могла понять, как это у мальчика могло быть такое имя, Граф, притом, что полное имя было Графин, но дразнить его никто не смел, ибо дрался Граф отчаянно. Вот и шаталась я с этими друзьями по городу, особенно любили мы отираться на железнодорожном и автобусном вокзалах.
Там продавали вкусные пирожки, пирожное с кремом и красивыми розочками, мороженное в картонных и вафельных стаканчиках. Мальчишки ловко воровали пирожки, мороженое, да и вообще, что под руку попадётся, и конечно на мою долю тоже, таскали мелочь из карманов и мы, поевши вкусных пирожков или мороженого на автобусе ехали в центр, в кинотеатр. Однако такое бродяжничество длилось недолго, маму вызвали в школу и спросили почему я не посещаю уроки. У мамы был шок, дождавшись мня после очередной такой прогулки она решила со мной поговорить, бить, ругаться и наказывать меня было бесполезно, это уже давно не действовало. После ужина мама села со мной на диван и завела беседу:
 - Лариса, я знаю, что ты не ходишь в школу - Я молчала:
 - Ты достигла такого возраста, что не можешь просто так жить, ничего не делая-Сказала мама:
 - Учёба нужна для того чтобы в будущем ты смогла получить профессию и работать:
 - Но если ты не хочешь учиться пожалуйста не учись - От этих слов у меня сердце радостно забилось, я не верила своим ушам:
 - Но тогда ты должна работать - Сказала мама. Работать я была не против, только бы в школу не ходить, а главное не делать уроки дома, когда за окном меня манила заветная улица, а надо было выполнять домашнее задание, писать упражнение и решать эти ненавистные примеры и задачи:
 - Но ведь ты маленькая и необразованная, - Продолжала мама:
 - Ну кем тебя возьмут, разве только уборщицей.- Уборщицей я тоже была не против, несмотря на мою безалаберность я привыкла когда родители были в смене, убираться дома, вымыть полы и даже приготовить что-нибудь для родителей, умела жарить картошку, могла отварить макароны и сосиски.
 - Но у нас уже все места заняты.- Продолжала мама:
 - Нам нужна уборщица мыть туалеты, вот завтра вместо школы пойдёшь с нами на работу:
 - Договорюсь в отделе кадров чтобы тебя приняли, будешь пользу приносить и зарабатывать:
 - А то чего это мы должны кормить и одевать такую дармоедку. - Тут я задумалась, я видела эти туалеты на работе у родителей. На полу моча, унитазы загаженные так что порой и заходить противно, не то что к унитазу подойти,
 - Но мама.- Возразила я:
 - там же всё засикано и закакано,
 - Уборщицы нет, вот и загажено. - Сказала мама:
 - А вот будешь убираться и чисто там будет, ну что согласна? - Спросила мама. Я ничего не ответила, с одной стороны заманчивое предложение не ходить в школу, а с другой стороны очень неприглядная перспектива убирать туалеты.
 
   Всю ночь мне снились туалеты, унитазы с наложенным в них дерьмом. И даже, как мне казалось, чувствовала запах этого дерьма. Утром проснулась печальная:
 - Ну что? - Спросила мама:
 - Пойдёшь в школу, или с нами на работу? - Я молча стала собирать учебники и тетради в портфель:
 - В школу я пойду - Сказала я маме - И с той поры не пропустила ни одного урока, втянулась в учёбу и стала хорошо учиться, В четверти в табеле у меня были все пятёрки и лишь одна четвёрка по математике. Гордая я принесла табель родителям, увидев оценки мама вздохнула спокойно.
 
 Но сделав после школы уроки я по прежнему испарялась из дома и гуляла до полуночи, и порой мама меня снова встречала с хворостиной, а порой просто слышала от неё привычное:
 - Явилась, иди ужинать.

  После первой четверти второго класса я стала учиться во вторую смену, и домашние уроки переносились на первую половину дня, и частично на вечер, родители были в беспокойстве, уверенные в том, что я опять начну шляться по городу, пользуясь законной свободой.

    Но проблему эту я решила сама. Уже в пять лет я свободно делала мостик и самостоятельно с него вставала, это нянька (моя тётя которая ранее жила с нами и я её так называла) научила маня, мы с ней занимались каждый день и она меня страховала. Уже вовсю делала колесо, умела стоять и ходить на руках. Конечно, без родителей я кое как делала домашнее задание, и да уроков шаталась по городу в компании Петьки и Графа. Но однажды, проходя мимо дворца спорта прочла объявление, что идёт набор детей на разные виды спорта, прочитав список я увидела спортивную гимнастику, и ноги сами понесли меня туда. Я нашла нужный зал, тренера, и записалась в школу спортивной гимнастики. Вечером я торжественно объявила это родителям:
 - А как же уроки? Обеспокоенно спросила мама,
 - Там есть специальный учитель: - Ответила я.
 - Мы сначала делаем утром уроки, а потом заниматься будем в зале: - Родители вздохнули облегчённо, значит и уроки будут сделаны, и шляться где попало не буду. С первого же занятия романтизм гимнастики исчез из моих представлений, час разминки напоминал  урок физкультуры, а потом обычные упражнения, но утяжелённые, болезненные растяжки и так далее, но я не бросила школу гимнастики,
и не смотря на тяжести и трудности ехала к девяти утра туда с удовольствием, да и ещё двух подруг из класса привлекла, и нам там всё нравилось

  Не могу вспомнить с чего и как началась эта война у нас. Кода дети, мальчики и девочки начали эту войну. Улица Мирная и половина улицы Энтузиастов поссорилась с улицей Школьной и второй половиной ул. Энтузиастов. Я была с той половиной которая была союзницей улице Мирной. Сходились мы на пустырях, заброшенных стройках и дрались. Шпаги сделали из прутьев арматуры, один конец протыкали
капроновой крышкой от банок,чтобы похоже было, дрались ими и порой очень больно попадало, были и травмы, поодиночке на улицу Школьную не ходили, побьют, но и противник, если кто попадал на нашу территорию, тоже избивался по одиночке. Около леса был штаб, там у нас стояли шалаши и там мы строили планы разрабатывали стратегию. Ходили в разведку лазутчиками на строну врагов, ползали по кустам подглядывая, что замышляет противник.

  Я была ужасной собачницей, мне было до слёз жалко всех бездомных собак, и поэтому ежедневно часть холодильника опустошалась, продукты переносились в мой портфель,и по дороге в школу я кормила попадавшихся мне собак, со временем я уже знала каждую собаку по имени, по дороге в школу я их угощала, гладила каждую называя. Вся эта свора была мне очень предана, проводив меня до школы
они ложились невдалеке и ждали когда я пойду домой. Насобирав целую сумку объедков со всех столов в школьной столовой,после обеда собаки получали от меня свой обед на перемене. Но не разбегались и провожали меня до дома после уроков,а потом уже расходились по  своим делам.Так же и в выходные дни,и после школы меня всегда сопровождала кавалькада собак, когда я шла к своим друзьям и из-за
угла появлялась свора собак, ребята говорили:
 -Ну вот и Лариса идёт- Хотя самой меня ещё не было видно. В нашем войске я была незаменима, только я могла пройти по территории врага открыто,и посмотреть
где и что готовил неприятель.Я была неприкасаема, мои верные псы не позволяли никому не просто замахнуться на меня но и даже дотронуться, сразу
бросались,защищая.Война и вражда была настоящая и неподдельная, мы дрались, захватывали врагов своих в плен, ну и они в свою очередь тоже, всех пленных связывали и отводили на пустырь в заброшенный сарай,и запирали там на старый амбарный замок, без ключа, просто вставляли замок в петли, изнутри открыть дверь было невозможно, да и пленных оставляли там связанными. Родители поначалу сбивались с ног в поисках своих детей, потом уже знали если ребёнок не вернулся, то возможно в плену сидит, шли и отпускали своих чад на волю.Родители были конечно в курсе что идёт такая война,ибо дети приходили нередко с подбитыми глазами, разбитыми  носами и другими травмами. Но никакие их действия войну эту остановить не могли. Получила ранение и я. Сидели мы в кустах с моим другом и одноклассником в засаде, долго сидели, мне надоело ждать и я выглянула из кустов, и вдруг неожиданно получила сильный удар в лоб какой-то железякой, по лицу потекла кровь, схватившись рукой за лоб я побежала домой. Мама моя не стала как другие мамы охать и ахать.Отняв руку ото лба и увидев кровоточащую ссадину, она сказала:
 -Ну поздравляю тебя с первым боевым ранением -Потом промыла рану, обработала зелёнкой и приклеила бактерицидный пластырь, я ходила гордая с этим пластырем, как никак боевое ранение.
 
  И ещё одна история связанная с этой войной. Был воскресный день,и мы решили навестить няньку с Сашей и маленькой Наташей. Меня  одели как куклу, красивое с кружевами платье, белые гольфики  и красивые банты. Но поездка к ним отложилась из-за каких-то обстоятельств и мама отпустила меня на час погулять. Запретила строго настрого воевать, пачкаться и рвать банты. Сказав при этом что если хоть пятнышко найдёт,то к няньке не возьмёт меня и оставит дома,эта угроза была пострашней всяких других, няньку я очень любила и скучала по ней, так же хотелось поняньчить маленькую Наташу. Я попрыгала в классики возле дома, но час тянулся неимоверно долго,и я пошла искать своих друзей. Зайдя во двор улицы Мирной никого не обнаружила, в песочнице возилась малышня. Спросила у мелких где их старшие сёстры и братья:
 -А там, за гаражами, ответили мне они. Я удивилась, за гаражами было большое болото и ничего там интересного не было. Зайдя за гаражи я увидела всех своих друзей, там были сооружены плоты из старых брёвен и шёл бой.
 -Это чё это у вас тут?-Спросила я. На берегу было полно зевак, в основном девочки, мальчишки бились с противником палками,  пытаясь достать чтоб ударить,а ещё лучше столкнуть, приглядевшись я увидела и нескольких девочек в спортивном трико или в брюках  которые не уступая мальчишкам отчаянно дрались.Конечно у меня тоже зачесались руки и я даже схватила на земле какую-то палку,но вспомнив что мне нельзя пачкаться бросила её обратно на землю. Подплыл к берегу наш командир, Андрей, но мы его все звали Дрюха:
 -Ларис, прыгай ко мне-Сказал он.
 -У нас бойцов не хватает,их больше.
 -Но мне пачкаться нельзя-Ответила я.
 -Мы в гости собрались,если я испачкаюсь меня не возьмут, да и достанется.
 -Да где ты на плоту испачкаешься-то. -Сказал Дрюха.
 А если в болото столкнут?-Возразила я 
 -Да не столкнут, я тебя всегда прикрою и подхвачу-Продолжал Андрей. Доводы показались  убедительными и я,схватив палку запрыгнула на плот,Дрюха подкатил плот к середине болота,в самую гущу боя. Мы подплыли к вражескому плоту и я замахнулась палкой чтобы начать бить противника как внезапно сама получила увесистый удар между лопатками из соседнего  вражеского плота который подплыл сзади. Не удержав равновесия я плюхнулась прямо в болото вместе с головой. Выбиралась я на берег под улюлюканье с вражеских плотов. На косичках и бантах висели водоросли, красивое кружевное платье было сплошь в тине, так же как и гольфики и новые туфельки:
 -Вот и не испачкалась - Сокрушённо сказала я своей подруге,Люде Горячевой.
 -Не знаю чего ты полезла-Ответила мне Люда:
 -Я же вот не лезу, знаю что мне попадёт:
 -Пошли ко мне домой, что-нибудь придумаем, у меня дома нет никого.- Люда жила в двух шагах от гаражей:
 -Да что мы можем сделать-то? Мне скоро домой возвращаться.
 -Хотя лучше и не возвращаться, за такое точно достанется, платье новое,первый раз одела.
 -Пошли.пошли-Сказала Люда и мы пошли к ней. Придя к Люде домой я разделась, одела её халат Подруга пошла в ванную, быстро и ловко отстирала мою одежду. Я в это время отмывала туфли и отстирывала банты. Потом мы протянули верёвку над газовой плитой,развесили всю одежду, через пять минут всё немножко подсохло. потом выгладили утюгом, заплели заново косички. повязали банты,одела я платье и
гольфы, всё было безупречно чистое, только туфли были мокрые, но это уже была ерунда!
 -А быстро мы как- радостно сказала я,
 -Только платье и гольфы влажные,
 -Ничего, зато всё чистое как и было-Ответила Люда:
 -Будем надеяться что щупать тебя не будут, да и обсохнешь пока идёшь.
 -Ну мне пора-Поглядев на часы сказала я:
 -Ни пуха тебе-Ответила Люда.

  По дороге домой я вертелась юлой, махала подолом платья высушивая его. Домой я пришла уж подсохшая, но главное не испачканная, в чистом платье и целыми бантами. Мама придирчиво осмотрела меня прокрутив вокруг оси:
 С ума сойти-Сказала она:
 -Первый раз никуда не залезла и не вымазалась нигде.
- Ведь можешь приходить чистой когда захочешь.- сказала мама и мы пошли на автобусную чтобы поехать к няньке.
Я могла бы ещё много написать о своём детстве в Малоярославце. но и так уже рассказала достаточно и не хочу больше утомлять читателей.

PS: Война длилась два года. но закончилась внезапно, просто на улице Мирной понастроили много новеньких пятиэтажек,и улицу Школьную ,где дома были барачного типа переселили в эти пятиэтажки. Нарушилась территореальность. Все мы,и друзья и враги стали жить на одной улице. Не зная как вести войну в таких условиях командиры обеих сторон собрались на переговоры,и не нашли ничего лучшего,как объявить мир. Мы его все вместе дружно отпраздновали на опушке леса,на поляне, около большого костра.