5 Бетховен

Гималайский Кедр
<Мальчик, смотревший на небо>

Жил-был когда давно один мальчик.
- Начинается как настоящая сказка, - ехидно заметил Бабур.
- Тише, не перебивай,- сердито шикнула на него сестренка.
- Отец мальчика был хранителем святилища идолов при царском дворе. Он должен был следить за их сохранностью, заменять разбитых идолов на новых. Он ваял их и на продажу и заставлял своего сына продавать на базаре.
- Час от часу не легче, - вздохнул Бабур.

- Идол, это ведь популярный певец или певица...
- Нет, тогда идолы были попроще, их делали из глины, иногда вытесывали из дерева или камня. А потом им поклонялись.
- А как это? - спросила Мадина.
- Наверное, так же как твоей любимой Селене Гомес, - хихикнул Бабур.
- Нет, внучек, не совсем так. Она живой человек, симпатичная, поет задорно, молодежи нравится. Вам лучше называть ее звездой, а не идолом. А вот как люди могут поклоняться бессловесным истуканам - понять трудно.
- Может быть, они сначала тоже пели и танцевали... а потом не в меру пылкие фанаты поставили им памятники. Не могли смириться с их уходом... И раздираемые ностальгическими чувствами выдумали себе, что эти памятники обладают какой-то силой?
- Может и так, Бабур.

- А у моей подружки дома есть идол, маленький такой, на пианино стоит.
- И как она его зовет?
- Бетховен...
- Так он же знаменитый композитор,   нашла идола! – засмеялся Бабур.
- А он тоже из глины, то есть из фарфора...
- Дети, не спорьте. Это очень просто определить, является ли скульптура идолом или нет.

- Как?
- Если ее боятся, если у нее чего-нибудь просят, если за ее порчу жестоко наказывают и тому подобное... тогда это – идол.
- Ну, значит, подружкин Бетховен не идол... она уже двоих раскокала, а ее мама только смеется и новых покупает, говорит, посмотрим, сколько этот продержится.
- Она, наверное, музыкант? – спросил Рахим-бобо у внучки.
- Да, она детей учит играть на пианино.
- Сразу видно, подружка твоя из хорошей семьи. Видно, и сама умеет играть?
- Да, она «Оду к радости» играет.
- Но это, наверное, еще сложно для нее...
- Она очень старательная...

- Так старалась, что уже двух Бетховенов... – съязвил Бабур.
- Она не специально, сам бы попробовал, - ответила Мадина, показав брату язык.
- А ты, Бабур, знаешь это произведение?
- Та ра ра ра Ра...
Бабур пытался воспроизвести мелодию, Рахим-бобо и Мадина улыбались, слушая его.
- Красивая мелодия, даже в устах Бабура,- заключил Рахим-бобо и уже серьезно добавил -  чувствуется, человек с вдохновением писал.

- Поэтому его на пианино ставят?
- Не его, а скульптуру... - поправил сестренку Бабур.
- Наверное, Мадина. Хороший скульптор может передать выражение лица, движение человека. А по ним люди могут угадывать его эмоции, настроение. Так, смотря на образ Бетховена, люди пытаются проникнуться тем самым вдохновением выдающегося композитора, с которым рождались его шедевры.
- Деда, по-моему, лучше музыку слушать, так надежнее... она же творение вдохновения самого автора, так им легче проникнуться. Текст оды почитать, который Бетховена вдохновил...

- Кстати, Бабур, ты знаком с ее текстом?
- Немного пафосный, идеалистический, но за душу берет... я в инете перевод читал.
- Это хорошо, можешь ведь с толком им пользоваться, - с одобрением произнес Рахим-бобо - ты меня извини, что перебил...
- Я хотел сказать, что лучшая память о человеке это то, что он сам оставил, а какой бы хороший скульптор или художник ни был, он в свое творение вносит свои личные впечатления и эмоции, а это уже не то...

- Ты хочешь сказать, что это не страшно разбивать скульптуры? – перебила брата Мадина.
- Это плохо, но страшнее, когда скульптуры ранят человека...
- Поэтому их маленькими делают?
...

- Да, чтобы не покалечили... когда будут падать...
- Ладно, Бабур, не смейся над сестренкой, она по-своему правильно понимает,- сам широко улыбаясь, говорил Рахим-бобо - лучше объясни ей.
Успокоившись, Бабур стал говорить скучным голосом: предметы культуры создают атмосферу, которая важна для взаимопонимания между поколениями. Поэтому культурные ценности надо беречь.

- Бабур, попроще... мне на ум один пример пришел из "Над пропастью во ржи"  Сэлинджера, помнишь, там яркий образ связи поколений...
- Карусель...? - спросила Мадина.
- Умничка, ты откуда знаешь?
- А мне брат давал почитать.

- Ты молодец, Бабур, учишь сестренку, но не рановато ли Мадине это читать?
- А я выборочно давал ей читать, те места, что без ущерба для детской психики...
- Можно подумать, ты уже взрослый, - сверкнула глазами Мадина.
- Ладно, дети, не ссорьтесь. Культура должна вдохновлять и просветлять, а не давить... - примирительно говорил Рахим-бобо. -Хорошо, что вы не застали тех времен, когда за случайно разбитый бюст вождя или за его скомканную фотографию из газеты можно было угодить в тюрьму...


предыдущая глава http://www.proza.ru/2015/10/03/1415
продолжение http://www.proza.ru/2015/10/05/275