Аве, Гораций. Глава первая. Приятели

Юрий Боченин
   Аве, Гораций.  Глава  первая. Приятели.  Рассказы.
      Юрий Боченин
                В обычаях человеческих много несообразного,
                много неразумного.
                Жак Кюжас, выдающийся французский юрист XV1 в.

               
   Доморощенные юмористы из нашего института, зубоскалят, поглядывая в спину мне и профессору Кирхову:

   – Достойная парочка!

   Было бы куда благозвучнее без всяких  там идиоматических выражений называть нас словами незабываемого Горация:

   «Известная парочка братьев».
 
   Или   ещё лучше говорить так, как написал бы о нас Вергилий:

  «Оба из Аркадии».

   Мы с Кирховым работаем в одном из НИИ, о делах   которого не всем надо знать. Как у большинства научных сотрудников, кандидатов и докторов наук технического профиля, в столах и шкафах у нас находят место отвёртки, пассатижи, тестеры и прочие подручные инструменты.  В самом деле:

   «Хоть не силён дарованием, силён мастерством».

   Каюсь, в моём кабинете слесарные инструменты редко идут в дело,  они лежат в хаотическом беспорядке вперемежку со специальной литературой,  потрёпанными справочниками  и, что является особенным предметом насмешек, разрозненными сочинениями древнегреческих и древнеримских классиков.

  У Кирхова всё то же самое, включая труды античных и средневековых философов, лежит в удручающем для меня систематизированном порядке. Другая разница между мной и Кирховым та, что я больше идеалист или теоретик в науке, а он больше материалист, то есть, практик.
 
  Мы с Кирховым считаем друг друга алгоритмически ограниченными, хотя в институте работаем в одной и той же области техники, называемой модным в наше время словом «электроника».  Я не вникаю в суть экспериментов этого профессора и, в запальчивости говорю ему об их никчёмности.
 
   Как говорил Цицерон:

     «Я охотнее готов заблуждаться с Платоном, чем делить истину с нынешними знатоками».
 
  В свою очередь  Кирхов оценивал мои теоретические изыскания латинским выражением: «Абстрактное вместо конкретного», шла ли речь о моей гипотезе о спиральном движении пучка электронов в жидких кристаллических полупроводниках или о волновых колебаниях  возбуждённого  вакуума.
 
   «Бездеятельной занятостью» считал я корпение Кирхова,   над разработкой оптимального, как он с апломбом называл, технологического процесса расстановки и крепления различных компонентов  электронных устройств.
 
   Как там у Овидия, древнеримского поэта, любимца Пушкина:
 
   «Мелочи  прельщают легкомысленных».

   Словом, как любят выражаться экспериментаторы, мы с профессором при прочих равных условиях не равны.

   Известен афоризм Шопенгауэра:
 
   "Находясь в одинаковых обстоятельствах, люди всё же живут в разных мирах".

   Все верхи в науке заняты милой посредственностью (бесполезное бремя земли, по выражению Ахилла в «Илиаде Гомера»),  заслуженные люди попадают туда очень поздно, или никогда.

    Уместно здесь привести одно изречение Ювенала:
 
   "Настоящие учёные редки, едва ли наберётся их столько же, сколько ворот в Фивах или устьев плодородного Нила".

     Думаю, что в истинной науке главную роль играет интуиция, называемая талантом: из зародыша не возникает ничего такого, что не было в нём упрятано с самого начала. Без излишней скромности скажу, что у меня есть некоторые врождённые задатки к оригинальному мышлению.
 
   Как писал тот же Овидий:
 
    – «Мчусь я навстречу светил, не покорствуя общему ходу…».
 
    Однако, я далёк от более или менее сносной конструкторской реализации многих моих задумок. Наверное, это оттого, что из-за моей склонности к «боковому видению» непонятных мне физических казусов, возникающих как бы случайно в ходе моих экспериментов, я часто погружаю себя  в размышления над причинами этих казусов, что не всегда идёт на пользу плановой научной тематике.

   Справедливо говорится, что мы тратим годы на подготовительные работы, незаметно тем временем отнимающие у нас силы, необходимые для главной задачи.
   
  Есть всегдашнее несоответствие между тем, что человек задумывает искать и что находит. Часто мои «сырые», то-есть, не оформленные  должным порядком идеи, становятся вследствие невоздержанности моего языка достоянием некоторых «ломовых лошадок» института, к которым я причислял и Кирхова.
 
   – Ганнибал, побеждать ты умеешь, а пользоваться победой не умеешь! – добродушно упрекал меня Кирхов и, прихлопывая ладонью по своей груди, провозглашал цитату из того же Овидия:

    –  «Верь опытному!».

    Сам же Кирхов, в противоположность мне, был лишён чувства сомнения.  Он не задумывался о том, как писал Августин, долго ли просуществует земля и небо. Он брался за такую тематику исследований (преимущественно прикладную), положительный результат которой был заранее предрешён.

   – Даже маленькая практика стоит большой теории, – часто повторял Кирхов.

   При этом он добавлял со свойственной ему, бесовской улыбкой Монны Лизы:

   – Изобретателя Эдисона как-то спросили: – "Что Вы чувствуете по поводу тысячи неудачных попыток? – У меня не было тысячи неудачных попыток, – отвечал Эдисон. – Лампочка была изобретена на тысяча первой попытке».

    Признаюсь, что эти тысячи попыток не соответствуют потенциалу моего терпения.  Конечно, в науке даже неудачные опыты, представляют ценность.  Благоразумный анализ причин неудач экспериментов позволяет не только избежать дальнейших ошибок, но даже приводит к выявлению неизвестных науке фактов. А можно и так: раз за разом закидывать удочку в безрыбий пруд. В конце концов, старания будут вознаграждены какой-нибудь плотвичкой!  Вот в таком духе Пирровой победы работает Кирхов.
 
    В своих годовых научно-технических отчётах профессор поражает рецензентов объёмом проведенных экспериментов, количеством использованных методик и расходных материалов.
 
   Следствием этого является то, что с внешней стороны науки профессор Кирхов плодовитее меня.
 
  – «Вдвойне даёт тот, кто даёт быстро. Промедление опасно!» – поучительно повторял  он, владея внушительным арсеналом латинских афоризмов и изречений.
 
   У Кирхова груда научных публикаций и патентов на изобретения. Его слегка сгорбленную фигуру часто видят за читательским столом в окружении вороха разнокалиберных книг и журналов.

    Мне вспоминается фраза из Диогена Лаертского: «Если бы из книг Хрисиппа изъять всё, что он повыписал из других книг, у него остались бы одни пустые страницы».
 
   Я приводил Кирхову цитату из трудов немецкого философа  позапрошлого века Артура  Шопенгауэра:
 
    «Постоянное чтение отнимает  у  ума всякую  упругость, как  постоянно давящий вес отнимает её у пружины, и  самое  верное  средство не иметь собственных  мыслей – это  во всякую  свободную  минуту  тотчас  хвататься  за  книгу.      В сущности,  только собственные мысли имеют истинность и жизнь, потому  что только  их  понимаешь  вполне и  надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы или сброшенные одежды чужого гостя».

   Благовоспитанный профессор с лёгким вздохом поджимал  свои  полные, вытянутые вперёд губы, слыша мои воззрения на его счёт.  Он со сдержанной улыбкой оценивал мои  медлительность и сомнения в постановке экспериментов. Что касается меня, то я прямо говорил Кирхову, что мне не по душе  его немецкие прямолинейность и аккуратность. Поэтому я редко хожу в его тихую, тщательно прибранную лабораторию, где «белизна, сверкающая чище паросского мрамора», поскольку считаю, что там «берега, враждебные чистым девам». Я опасаюсь втянуться в педантичный, машинный  стиль работы Кирхова и следую правилу: никогда не делать то, что делает он.

    Писал же  Плавт: «Каждый сам кузнец своей судьбы».

    Примиряет нас с Кирховым только один общий духовный интерес: мы, будучи докторами физико-математических наук,  часто взахлёб окунаемся в историю и философию минувших эпох и в разговоре и спорах друг с другом щеголяем крылатыми латинскими выражениями. При этом мы часто величаем друг друга названиями уважаемых должностей в древнем Риме.

   Поначалу интерес профессора к тематике, не относящейся к предмету наших исследований, меня озадачивал.  Его день был расписан по минутам. Не иначе, как он устраивал себе запланированный отдых или зарядку  своего мозгового аппарата  в словесных диспутах со мной.

    Я не затруднял себя точным изложением пришедших мне на память крылатых латинских изречений.  Иногда я добавлял к известному афоризму пару слов, идущих в русло  нашего разговора.   В противоположность мне Кирхов старательно, до буквы, цитировал древнеримских и древнегреческих классиков. При этом он, чтобы подчеркнуть свою эрудицию, часто именовал известных авторов полным именем.

    Например, римского поэта Вергилия он непременно называл Мароном Публием Вергилием и сердито пошевеливал бровями, когда слышал моё святотатственное посягательство даже на латинский порядок слов  в изречениях того же Вергилия.
            
   Что касается высказываний мудрых представителей человечества минувших эпох, то каждое такое высказывание – целая философия.

  «О философия, служанка богословия, вождь жизни. Ты породила города…».
   
    Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к блаженству. Когда мы с коллегой-профессором произносим цитаты и афоризмы великих людей древности, на нас наваливается обилие воспоминаний и ассоциаций, чаще весьма далёких от прямого смысла латинских и древнегреческих слов. Редкостно счастливое время, когда можно думать, что хочешь и говорить, что думаешь.

   Общее хобби не мешает мне и Кирхову подтрунивать  друг над другом и спорить о предметах, не имеющих отношения к научной тематике. Если индивидуум считает, что только он обладает научной истиной, то спорить  с ним бесполезно.
 
    «Камень, который по природе падает вниз, не приучишь подниматься вверх, приучай его, подбрасывая вверх хоть тысячу раз»,  –  писал Аристотель.
 
   В этом же русле созвучны слова Овидия:  «Пусть о себе мнит каждый, что хочет».

   – Что касается нашего общего духовного пристрастия, то мы с Кирховым при наших встречах окунаемся в бездеятельную занятость, разглагольствуем о «тени осла» или о «козлиной шерсти».

    Как писал  поэт «золотого века» римской литературы Гораций

   – «В битву ступает другой, о шерсти козлиной заспорив, с  вздорным оружьем в руках».

   Спор обычно затевал я, поскольку у меня был невоздержанный темперамент холерика, а Кирхов, по общепринятой классификации типов нервной системы, был невозмутимым флегматиком.
               
   «Обтянут кожей слона», – как сказали бы о нём латиняне.

   Один аспирант из соседней лаборатории однажды осмелился, да ещё при стечении праздной публики, обозвать нас «схоластическими мудрецами». А коллеги из третьего экспериментального корпуса  в дополнение к определению «достойная парочка» снизошли до язвительных улыбок на наш счёт, мол, мы «два сапога пара».

    Мы с Кирховым всё это терпим, как терпит у Овидия в "Любовных элегиях" соблазненная Марсом весталка Илия, когда на нее "указывают пальцем".
       
    А мы просто редкие пловцы в пучине огромной.
 
   «Народ меня освистывает, но я сам себе рукоплещу», – восклицал Гораций.