Учитель

Алекс Грек
  Размышления накануне Дня учителя

  Наверное, у многих это слово ассоциируется со штатным школьным учителем, в лучшем случае - с преподавателем в ВУЗе или техникуме либо с репетитором. Однако, по моему убеждению, на протяжении всей жизни у человека должен быть учитель, ментор. Вовсе не обязательно, что это один и тот же человек - на каждом жизненном отрезке судьба может подкидывать человеку своего Учителя. Зачастую это коллега по работе, возрастом старше тебя, понимающий (а лучше - по-своему любящий) тебя и обладающий бесценным опытом, который может быть полезен и тебе. Также это может быть духовный наставник, священник, монах и т.п. На каком-то отрезке времени роль Учителя может выполнять для мальчика - отец, для девочки - мать. На более поздних жизненных этапах не исключена двойственность: человек одновременно может быть и Учителем, и Учеником.
  Возвращаясь к отношениям в трудовом коллективе. В идеале коллектив должен содержать 3 возрастные группы (условно говоря, молодёжная [18..29 лет], средняя [30..49 лет] и старшая [50 лет и выше]). Функции старшей группы - добавление устойчивости в развитие подразделения, передача знаний и опыта от старшего поколения к младшему и среднему. Функции молодёжной группы - напротив, придать импульс развитию, не дать застояться идеям и мнениям, генерировать новые идеи и предложения. Черты средневозрастной группы, как правило, в той или иной степени сочетают черты молодёжной и старшей групп. Это основные рабочие лошадки, которые уже не "витают в облаках", но ещё не сильно устают от работы. Тем не менее, им тоже нужны свои учителя, наставники, но вместе с тем они и сами уже вполне способны быть для кого-то учителями.
  Также может возникнуть вопрос: нужны ли учителя (во всех смыслах этого слова), когда есть другие источники информации - книги, библиотеки, интернет, радио с ТВ? Здесь можно ответить так: лишь очень немногие люди смогли бы воспроизвести по этим источникам целостную картину как мира в целом, так и конкретной предметной области. Ведь главное, чего недостаёт всем этим источникам (кроме, пожалуй, отдельных случаев обучения через интернет), - интерактивности, т.е. обратной связи, живого, индивидуального человеческого общения. Порой даже взгляд учителя, его рукопожатие, похлопывание по плечу и другие невербальные жесты могут дополнить вербальную информацию так, как это не сделает ни одна книга. И учитель, и ученик "подстраиваются" в процессе обучения друг к другу, чего сложно бывает добиться даже при общении через интернет.