Взлет и падение леди Гамильтон

Анна Литцен
Мнения об этой женщине расходятся категорически. Одни историки считают ее довольно глупой красоткой, находившейся всю жизнь под влиянием своих и чужих страстей, марионеткой в чужих руках. Другие, напротив, убеждены, что она была сильной личностью и хитрой интриганкой, умной и умевшей самой манипулировать людьми. Где же правда?



Эмили (позднее ее все стали звать просто Эммой) родилась 26 апреля 1765 года в бедной деревенской семье. По одной из версий, отец умер вскоре после рождения дочери, по другой – бросил семью, так как считал дочь не своим ребенком. Как бы то ни было, материальное положение семьи, и до того не блестящее, стало катастрофическим. И мать уезжает вместе с дочерью в городок Гаварден, к своим родителям, нанимается служанкой в богатый дом. Эмму отдают в школу, но долго это не продолжается. Даже читать и писать Эмма выучилась очень плохо. А затем она стала помогать матери. Вскоре Эмма стала достопримечательностью городка. Прелестная девочка производила впечатление принцессы, хоть и одетой в лохмотья. Прелестные личико и фигура, мелодичный голос, заразительный смех, естественность характера не оставляли никого равнодушным.

В 13 лет Эмма вместе с матерью переезжает в Лондон. О том, что произошло дальше, кто и при каких обстоятельствах соблазнил юную девушку, мнения биографов расходятся. Но факт налицо: Эмма забеременела, родила девочку, которую также назвали Эммой и спешно отправили к бабушке в Гаварден. Далее… далее Эмма начинает зарабатывать своим телом. Утверждают, что она некоторое время провела в публичном доме. Мошенник, рекламировавший чудодейственное средство для пожилых мужчин, взял Эмму к себе в кабинет, где она должна была появляться почти полностью обнаженной, изображая богиню здоровья. Затем она работала натурщицей у самых видных живописцев того времени. С нее было написано множество портретов, набросков и этюдов. Один из портретов, изображавший Эмму в виде Цирцеи, был приобретен богатым 26-летним аристократом Гарри Фезерстоунхофом. Вместе с натурщицей: Эмма стала его содержанкой. Для нее открылась совершенно неизведанная жизнь в роскоши и развлечениях. Но ненадолго. Ибо Эмма не обладала чисто ангельским характером, к тому же вновь забеременела. И покровитель поспешил отделаться от нее: дал ей несколько шиллингов и снял ей скромную квартирку в глухом районе.

Оказавшись после роскошной жизни без средств к существованию, Эмма обратилась за помощью к одному из знакомых сэра Гарри, 32-летнему сэру Чарлзу Гревиллу, также интересовавшемуся ею. В письме она фактически предлагает себя ему. Адресат не возражал, но выдвинул условие: Эмма должна отказаться от всех прежних знакомых и вести скромный образ жизни. И Эмма согласилась. Ребенок от сэра Гарри умер при родах, но Эмма вскоре вновь беременна. Девочку, отцом которой был сэр Чарлз, опять назвали Эммой и отправили к бабушке. Благодаря сэру Чарлзу Эмма обрела хорошие манеры, хорошее воспитание и образование. Четыре года Эмма и сэр Чарлз пламенно любили друг друга, но он так и не женился на ней. Такой брак не одобряли его родственники, общество, он мог помешать карьере сэра Чарлза. А сэр Чарлз строил на ней все свои жизненные планы, ибо был небогат. Гораздо богаче был его дядя по матери Уильям Дуглас Гамильтон, сын лорда и молочный брат и близкий друг короля, философствующий ученый, коллекционер и любитель классической красоты.

Как Эмма перешла в руки Уильяма Гамильтона? Версии расходятся. Одно неоспоримо: Эмма была не по карману сэру Чарлзу и значительно осложняла ему жизнь, и он ее попросту передал дяде. Одни говорят, что за вознаграждение, другие – что он не хотел выбрасывать Эмму на улицу. Как бы то ни было, в 1784 году сэр Чарлз знакомит Эмму со своим дядей, лордом Гамильтоном. Дядя в восторге. Дяде 54 года. Но дядя богат, вдов и бездетен. И по договоренности с племянником лорд Гамильтон пригласил Эмму погостить в его доме в Неаполе. Эмма стала разменной монетой, но даже не догадывалась об этом. Живя в Неаполе, она бесконечно тосковала по сэру Чарлзу и рвалась назад к нему. На все ее призывы тот хранил молчание. Но с дядюшкой переписывался, вовсю расхваливая Эмму и ее совершенства. Эмма послала сэру Чарлзу четырнадцать писем, но ни на одно не получила ответа.

Лорд Гамильтон также не бездействует. Он шлифует Эмму, как ювелир – бриллиант, он тактично старается сблизиться с ней. Вкупе с молчанием сэра Чарлза это заставляет Эмму прозреть. 1 августа 1786 года она пишет: «Я была бы значительно спокойней, если бы вернулась к вам. Я никогда не буду его любовницей! А если вы оттолкнете меня, я заставлю его жениться на мне!» Но Чарлз снова молчит, и в ноябре 1786 года Эмма все же стала любовницей лорда Гамильтона, уступив доводам здравого рассудка. После чего тот написал племяннику, что назначил его наследником.
 
Сделка достаточно некрасивая: сэр Чарлз любезно предложил свою любовницу богатому дяде, она заставила того жениться на себе, а богатый дядя разом решил материальные проблемы обоих. Но в жизни случается еще и не такое! 6 сентября 1791 года Эмма официально стала леди Гамильтон.

Общество отнеслось к этому браку по-разному. Став супругой английского посла (такова была должность лорда Гамильтона), Эмма имела право входа в светское общество. Но все оказалось не так просто. Король был разочарован, королева не пожелала допускать Эмму ко двору. И тут мы видим, что Эмма отнюдь не была деревенской простушкой, она умела получить свое! Ход конем был таков: Эмма сумела проникнуть в парижскую тюрьму к арестованной (напомню: это были годы Французской революции) королеве Марии-Антуанетте и получила от нее письмо к сестре королевы, бывшей королевой Неаполя. Став для последней подругой и поверенной во всех делах, она фактически стала и посредницей между неаполитанским и английским правительствами. И более не считаться с ней было нельзя.

Леди Гамильтон была весьма талантливой и необычной женщиной. Она умела быть преданной подругой и опасным врагом, ханжой и распутницей, любила роскошь и общение с неординарными людьми. Еще больше любила она политические интриги. Я избавлю читателя от описания политических событий, но леди Гамильтон проявила себя незаурядным политиком с мужским умом и женским коварством. И не в последнюю очередь благодаря ей звезда Наполеона начала закатываться. Начало положила громкая победа английского флота под командованием адмирала Нельсона над флотом Наполеона. В сентябре 1798 года корабли адмирала Нельсона принесли свой триумф в гавань Неаполя.

Что же такое был Горацио Нельсон, командующий английским флотом? Практически всю свою жизнь, с детства, он провел на кораблях. В 21 год он уже командовал кораблем. Он привык брать с налету любые препятствия. В боях показал себя неординарным флотоводцем, получил дворянское звание и чин контр-адмирала. Известно утверждение, что в сражениях он потерял правый глаз и правую руку. Касательно глаза – есть веские основания сомневаться, скорее всего это утверждение истине не соответствует, есть факты. Похоже, это была просто неудачная попытка добиться королевской пенсии по инвалидности – она составляла значительную сумму. Но потеря правой руки была неоспоримой, и пенсию он все же получил. Как видим, человек он был вполне практический. Нельсон пользовался огромной популярностью в народе. Он был полон энергии, двигался быстро и резко, голос его был способен покрыть грохот пушек – воплощение победоносного английского духа. В описываемый момент ему было около 40 лет. Был женат на тихой, скромной женщине. Постоянно писал ей, заверяя ее в своей любви и преданности. Однако… Однако уже разгорелся его новый роман. С кем? А как вы думаете? Конечно же, с нашей героиней. Ей было 33, и она находилась в расцвете своей красоты. Нельсон был обезоружен, сражен, покорен. Знакомы они были еще с 1793 года, но только теперь вспыхнула и расцвела большая взаимная любовь. Роман большим секретом не был, но по политическим мотивам он устраивал всех посвященных, даже мужа Эммы. Я бы сказала – особенно мужа Эммы. Известен тот факт, что именно адмиралу Нельсону завещал лорд Гамильтон медальон с наиболее достоверным и выразительным, по мнению лорда, портретом Эммы. А Нельсон хранил его как одно из самых больших своих сокровищ. После смерти адмирала медальон был возвращен леди Гамильтон.

Большая политика меж тем не дремала. Неаполь объявил войну наполеоновской Франции, выдвинул войска, в итоге был разбит, в королевстве вспыхнула революция, монархи Неаполя бежали на Сицилию, французы вошли в Неаполь, затем фортуна отвернулась и от них, вспыхнуло антифранцузское восстание, подходили русские, на подавление остатков мятежа призвали вновь-таки Нельсона. Но в английском правительстве нарастало недовольство Нельсоном, и в первую очередь – из-за его связи с леди Гамильтон. Адмирала обвиняли, что он совсем забыл свой долг, перестал подчиняться приказам и думает лишь об этой печально известной женщине. Лучшим средством для разрыва этой связи посчитали отзыв лорда Гамильтона с поста посла. И в феврале лорд Гамильтон и Эмма вернулись в Англию. А с ними, вопреки приказам лондонского Адмиралтейства, – и адмирал Нельсон.

В Англии началась их странная жизнь втроем. Сэр Уильям хранил молчание, Эмма с Нельсоном не скрывали своих отношений и повсюду появлялись вместе. На предложение мужа жить раздельно Эмма ответила отказом, больше об этом разговора не было. Нельсон купил имение Мертон для себя и Гамильтонов, хотя вовсе не был богат. Эмма же с юности не умела считать денег, ей хотелось иметь большой, роскошный, открытый дом, где всегда будет много гостей. Так и было. Однако практически весь лондонский бомонд игнорировал Мертон. Тем временем не выдержала и жена Нельсона. Большого скандала не было, но они с мужем разъехались (развестись они не имели права) и с тех пор виделись лишь раз. Эмме даром это не прошло. Ее обвинили в разрушении семьи. А адмирала постарались поскорее снова отправить на войну.

В его отсутствие, в 1801 году, Эмма родила дочь от Нельсона, ее назвали Горацией. О девочке тут же распространили слухи, что она – сирота, приемная дочь лорда Нельсона. Она не имела права знать, кто ее мать. Нельсон, не имевший своих детей, узнав о дочери, был совершенно счастлив. Лорд Гамильтон не стал поднимать скандала. Он хранил английское молчание и делал вид, что ему ничего неизвестно. К тому же его здоровье к 70 годам сильно пошатнулось, и 6 апреля 1803 года он умер. Эмме он оставил небольшую ежегодную ренту, все остальное завещал своему племяннику Чарлзу Гревиллу, согласно данному некогда слову. Адмирал Нельсон хлопотал, чтобы Эмме назначили пенсию, как вдове лорда Гамильтона, но безуспешно. Тогда он переписал свое имение Мертон на ее имя. Вторая их общая дочь (снова Эмма) прожила недолго. Но адмирал в это время уже снова был на войне. Новый поход Нельсона закончился знаменитой победоносной Трафальгарской битвой, но для Нельсона она оказалась последней. Французская пуля раздробила ему плечо и сломала позвоночник. В течение трех часов он умирал, перебирая пальцами медальон с портретом Эммы и всем наказывал позаботиться о ней и его дочери и передать эту просьбу королю. Увы, предсмертная просьба адмирала была целиком проигнорирована. Все предпочли забыть об Эмме, и даже о тех несомненных услугах, которые она оказала своей стране.

После смерти адмирала ей пришлось покинуть Лондон, где к ней относились с насмешками и презрением. Все оттолкнули ее. Она все больше катилась вниз, продавала реликвии, оставшиеся после адмирала, продала имение, но в 1811 году все же оказалась в лондонской долговой тюрьме Кингз-Бенч. Сослуживец адмирала помог ей бежать во Францию, дал ей немного денег. Неожиданно была опубликована переписка Эммы с Нельсоном. Сделала это сама Эмма или письма были выкрадены – неизвестно, но это ей очень повредило. Затем умерла мать Эммы – последний близкий человек. Дочь Нельсона, Горация, жила в Дувре у родственника адмирала.

В конечном итоге совершенно больная и сломленная Эмма оказалась на каком-то жалком чердаке с холодными голыми стенами. Она стала пить, превратилась в жирную бесформенную алкоголичку, в 50 лет выглядела на 70 и быстро угасла от пневмонии. Случилось это 15 января 1815 года.

Моряки, боготворившие своего адмирала, оказались не такими беспамятными и неблагодарными, как Англия. Проводить Эмму пришли все из них, кто мог. На могиле поставили простой деревянный крест. Потом могилу несколько раз переносили под предлогом строительных работ; кончилось все общей могилой без какой-либо надписи. Никто сейчас не знает, где же лежит ее прах.



Когда читаешь подробное жизнеописание этой женщины и всех, кто был ей и с ней близок, возникает впечатление сумбура. Да, ее жизнь не была ни прямой линией, ни торной дорогой. И вновь вернусь к вопросу, заданному вначале: кто же она? Красотка – жертва своих страстей, бывшая еще и марионеткой политиков? Или умная интриганка, пользовавшаяся своей красотой и умевшая манипулировать людьми? Истина, видимо, как это всегда бывает, лежит где-то посередине…



Использованы материалы книги Сергея Нечаева «Некоронованные королевы»